о возложении обязанностии выполнить мероприятия по пожарной ибезопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения



....

Решение

Именем Российской Федерации

г. Рузаевка 30 июля 2012 года

Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Гуриной М.У.,

с участием помощника Рузаевского межрайпрокурора Капкаевой Н.В.,

представителя отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному

району РМ и МВД по Республике Мордовия Летиной Н.В., действующей на основании доверенности,

представителя отдела надзорной деятельности Рузаевского

муниципального района УНД ГУ МЧС России по Республике Мордовия

Крайнова В.А., действующего по доверенности,

при секретаре Кошелевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Рузаевского межрайпрокура РМ к отделу МВД России по Рузаевскому

муниципальному району РМ о понуждении к выполнению мероприятий,

направленных на приведение изолятора временного содержания в состояние,

отвечающее техническим, санитарным и противопожарным требованиям

Установил:

Рузаевский межрайпрокурор обратился в суд с иском к отделу МВД России по Рузаевскому муниципальному району о понуждении к выполнению мероприятий, направленных на приведение изолятора временного содержания в состояние, отвечающее техническим и санитарным, противопожарным требованиям по тем основаниям, что согласно проведенной проверки помещения изолятора временного содержания, находящееся в подвальном помещении здания отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району РМ, не отвечает санитарным и техническим нормам и нормам пожарной безопасности.

В нарушение пункта 5 статьи 17, статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-Ф3 «О содержании подозреваемых и обвиняемых под стражей», пунктов 45, 47, 139 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 года №950, пункта 11, 12 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел,| утвержденной Приказом МВД Российской Федерации № 1115, Минздрава Российской Федерации №475 от 31.12.1990 года в камерах изолятора временного содержания не оборудован душевой и дезинфекционной камерой, камеры не оборудованы приточной и/или вытяжной вентиляцией; в изоляторе временного содержания отсутствует специальное помещение для свиданий подозреваемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов.

В ходе проверки при эксплуатации помещений изолятора временного содержания отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району выявлены также нарушения правил пожарной безопасности, которые выражаются в том, что в нарушении п.4 НПБ 110-03, НПБ 88-01 камеры и помещение кухни изолятора не оборудованы системой автоматической пожарной защиты, в нарушение п.4 НПБ 110-03, п.6.27 СНиП 21-01-97 размеры эвакуационного прохода в северное крыло изолятора не приведены в соответствие требованиями строительных норм и правил; в нарушение п.50 ППБ 01-03, НПБ 160-97 отсутствуют знаки пожарной безопасности на путях эвакуации; в нарушение п.16, 60 ППБ 01-03 не разработан план эвакуации людей в случае пожара в соответствии с требованиями ГОСТ Р.12.2.143-2009; эксплуатируется электрический светильник, установленный в медицинской комнате, с колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника.

В ходе проведенной проверки установлено, что отдел МВД России по Рузаевскому муниципальному району РМ обладает правами юридического лица, действует на основании общего для организации данного вида типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ на районном уровне, утвержденного приказом МВД России № 222 от 21.04.2011 года.

Здание отдела МВД по Рузаевскому муниципальному району РМ является объектом с массовым пребыванием граждан. Вышеуказанные нарушения законодательства о пожарной безопасности и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выявленные в ходе проверки, могут повлечь гибель и причинение вреда жизни и здоровью граждан.

Изложенное, в силу части 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для предъявления иска об устранении обстоятельств, создающих опасность причинения вреда, в том числе здоровья людей, в будущем. В связи, с чем данное заявление прокурора направлено в защиту интересов неопределенного круга лиц прежде всего, населения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

Просит обязать произвести ответчика в изоляторе временного содержания, расположенном по адресу: <адрес> следующие необходимые мероприятия: оборудовать камеры и помещение кухни изолятора временного содержания системой автоматической пожарной защиты; привести размеры эвакуационного прохода в северное крыло изолятора в соответствие требованиями строительных норм и правил; установить знаки пожарной безопасности на путях эвакуации; разработать план эвакуации людей в случае пожара в соответствии с требованиями ГОСТ Р.12.2.143-2009; эксплуатировать электрический светильник, установленный в медицинской комнате, с колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника; оборудовать изолятор временного содержания душевой и дезинфекционной камерой; оборудовать камеры ИВС приточной и/или вытяжной вентиляцией; оборудовать в ИВС специальное помещение для свиданий подозреваемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующих и переговорам и визуальному общению.

В ходе судебного заседания Рузаевский межрайонный прокурор обратился с заявлением об отказе от части исковых требований. Определением Рузаевского районного суда от 30 июля 2012 года принят отказ Рузаевского межрайпрокурора от иска в части исковых требований приведения размера эвакуационного прохода в северное крыло изолятора в соответствие требованиями строительных норм и правил, установления знаков пожарной безопасности на путях эвакуации, разработки плана эвакуации людей в случае пожара в соответствии с требованиями ГОСТ Р.12.2.143-2009, эксплуатации электрического светильника, установленного в медицинской комнате, с колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника, оборудования изолятора временного содержания душевой и производство по делу по данному иску в этой части прекращено.

В судебном заседании помощник Рузаевского межрайпрокурора Капкаева Н.В. исковые требования поддержал по тем же основания и просил обязать произвести ответчика в изоляторе временного содержания, расположенном по адресу: <адрес> следующие необходимые мероприятия: оборудовать камеры и помещение кухни изолятора временного содержания системой автоматической пожарной защиты; оборудовать изолятор временного содержания дезинфекционной камерой; оборудовать камеры ИВС приточной и/или вытяжной вентиляцией; оборудовать в ИВС специальное помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующих и переговорам и визуальному общению, взыскать госпошлину с ответчика в доход федерального бюджета.

Представитель ответчика отдела МВД России по Рузаевскому

муниципальному району РМ и третьего лица МВД по Республике

Мордовия Летина Н.В., действующая на основании доверенности, в

судебном заседании исковые требования не признала по тем основаниям,

что здание ИВС расположено в подвальном помещении здания отдела, здание

является кирпичным строением не типовой постройки, год постройки 1974.

На момент постройки здания отдела и размещения в нем ИВС требования о наличии в изоляторах временного содержания органов внутренних дел помещений для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иным лицами (кроме защитников, а также размещения дезинфекционной камеры и душевой действующим законодательством не предъявлялись. В случае удовлетворения требований прокурора необходимо провести не только капитальный ремонт, но и полную реконструкцию всего здания отдела. Недостатки, связанные с нарушением требованиям норм и правил пожарной безопасности РФ, устранены. Кроме того, согласно справке бухгалтера отсутствуют лимиты денежных средств на данные виды работ т.е. их финансирование не заложено в смете, финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета по смете МВД России, следовательно ответчик отдел МВД России по Рузаевскому муниципальному району не будет являться надлежащим ответчиком по данному иску. Требование прокурора о взыскании с ответчика госпошлины в доход федерального бюджета неправомерен, поскольку отдел МВД по Рузаевскому муниципальному району входит в систему государственных органов исполнительной власти и должен быть освобожден от уплаты госпошлины.

Третье лицо представитель отдела надзорной деятельности Рузаевского

муниципального района УНД ГУ МЧС России по Республике Мордовия

Крайнов В.А., действующий по доверенности суду объяснил, что отделом

МВД по Рузаевскому муниципальному району после проведенной проверки

были устранены большая часть нарушения Правил пожарной безопасности,

кроме п.4 НПБ 110-03, НПБ 88-01, оборудование камер и кухни

изолятора временного содержания системой автоматической пожарной

защиты.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные

доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Статья 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и неопределенного круга лиц.

Приказом МВД Республики Мордовия от 04.09.2011 года утверждено Положение об отделе Министерства внутренних дел РФ по Рузаевскому муниципальному району, согласно которому отдел МВД России по Рузаевскому муниципальному району является территориальным органом МВД России на районном уровне.

Количество граждан, права которых нарушены в результате несоблюдения требований перечисленных нормативно-правовых актов, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, заявление прокурора направлено не только на устранение уже допущенных нарушений закона, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может.

Поэтому прокурор обратился в суд с иском на законных основаниях.

В соответствии с частью первой статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 года №103-Ф3 регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц, гарантии их прав и законных интересов.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также! международными договорами Российской Федерации и не должня сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со статьями 5, 7, 9 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, -изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В силу статей 15 и 24 данного Закона администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Согласно статье 23 Федерального закона Российской Федерации № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и требований пункта 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ №950 от 22.11.2005 года и требований пункта 405 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых», утвержденного приказом МВД Российской Федерации №140дсп от 07.03.2006 года подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 17 указанного Закона, подозреваемые и обвиняемые имеют право, получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.

В соответствии с пунктом 47 этих же Правил и с пунктами 11, 12 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД Российской Федерации №1115, Минздрава Российской Федерации №475 от 31.12.1990 года все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.

Пункт 139 указанных Правил предусматривает, что свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.

Переговоры подозреваемых или обвиняемых с вышеуказанными лицами, прибывшими на свидание, осуществляются непосредственно или через переговорное устройство и могут прослушиваться сотрудниками ИВС.

Согласно требованиям статьи 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-Ф3, а также Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденным Приказом МВД Российской Федерации от 22 ноября 2005 года №950, лечебно-профилактическая работа и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану-здоровья подозреваемых и обвиняемых.

В нарушение п.4 ППБ 110-03, НПБ88-01 камеры и помещение кухни изолятора временного содержания не оборудованы системой автоматической пожарной защиты.

Из технического паспорта административного здания отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району Республики Мордовия, акта проверки изолятора временного содержания отдела МВД Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району от 03.05.2012 года, письма отдела надзорной деятельности МЧС по рузаевскомуц муниципальному району следует, что изолятор временного содержания расположен в подвальном помещении здания отдела МВД Российской Федерации Рузаевского муниципального района РМ, построенном в 1974 году. В изоляторе имеется 26 камер. Камеры и кухня не оборудованы системой автоматической пожарной защиты, не оборудованы приточной и вытяжной вентиляцией, изолятор не оборудован дезинфекционной камерой, а также не имеется комнаты свиданий с родственниками.

Наличие указанных нарушений представителями ответчика, третьим лицом не оспариваются.

Таким образом, нарушения условий содержания под стражей,
указанные прокурором, нашли подтверждение в ходе судебного
разбирательства. При этом суд исходит из того, что имеющиеся в ИВС отдела МВД РФ по Рузаевскому муниципальному району нарушения закона, существенно ущемляют права и законные интересы подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, ставят под угрозу их здоровье и жизнь из-за несоблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о порядке содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей и норм пожарной безопасности.

Поэтому, оценивая все исследованные в ходе судебного заседания доказательства в их совокупности, суд считает требования прокурора законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из обстоятельств дела, суд считает, что ответчику следует установить срок для устранения допущенных нарушений законодательства в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным и достаточным для устранения недостатков.

Довод представителя ответчика о том, что отдел МВД России по Рузаевскому муниципальному району является ненадлежащим ответчиком суд находит необоснованным, поскольку в соответствии с частью третьей статьи 9 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Из материалов дела, из Положения об отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району следует, что отдел МВД Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району является территориальным органом МВД России на районном уровне. Отдел МВД Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Министерству внутренних дел, является юридическим лицом, выступает истцом и ответчиком в суде. Отдел МВД Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел, в том числе, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование. Отдел МВД Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Ведение бюджетного учета и предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поэтому отдел МВД России по Рузаевскому муниципальному району является надлежащим ответчиком и на него следует возложить обязанность по устранению нарушений условий содержания под стражей.

Доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что обеспечить надлежащие условия содержания в ИВС не представляется возможным в связи с недостаточностью финансирования суд находит неубедительными, поскольку отсутствие финансирования из федерального бюджета не исключает обязанность ответчика соблюдать требования Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления" и не допускать нарушения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. Тем более что до рассмотрения настоящего иска времени для обеспечения финансирования ИВС было достаточно.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В случае если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, выступающие в качестве истцов или ответчиков. В связи с чем государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району о возложении обязанности по выполнению мероприятий о санитарно-эпидемологическом благополучии населения, направленных на устранение обстоятельств, создающих опасность для жизни и здоровья граждан - удовлетворить.

Обязать отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району произвести в изоляторе временного содержания, расположенном по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу следующие мероприятия: оборудовать камеры и помещение кухни изолятора временного содержания системой автоматической пожарной защиты; оборудовать изолятор временного содержания дезинфекционной камерой; оборудовать камеры ИВС приточной и/или вытяжной вентиляцией; оборудовать в ИВС специальное помещение для свиданий подозреваемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующих и переговорам и визуальному общению

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: