Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2010 года Рузский районный суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Черной В.И.,
с участием прокурора Курзенева В.В.,
при секретаре Пессяниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Рузского городского прокурора о признании решения Совета депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области противоречащим закону, отмене решения и защите избирательных прав граждан,
У С Т А Н О В И Л:
Рузский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании решения Совета депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области от 17 августа 2010 года № 02/2727 «Об отмене решения Совета депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области от 13 июля 2010 года № 23/02 «О назначении членов избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области» противоречащим закону и просил отменить его, мотивируя просьбу тем, что решением Совета депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области от 13 июля 2010 года № 23/02 «О назначении членов избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области» было решено сформировать избирательную комиссию городского поселения Тучково, назначив в ее состав АТВ, АЗИ, ЛАБ, КГВ, ЛВФ, ЛОВ, ПВН, и РАЛ
В состав членов избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области вошли 8 человек, предложенные политическими партиями и территориальной избирательной комиссией Рузского муниципального района Московской области.
Данное решение было опубликовано в газете «Красное Знамя» и сформированная Советом депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области 13 июля 2010 года избирательная комиссия городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области приступила к работе, проведя к 17 августа 2010 года три заседания.
Однако в последующем Совет депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области решением от 17 августа 2010 года № 02/27 отменил ранее принятое ими решение о формировании избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области. Отменяя свое ранее принятое решение о формировании избирательной комиссии и назначении членов избирательной комиссии, Совет депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области использовал формальный повод нарушения сроков процедуры внесения предложений от политических партий и избирательных объединений при отсутствии конкретных фактов нарушения прав указанных субъектов избирательного законодательства, поскольку кандидат в члены избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области от Регионального политического совета Московского областного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» ЛАБ вошла в состав избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области.
Поскольку принятое Советом депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области решение от 17 августа 2010 года № 02/27 влечет расформирование действующей избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области, что влечет непосредственное нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации избирательных прав жителей городского поселения Тучково, просит заявление удовлетворить в полном объеме заявленных требований.
Представитель Совета депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области считает заявление прокурора не подлежащим удовлетворению, так как полагает, что у Совета депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области имелись основания для отмены 17 августа 2010 года ранее принятого ими решения от 13 июля 2010 года о сформировании избирательной комиссии и назначении членов избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области, поскольку имело место нарушение сроков процедуры внесения предложений от политических партий, так как в опубликованном информационном сообщении о приеме предложений по кандидатурам членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в состав избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области, являющимся приложением № 1 к решению Совета депутатов городского поселения Тучково от 3 июня 2010 года № 01/20 «О формировании муниципальной избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области», Советом депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области неверно был указан срок приема предложений по кандидатурам для назначения членов избирательной комиссии городского поселения Тучково с правом решающего голоса.
Представители муниципальной избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области поддержали заявленные прокурором требования.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, представителя Совета депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области, представителей муниципальной избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 251 ГК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Статьей 22 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 12 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» регламентируются общие условия формирования избирательных комиссий муниципальных образований.
В соответствии с п. 6 ст. 24 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
В соответствии с п. 5 ст. 24 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет.
Формирование состава избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в п. 2 ст. 22 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также предложений собраний избирателей по месту их жительства, работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии (п.7 ст. 24 ФЗ).
В соответствии с п. 7 ст. 12 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» Совет депутатов муниципального образования устанавливает срок приема предложений по составу избирательной комиссии муниципального образования, который для комиссии, действующей на постоянной основе, должен составлять не менее одного месяца, а для иных комиссий - не менее десяти дней. Решение Совета депутатов муниципального образования, устанавливающее указанный срок, подлежит опубликованию.
В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии либо ее регионального отделения или иного структурного подразделения, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения.
В соответствии с п. 8 ст. 24 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений от политических партий и избирательных объединений, а другая половина от общего числа членов избирательной комиссии поселения, в соответствии с п. 9.1 вышеуказанного закона, назначается на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии.
3 июня 2010 года Советом депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области было принято решение № 01/20 «О формировании муниципальной избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области», которым был утвержден порядок приема предложений по кандидатурам членов избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области с правом решающего голоса и установлен14-дневный срок приема предложений.
Субъекты, наделенные правом на внесение предложений по кандидатурам членов избирательной комиссии городского поселения Тучково, в установленный срок воспользовались данным правом и ими были представлены предложения по кандидатам и по их количеству.
Через 39 дней со дня принятия решения о приеме предложений по кандидатурам членов избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области решением Совета депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области от 13 июля 2010 года № 23/02 «О назначении членов избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области» было решено сформировать избирательную комиссию городского поселения Тучково, назначив в ее состав АТВ, АЗИ, ЛАБ, КГВ, ЛВФ, ЛОВ, ПВН и РАЛ
В состав членов избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области вошли 8 человек, предложенные политическими партиями и территориальной избирательной комиссией Рузского муниципального района Московской области.
Данное решение было опубликовано в газете «Красное Знамя» и сформированная Советом депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области 13 июля 2010 года избирательная комиссия городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области приступила к работе, проведя к 17 августа 2010 года три заседания: организационное заседание от 27 июля 2010 года, на котором были избраны заместитель председателя и секретарь муниципальной избирательной комиссии и два заседания от 29 июля 2010 года и 31 июля 2010 года.
Пунктом 2 ст. 28 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
В соответствии с п. 3 ст. 28 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок полномочий комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
По делу установлено, что избирательная комиссия городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области была сформирована решением Совета депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области от 13 июля 2010 года № 23/02 в полном составе.
28 июля 2010 года избирательной комиссией Московской области было принято решение № 1338 «О признании утратившим силу решения избирательной комиссии Московской области от 05 июня 2009 года № 864 «О возложении полномочий избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области на территориальную избирательную комиссию Рузского района», а поэтому вновь сформированная муниципальная избирательная комиссия городского поселения Тучково Рузского муниципального района ... смогла приступить к исполнению своих полномочий в полном объеме.
31 июля 2010 года избирательная комиссия городского поселения Тучково на своем заседании, на котором присутствовало 7 членов комиссии с правом решающего голоса из 8, единогласно избрала тайным голосованием председателем избирательной комиссии городского поселения Тучково ЛВФ и также единогласно приняла решение о назначении повторных
выборов Главы городского поселения Тучково на 10 октября 2010 года и начала осуществлять необходимые избирательные действия для проведения указанных выборов.
Однако в последующем Совет депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области своим решением от 17 августа 2010 года № 02/27 отменил ранее принятое Советом решение о формировании избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области, ссылаясь на обращение И.О. руководителя исполкома местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» ДВИ о нарушении установленного законом срока приема предложений по кандидатам в состав избирательной комиссии и нарушение права на выдвижение, несмотря на то, что ничьи права, при подаче предложений по кандидатурам членов избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области нарушены не были, в том числе не были нарушены права и интересы партии «Единая Россия».
Напротив, при рассмотрении данного дела было установлено, что кандидатом в члены избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области от регионального политического Совета Московского областного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» была назначена ЛАБ
По данному делу суд пришел к выводу, что при таких обстоятельствах у Совета депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области не было оснований для отмены решения от 13 июля 2010 года, как и не было права отменять принятое ими же решение о сформировании избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области, поскольку законом такое право Совету депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области не предоставлено.
Поскольку по делу установлено, что избирательная комиссия городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области приступила к исполнению своих полномочий, суд считает необходимым удовлетворить заявление прокурора, так как считает, что решение Совета депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области от 17 августа 2010 года № 02/27 от отмене своего же решения от 13 июля 2010 года № 23/02 «О назначении членов избирательной комиссии городского поселения Тучково» незаконно, поскольку противоречит п. 6 ст. 29 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий.
По данному делу суд пришел к выводу, что Совет депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области своим решением от 17 августа 2010 года № 02/27, отменяя ранее принятое им же решение от 13 июля 2010 года о формировании избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области, фактически расформировал избирательную комиссию городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области, срок полномочий которой определен законом пять лет, чем нарушил ст. 31 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой комиссия может быть расформирована только судом соответственно подсудности, установленной пунктом 2 статьи 75 настоящего Федерального закона, в случаях: нарушения комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иным законом (в том числе на основании решения суда), недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума; неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, принятых в соответствии с пунктом 7 статьи 75 настоящего Федерального закона; невыполнения комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной избирательной комиссией в порядке, установленном пунктом 9 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Поскольку Советом депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области не представлены суду доказательства правомерности принятого ими решения от 17 августа 2010 года № 02/27, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 249, 251 ГПК РФ, п. 7 ст. 12 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», ст. ст. 22, 24, 28, 29, 31 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Рузского городского прокурора удовлетворить.
Признать решение Совета депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области от 17 августа 2010 года № 02/27 «Об отмене решения Совета депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области от 13 июля 2010 года № 23/02 «О назначении членов избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области» противоречащим закону.
Отменить решение Совета депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области от 17 августа 2010 года № 02/27 «Об отмене решения Совета депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области от 13 июля 2010 года № 23/02 «О назначении членов избирательной комиссии городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Рузский районный суд в течение 5 дней со дня составления решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда составлено 20 сентября 2010 года.
Судья:
Оригинал решения подшит в гражданском деле Номер обезличен г., которое хранится в Рузском районном суде Московской области.