Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2010 года Рузский районный суд Московской области в составе: председательствующего судьи Гришиной Т.Ю., с участием прокурора Самойлова Е.А., при секретаре Никитиной О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора ... в интересах РФ, неопределенного круга лиц к ЗАО «ФИО3» о понуждении к совершению действий направленных на соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонный природоохранный прокурор ... действующий в интересах РФ, неопределенного круга лиц просит суд обязать ЗАО «ФИО3» привести свою деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именнно : разработать в порядке, установленном Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также СанПин 2.2.1/2.Дата обезличена-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в том числе с учетом требований п.п. 1.2, 1.4, 1.5, 2.1, 2.5), проект обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны промышленной базы и автотранспортного предприятия, расположенных на земельном участке вблизи д. ......, а также карьера по добыче валунно- песчаной гравийной смеси на ........., расположенном вблизи д. ......, отвечающий требованиям действующего законодательства, и получить в органах Роспотребнадзора решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача ......... на указанный проект в разумный срок, который он определяет с учетом просьбы представителя ответчика Дата обезличена года, мотивируя свою просьбу тем, что Межрайонной природоохранной прокуратурой ...... проведена проверка соблюдения Закрытым акционерным обществом «ФИО3ФИО3» требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по эксплуатации промышленной базы и автотранспортного предприятия, расположенных на земельном участке площадью 21,09 га вблизи д. ......, а также добыче валунно-песчаной гравийной смеси на ........., расположенном на земельном участке площадью 121,36 га вблизи д. ..........
Установлено, что деятельность данного юридического лица не отвечает требованиям ст.3, п.1 ст. 11, п.1 ст. 34, п.2 ст. 52, п.2 ст. 39 ФЗ « об охране окружающей среды» от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ, а также ст. 1, 11,12 ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ( в ред. от Дата обезличена года), п.п. 1.2, 1.4, 1.5, 2.1, 2.5, 3.1 СанПиН 2.2.1/2.Дата обезличена-ОЗ « Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от Дата обезличена года за Номер обезличен.
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 2Дата обезличена Номер обезличен 50.Дата обезличена,Т.00073Дата обезличена по проекту нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в окружающую среду, размер санитарно-защитной зоны для ЗАО «......», являющегося предприятием 3 класса опасности, составляет 300 м. В результате деятельности предприятия выделяется 16 наименований выбросов от 15 неорганизованных источников, объем выброса вредных веществ от которых составляет 43,9 т/год. Содержание вредных веществ на границе нормативной санитарно-защитной зоны превышает 0,1 ПДК, в том числе по содержанию диоксида азота, оксида углерода, по группам суммации ангидрид сернистый и диоксида азота.
В нарушение вышеуказанных норм законодательства ЗАО «ФИО3ФИО3» осуществляет вышеуказанную деятельность в отсутствие разработанного и согласованного проекта обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, а также решения и санитарно- эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача ...... на указанный проект.
За указанное правонарушение Постановлением Главного государственного санитарного врача в ...... области от 2Дата обезличена Номер обезличен 300/5 ЗАО «ФИО3ФИО3» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Межрайонным природоохранным прокурором ...... 2Дата обезличена в отношении должностного лица - генерального директора ЗАО «ФИО3» возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ. Кроме того, последнему внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
До настоящего времени ЗАО «ФИО3» не разработало проект обоснования ориентировочного размера санитарно- защитной зоны, соответствующий требованиям санитарно- эпидемиологического законодательства, и в частности требованиям
вышеуказанных санитарных норм и правил, а также юридическим лицом не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект, необходимо в судебном порядке обязать ЗАО «ФИО3ФИО3» выполнить указанные требования действующего санитарно- эпидемиологического законодательства.
Деятельность ЗАО «ФИО3ФИО3» противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации.
Невыполнение ЗАО «ФИО3ФИО3 вышеизложенных требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения препятствует надлежащей реализации положений в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, которые согласно ст. 5 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отнесены к полномочиям Российской Федерации, в том числе; государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, установление единой системы государственного учета и отчетности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия насе- ления, обеспечение санитарной охраны территории Российской Федерации, контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, а также нарушает права граждан, предусмотренные ст. 8 данного Федерального закона на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Представитель ЗАО»ФИО3» иск признал в полном объеме, последствия признания иска ответчикам, предусмотренные ст.ст. 68,173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны. Полномочия представителя истца, указанные в доверенности, предусматривают его право на признание иска, поэтому суд принимает признание иска ответчиком. Представитель ответчика просит суд установить им разумный срок для выполнения предъявленных к ним требованиям до Дата обезличена года.
3-е лицо Управление Роспотребнадзора по ... поддержал исковые требования, заявленные межрайонным природоохранным прокурором ..., в полном объеме и пояснил суду, что ЗАО»ФИО3» является предприятием 3 класса опасности. В результате деятельности предприятия выделяется 16 наименований выбросов от 15 неорганизованных источников, объем выброса вредных веществ от которых составляет 43,9 т/год. Содержание вредных веществ на границе нормативной санитарно-защитной зоны превышает 0,1 ПДК, в том числе по содержанию диоксида азота, оксида углерода, по группам суммации ангидрид сернистый и диоксида азота. По проекту нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в окружающую среду, размер санитарно-защитной зоня для ЗАО»ФИО3» составляет 300 метров. ЗАО»ФИО3» осуществляет свою деятельность в отсутствие разработанного и согласованнного проекта обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, а ткже решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача ... на указанный проект. За указанное правонарушение Постановлением Главного государственного санитарного врача в ...... от 2Дата обезличена Номер обезличен 300/5 ЗАО «ФИО3ФИО3» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд считает исковые требования необходимо удовлетворить по следующим основаниям:
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 Номер обезличен 7-ФЗ (в ред. от Дата обезличена года) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды,
Согласно п. 1 ст. 11 данного Федерального закона, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техноргенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с п. 1 ст. 34 указанного Федерального закона, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Пунктом 2 ст. 39 данного Федерального закона установлено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 2 ст. 52 данного Федерального закона, в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.
Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 Номер обезличен 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 30.12.2008) установлено, что санитарно-эпидемиологическим заключением является документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, эксплуатационной документации.
В силу ст. 11 данного Федерального закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
Согласно п. 2 ст. 12 данного Федерального закона, при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных объектов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно п.п. 1.2, 1.4 и 1.5 СанПиН 2.2.1/2.Дата обезличена-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 2Дата обезличена Номер обезличен 74 (с изменениями Номер обезличен 2, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 0Дата обезличена N 61), требования настоящих СанПиН распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, других объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ. Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.). Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный -санитарно- эпидемиологический надзор.
Согласно п. 2.1 указанных СанПиН в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно- защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - Ш классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В соответствии с п. 2.5 данных СанПиН организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно- профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово- огородных участков.
Проектирование санитарно-защитных зон согласно п. 3.1 указанных СанПиН осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно- защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в данных СанПиН.
По делу установлено, что согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 2Дата обезличена Номер обезличен 50.Дата обезличена,Т.00073Дата обезличена по проекту нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в окружающую среду, размер санитарно-защитной зоны для ЗАО «ФИО3ФИО3», являющегося предприятием 3 класса опасности, составляет 300 м. В результате деятельности предприятия выделяется 1б наименований выбросов от 15 неорганизованных источников, объем выброса вредных веществ от которых составляет 43,9 т/год. Содержание вредных веществ на границе нормативной санитарно-защитной зоны превышает 0,1 ПДК, в том числе по содержанию диоксида азота, оксида углерода, по группам суммации ангидрид сернистый и диоксида азота.
В нарушение вышеуказанных норм законодательства ЗАО «ФИО3ФИО3» осуществляет вышеуказанную деятельность в отсутствие разработанного и согласованного проекта обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, а также решения и санитарно- эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача ...... на указанный проект.
За указанное правонарушение Постановлением Главного государственного санитарного врача в ...... от 2Дата обезличена Номер обезличен 300/5 ЗАО «ФИО3ФИО3» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Межрайонным природоохранным прокурором ...... 2Дата обезличена в отношении должностного лица - генерального директора ЗАО «ФИО3ФИО3» возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.3КоАП РФ. Кроме того, последнему внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
До настоящего времени ЗАО «ФИО3ФИО3» не разработало проект обоснования ориентировочного размера санитарно- защитной зоны, соответствующий требованиям санитарно- эпидемиологического законодательства, и в частности требованиям вышеуказанных санитарных норм и правил, а также юридическим лицом не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст.3, п.1 ст. 11, п.1 ст. 34, п.2 ст. 52, п.2 ст. 39 ФЗ « об охране окружающей среды» от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ, а также ст. 1, 11,12 ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ( в ред. от Дата обезличена года), п.п. 1.2, 1.4, 1.5, 2.1, 2.5, 3.1 СанПиН 2.2.1/2.Дата обезличена-ОЗ « Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от Дата обезличена года за Номер обезличен, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Межрайонного природоохранного прокурора ... в интересах РФ, неопределенного круга лиц к ЗАО»ФИО3» о понуждении к совершению действий направленных на соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Обязать ЗАО «ФИО3ФИО3» привести свою деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: разработать в порядке, установленном Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также СанПиН 2.2.1/2.Дата обезличена-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в том числе с учетом требований п.п. 1.2, 1.4, 1.5, 2.1, 2.5),проект обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны промышленной базы и автотранспортного предприятия, расположенных на земельном участке вблизи д. ......, а также карьера по добыче валунно- песчаной гравийной смеси на ........., расположенном вблизи д. ......, отвечающий требованиям действующего законодательства, и получить в органах Роспотребнадзора решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача ... области на указанный проект в разумный срок, который он определяет с учетом просьбы представителя ответчика Дата обезличена года.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Московский областной суд через Рузский районный суд.
Решение изготовлено в окончательной форме 20 августа 2010 года.
Судья: