решение о признании недействительным акта органа местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 ноября 2010 года Рузский районный суда Московской области в составе: председательствующего судьи Панцевич И.А.,

при секретаре судебного заседания Журавлевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тряпкиной ТН к Администрации ........... о признании недействительным акта органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Истица Тряпкина Т.Н. просит суд признать Постановление Главы ........... № от <дата> «Об утверждении Г схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории под зону отдыха без права строительства, находящегося по адресу: <адрес>», недействительным.

Требования мотивированы тем, что она, истица, обратилась в Администрацию ........... <дата> с заявлением о предоставлении ей земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, в собственность, площадью ........... под зону отдыха без права строительства, но оно рассмотрено не было.

Оспариваемым же Постановлением Главы ........... № от <дата>, принятым в соответствии с заявлением Г., Г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, площадью ........... из земель государственной неразграниченной собственности под зону отдыха без права строительства в дер. <адрес> и предоставлено право провести государственный кадастровый учет.

Таким образом, истица считает, что Глава муниципального района при издании Постановления установил приоритеты и особые условия для Г что недопустимо законом. Кроме того, по мнению истицы, оспариваемое Постановление является недействительным и потому, что принято с превышением полномочий. Согласно ст. 34 ЗК РФ, на органы местного самоуправления, в частности, возлагаются обязанности принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Глава же ........... при отсутствии такого акта принял оспариваемое постановление.

Нарушение своих прав истица усматривает в установлении приоритета Г в предоставлении земельного участка, что по ее мнению недопустимо действующим законодательством, а также в возможности Г оформить земельный участок площадью ............ из земель государственной неразграниченной собственности под зону отдыха без права строительства в дер. <адрес> по договору купли-продажи в свою собственность при предоставлении им кадастровой карты (плана) земельного участка в орган местного самоуправления.

В судебном заседании истица и ее представители поддержали заявленные требования, настаивая на их удовлетворении.

Представитель Администрации ........... иск не признал и пояснил суду, что при оспаривании ненормативных актов органов местного самоуправления заявитель должен доказать, каким образом ненормативный акт нарушает право заявителя и каким законам и иным нормативным правовым актам он не соответствует. Администрация ........... не считает данное постановление противоречащим закону, также считает, что истец не доказывает, в чем заключается нарушение его прав. Кроме того, Администрация ........... области считает, что истицей пропущен срок исковой давности. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ граждане в течение 3-х месяцев со дня как стало о нем известно должны оспорить ненормативный акт, который, по их мнению, нарушает их права. Истице стало известно о постановлении Главы ........... № от <дата> с <дата>.

Третье лицо Г иск не признал, просил в удовлетворении исковых требований Тряпкиной Т.Н. отказать.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, их представителей, третье лицо, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии со ст.11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с ч.1 ст.15 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;

2) самовольного занятия земельного участка;

3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

2. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч.1 ст.61 ЗК РФ, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

По делу установлено, что Тряпкина Т.Н. обратилась в Администрацию ........... <дата> с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка площадью ........... под зону отдыха без права строительства, расположенного в <адрес> (л.д.28). Тряпкиной Т.Н. суду была представлена схема расположения земельного участка площадью ........... не утвержденная каким-либо Постановлением Главы <адрес> (л.д.52)

Г также <дата> обратился в Администрацию ........... с заявлением о предоставлении ему земельного участка площадью ........... в дер. <адрес> за плату под зону отдыха без права строительства. Заявлением от <дата> на имя Главы Администрации ........... (л.д.87) Г просил утвердить схему расположения земельного участка площадью ........... в дер. <адрес>. Суду представлена схема расположения земельного участка площадью ........... в дер. <адрес> (л.д.90). Постановлением Главы <адрес> от <дата> за № (л.д.8) Г утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории площадью ........... из земель государственной неразграниченной собственности под зону отдыха без права строительства в дер. <адрес>.

Однако, из представленных схем расположений земельных участков невозможно индивидуализировать указанные земельные участки, поскольку в схемах не имеется четких границ участков, не указаны линейные границы, координаты данных участков.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», (где указаны правила определения границ земельных участков), межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

По пояснению Г., представителя Администрации ..........., испрашиваемый Г земельный участок площадью ............ в дер. <адрес> до настоящего времени не поставлен на кадастровый учет, границы его не определены. Указанный факт не отрицался и Тряпкиной Т.Н., а также ее представителями. До настоящего времени не определены надлежащим образом и границы земельного участка площадью ............ в дер. <адрес>, на который претендовала Тряпкина Т.Н.

Таким образом, исходя из представленных суду доказательств, требований вышеперечисленных норм права, суд не может прийти к бесспорному и однозначному выводу о том, что оспариваемое постановление Главы ........... может само по себе нарушать права истицы, поскольку испрашиваемый Тряпкиной Т.Н. земельный участок и земельный участок, испрашиваемый Г. надлежащим образом не индивидуализированы и до настоящего времени земельный участок не предоставлен Г в установленном порядке..

Доводы представителя Администрации ........... о пропуске Тряпкиной Т.Н. сроков исковой давности в данном случае, суд полагает необоснованными в связи со следующим.

В соответствии со ст.195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем:

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

Согласно п.9 Постановления ВАС РФ от 22.12.1992 года №23, в связи с тем, что гражданское законодательство рассматривает признание недействительным не соответствующего законодательству ненормативного акта государственного органа в качестве способа защиты гражданских прав, следует исходить из того, что к указанным правоотношениям применяется общий срок исковой давности.

В соответствии со ст.196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В соответствии со ст.199 ГК РФ, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с ч.1 ст.200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Согласно п.13 Постановления Пленума ВС РФ от 12.11.2001 года № 15 и Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 года №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности», при рассмотрении заявления стороны в споре о применении исковой давности в отношении требований юридического лица необходимо иметь в виду, что в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда юридическое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Суд, по аналогии, полагает возможным применить эти правила к требованиям органа местного самоуправления - Администрации ...........

Поэтому не имеется оснований полагать, что в данном случае Тряпкиной Т.Н. пропущены сроки исковой давности по оспариванию вышеуказанного Постановления Главы ............

Вместе с тем, согласно изложенному выше, у суда не имеется достаточных правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 60, 61 ЗК РФ, ст.ст. 56, 192-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Тряпкиной ТН к Администрации ........... о признании недействительным акта органа местного самоуправления отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Рузский районный суд в течение десяти дней.

Решение изготовлено в окончательной форме 17 ноября 2010 года.

Судья: Панцевич И.А.