№20-282/2010 Решение от 06.08.2010 по иску и.о. прокурора района к МУДОД ` Дом детского творчества



Дело № 2-282/2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Русская Поляна 6 августа 2010 г.

Русско-Полянский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Поздняковой Н.Ю.

при секретаре Пешковой Л. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению и.о. Прокурора Русско-Полянского района Омской области к МУДОД «Дом детского творчества», Комитету по образованию администрации Русско-Полянского муниципального района, Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области О признании незаконным бездействия в части неисполнения требований законодательства о получении лицензии на образовательную деятельность,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Русско-Полянского района, обратившись с вышеуказанным исковым заявлением, просил: 1) признать незаконным бездействие МУДОД «Дом детского творчества», Комитета по образованию, Администрации Русско-Полянского муниципального района в части неисполнения требований законодательства о получении лицензии на образовательной деятельности; 2) обязать МУДОД «Дом детского творчества», Комитет по образованию, администрацию Русско-Полянского муниципального района устранить вышеуказанные нарушения законодательства Российской Федерации до 01.09.2009 г.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведённой прокуратурой Русско-Полянского района проверки соблюдения требований законодательства об обеспечении в общеобразовательных учреждениях района безопасных условий обучения установлено, что срок лицензии на ведение образовательной деятельности МУДОД «Дом детского творчества» истёк 28.04.2010 года.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании ч.3 статьи 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии с требованием ст.33 Закона РФ «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Экспертиза проводится с учетом уровня и направленности образовательных программ. Аналогичные требования предусмотрены Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (далее Положение)

Согласно п. 29 Положения лицензия на новый срок выдается лицензиату в порядке, установленном настоящим Положением для ее получения. При этом заявление и прилагаемые к нему документы направляются в лицензирующий орган не менее чем за 60 дней до окончания срока действия ранее выданной лицензии.

В соответствии с п. 11 ст. 15, п. 13 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 15.02.2006) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время отнесены к вопросам местного значения.

Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст. 51 указанного Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

На основании ст. 31 Закона РФ «Об образовании» органы местного самоуправления обязаны содержать здания и сооружения муниципальных образовательных учреждений, а также заниматься обустройством прилегающих к ним территорий.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания принадлежащего имущества, к которому можно отнести проведение капитального и текущего ремонта и т.д., несет его собственник.

В ходе прокурорской проверки установлено, что на территории Русско-Полянского района общеобразовательная деятельность осуществляется муниципальным учреждением дополнительного образования детей «Дом детского творчества» (далее МУДОД «Дом детского творчества»).

Учредителем данного учреждения является Комитет по образованию администрации Русско-Полянского муниципального района.

До настоящего времени заявление и прилагаемые к нему документы в лицензирующий орган образовательным учреждением не направлены.

Таким образом, указанное образовательное учреждение 01.09.2010 г. начнет осуществление основной образовательной деятельности без соответствующего разрешения.

Обращение прокурора в суд вызвано защитой прав и интересов учащихся несовершеннолетнего возраста, посещающих муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества».

Представитель Прокурора Русско-Полянского района будучи надлежащим образом уведомленными, в судебное заседание не прибыл.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки.

Представители ответчиков - МУДОД «Дом детского творчества» Комитета по образованию администрации Русско-Полянского муниципального района Администрации Русско-Полянского муниципального района будучи надлежащим образом уведомленными, в судебное заседание не прибыли, просили рассмотреть дело без их участия, с исковыми требованиями согласились, иск признали в полном объеме, а также заявили, что последствия признания иска понимают, просили снизить размер государственной пошлины.

От представителей ответчиков поступили заявления в соответствии со ст.173 ГПК РФ о прекращении производства по делу в связи с признанием иска.

Суд принимает признание иска ответчиками и считает возможным удовлетворить заявленные истцом требования.

По ходатайству, заявленному в исковом заявлении, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.

Согласно ст.333.19 государственная пошлина по исковому заявлению об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственно власти, органов местного самоуправления или должностных лиц для физических лиц - 200, организаций - 3000 рублей.

На основании п.п. 9 п.1 ст. 333.36 НК РФ истец - Прокурор Русско-Полянского района, освобожден от уплаты государственной пошлины.

В силу п.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая материальное положение ответчиков, суд считает возможным удовлетворить ходатайство ответчика в части уменьшения государственной пошлины до 200 рублей, применив положения п.2 ст.333.20 Налогового Кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.61.2 Бюджетного Кодекса РФ к налоговым доходам муниципальных районов и городских округов относят, в том числе государственную пошлину, подлежащую зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции. Поскольку Бюджетный Кодекс РФ является специальным нормативным актом, регулирующим порядок уплаты государственной пошлины, вступил в силу позже ГПК РФ, при взыскании судебных расходов следует руководствоваться положениями БК РФ и взыскивать государственную пошлину в доход местных бюджетов.

Руководствуясь ст. ст.39, 103, 173, 194- 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

1. Признать незаконным бездействие МУДОД «Дом детского творчества», Комитета по образованию администрации Русско-Полянского муниципального района, Администрации Русское-Полянского муниципального района Омской области, в части неисполнения требований законодательства о получении лицензии на образовательную деятельность.

2. Обязать администрацию МУДОД «Дом детского творчества», Комитет по образованию администрации Русско-Полянского муниципального района, Администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области устранить вышеуказанные нарушения законодательства Российской Федерации до 01.09.2010 г.

3. Взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета с ответчиков - МУДОД «Дом детского творчества», Комитета по образованию администрации Русское-Полянского муниципального района Омской области, Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области, в сумме 200 /двести/ рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его объявления с подачей жалобы через Русско-Полянский районный суд.

Судья Н.Ю. Позднякова