Дело № 2-315/2010г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерациир.п. Русская Поляна 15 сентября 2010 года
Русско-Полянский районный суд Омской области в составепредседательствующего судьи Поздняковой Н.Ю.
при секретаре Пешковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Чупринина ФИО12 О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизацииУСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском о признании за ним права собственности на жилую квартиру, общей площадью 66.7 кв.м., жилой площадью 47.8 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>. В обоснование своих требований указал, что совместно с членами семьи проживает с 2002 года по вышеуказанному адресу, в квартире предоставленной им ЗАО «<данные изъяты>» на условиях социального найма, что подтверждается выдачей ордера в 2003 году. В последствии ордер был утерян, но при этом сохранилась его копия. В настоящее время кроме него в доме проживает жена ФИО2 и сын ФИО3, не желающие участвовать в приватизации и признании права собственности в ином установленном законом порядке. В рамках требований закона РФ от 3 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истец обратился с заявлением за приватизацией квартиры в Администрацию <данные изъяты> муниципального района и получил отказ по причине того, что вышеуказанная квартира в реестре муниципальной собственности <данные изъяты> муниципального района не значится. Аналогичный ответ, об отсутствии в собственности оспариваемой квартиры, был получен из администрации <данные изъяты> сельского поселения. В тоже время, согласно регистрационного удостоверения от 18.03.1992 г. на квартиру было зарегистрировано право государственной собственности, за совхозом «<данные изъяты>», что подтверждается справкой ГП Омской области «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ
С принятием Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность... и муниципальную собственность» дом подлежал передаче с баланса юридического лица в муниципальную собственность, однако право муниципальной собственности органами местного самоуправления зарегистрировано не было. В последствии, правопреемником совхоза «<данные изъяты>», в ходе ряда реорганизаций стало ЗАО «<данные изъяты>», которое было признано несостоятельным (банкротом) решением Арбитражного суда Омской области от 17.08.2004 г., что подтверждается соответствующей Исторической справкой архивного отдела Администрации <данные изъяты>. Конкурсным управляющим было направлено уведомление на имя Администрации <данные изъяты> о принятии в собственность Русско-Полянского муниципального района неприватизированного жилищного фонда социального назначения, состоящего на балансе ЗАО «<данные изъяты>», в числе которых значилась и оспариваемая квартира. Фактически вопреки требованиям закона, после процедуры банкротства, квартира осталась бесхозяйной. УФРС по Омской области в своём ответе от ДД.ММ.ГГГГ подтвердило отсутствие записей о регистрации прав, ограничений (обременений) кого-либо на оспариваемую квартиру, а значит и то, что со стороны муниципальных органов каких-либо действий в рамках требований п. 3 ст. 225 ГК РФ по постановке квартиры на учёт как бесхозяйной вещи не делалось.
Ранее в приватизации жилья истец не участвовал, жильё им используется на условиях договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцом и администрацией <данные изъяты> сельского поселения.
Истец считает, что требования закона по принятию имущества в муниципальную собственность и признании права муниципальной собственности на квартиру, органами местного самоуправления не были выполнены, при этом наличие права муниципальной собственности на жильё является обязательным условием для приватизации. Отсутствие регистрации права муниципальной собственности на квартиру до настоящего времени, по мнению истца, нарушает его права на приватизацию жилья, вынуждает обратиться в суд с вышеуказанным иском.
В судебном заседании истец Чупринин В.И., исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям указанным в заявлении.
Ответчик Чупринина Н.А. против удовлетворения исковых требований не возражала.
Ответчик Чупринин В.В., будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не прибыл, письменно просил рассмотреть без его участия, против удовлетворения исковых требований возражений не предоставил, просил их удовлетворить.
Представители ответчиков - Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Омской области Ибраев Ш.Б.
Администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> ФИО6, будучи надлежащим образом уведомленными, в судебное заседание не прибыли, просили рассмотреть дело без их участия, против удовлетворения исковых требований возражений не предоставили.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Статьёй 11 Закона о приватизации установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность... и муниципальную собственность» во исполнение требований Закона РСФСР « О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», Закона РСФСР «О собственности в РСФСР», с целью ускорения процессов приватизации.
1.Объекты государственной собственности, указанные в Приложении №1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
2. Объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. Оформление передачи объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. При этом, согласно п.1 названного Приложения 3 к объектам, относящимся к муниципальной собственности были отнесены, в том числе объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), а также здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Таким образом, жилищный фонд, находящийся в государственной собственности или в ведении местной администрации, либо на балансе юридического лица, с принятием данного Постановления был отнесён к муниципальной собственности.
Кроме того, статьёй 18 Закона «О приватизации», как специальной нормой о приватизации жилья установлено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном ведении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно п.3 ст. 65 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица при банкротстве устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).
Пунктом 5 ст. 132 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда, т.е. местной администрации, при этом, иное имущество, не реализованное в ходе конкурсного производства также подлежит принятию органами местного самоуправления в соответствии со ст. 148 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно ст. 225 ГК РФ,бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно Справки, выданной Администрацией <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы: Чупринин ФИО13, ФИО2, ФИО3.
По данным паспорта (№, выданного ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>), ФИО1 зарегистрирован в вышеуказанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ квартира была предоставлена ФИО2( жене истца ФИО1)
Согласно справки № О принадлежности объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанная квартира принадлежит с/з «<данные изъяты>» на основании регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ
В техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ, на квартиру по адресу: <адрес> сведения о принадлежности квартиры отсутствуют.
Исторической справкой архивного отдела Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что правопреемником совхоза «<данные изъяты>», в ходе ряда реорганизаций стало ЗАО «<данные изъяты>», которое было признано несостоятельным (банкротом) решением Арбитражного суда Омской области от 17.08.2004 г. за №
Согласно уведомления Конкурсного управляющего ЗАО «<данные изъяты>» ФИО7, в связи с проведением процедуры банкротства в муниципальную собственность был передан неприватизированный жилищный фонд социального использования, состоящий на балансе ЗАО «<данные изъяты>», в перечне за № указана квартира по адресу: <адрес>.
Комитет по управлению имуществом при Администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> уведомил ДД.ММ.ГГГГ, что квартира по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности не значится.
Администрация <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> сообщила ДД.ММ.ГГГГ, что квартира по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности не значится.
Согласно информации Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ), в едином банке данных объектов собственности <адрес>, реестре федерального имущества, квартира по адресу: <адрес>, не значится.
Из справки, выданной УФРС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что сведения в ЕГРП о регистрации прав на квартиру расположенную по адресу: <адрес>, отсутствуют.
В соответствии с договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанная квартира на условиях социального найма Администрацией <данные изъяты> сельского поселения передана для проживания Чупринину ФИО14.
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ ГП «Омский центр ТИИЗ» право бесплатной приватизации жилого помещения Чупринин В.И. не использовал.
Из справки, выданной УФРС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в ЕГРП записи о регистрации прав на имеющиеся объекты недвижимости у Чупринина В.И., отсутствуют.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец по данным ЦТИ и УФРС не использовал право на приватизацию другого жилого помещения, имеет право пользования квартирой, так как вселён в неё на законных основаниях Сведениями о том что какое либо иное юридическое или физическое лицо являются собственниками спорной квартиры суд не располагает.
Отсутствие надлежащей передачи квартиры в муниципальную собственность от совхоза <данные изъяты> и его правопреемника ЗАО «<данные изъяты>» при банкротстве последнего не может быть основанием для ущемления прав истца предоставленных законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 223 ГК РФ, право собственности на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. Ответчики не представили доказательств, свидетельствующих о регистрации за ними прав собственности на спорное жилое помещение.
В соответствии со ст.1 Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закона о приватизации) под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В соответствии со статьей 2 названного Закона, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.Таким образом, истец имеет право на получение в порядке приватизации (безвозмездной передачи в собственность) занимаемой им квартиры по адресу: <адрес>, отказ в приватизации спорного жилого помещения не обоснован. При этом, суд учитывает письменные отказы от участия в приватизации ответчиков - Чуприниной Н.А. Чупринина В.В., от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд полагает возможным судебным решением установить право собственности истца в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 4199-1 от 23.12.1992г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чупринина ФИО15 удовлетворить полностью.
Признать за ЧУПРИНИНЫМ ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, право собственности на <адрес> расположенную по адресу: <адрес>, с Хлебодаровка, <адрес>, состоящую из 3 комнат, общей площадью 66,7 кв.м., жилой площадью 47,8 кв.м., Литера А, состоящую на государственном техническом учете в Русско-Полянском отделе ГП Омской области «<данные изъяты>».
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд в течение 10 дней.
Судья Н.Ю.Позднякова