РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Русская Поляна 09 декабря 2010 года
дело № 2-415/2010 г.
Русско-Полянский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Серкиной Л.Н.
прокурора Сухорукова К.Ю.
при секретаре Белой В.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия по непринятию мер к ремонту автомобильных дорог общего пользования, в соответствии с требованиями п.п. 3.1.1 - 3.1.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ № «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и о возложении обязанности устранить указанные нарушения закона,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор района обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействия ответчика по непринятию мер к ремонту автомобильных дорог общего пользования, в соответствии с требованиями п.п. 3.1.1 - 3.1.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ № «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». При этом свои требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки соблюдения требований ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», а также материалами проверки проведенной должностными лицами ОГИБДД ОВД по <адрес> было выявлено, что в <адрес> автомобильные дороги, расположенные по <адрес> имеют дефекты покрытия: повреждения покрытия проезжей части (ямочность, просадины, иные повреждения), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и превышают предельно допустимые значения предусмотренные, ГОСТ № «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В нарушение требований законодательства администрацией <адрес> сельского поселения ремонт автомобильных дорог не осуществляется. Просил обязать ответчика устранить названные нарушения закона.
В судебном заседании прокурор Сухоруков К.Ю. требования о признании незаконным бездействия ответчика в части не непринятия мер к ремонту автомобильных дорог общего пользования поддержал. Просил признать незаконным бездействие ответчика, обязать осуществить ремонт автомобильных дорог, возложить на ответчика судебные расходы.
Представитель ответчика-глава администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> Косбарт А.К. в судебное заседание не явился письменно просил дело рассмотреть в его отсутствие, указал, что исковые требования прокурора признает в полном объеме.
Представители : ОГИБДД ОВД по <адрес> -начальник Диденко П.А., ГП «<данные изъяты>» Мартынцов А.В. требования прокурора поддержали и просили их удовлетворить.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения( ст.3).
Согласно ст. 12 этого же Закона, Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закона) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно п.6 ст.3 Закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктами 1 и 11 ст.13 Закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии с п.1 ст.18 Закона ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Согласно п.п. 3.1.1 - 3.1.2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ № «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», введенного в действие с 01.07.1994 г. покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью
Постановлением главы администрации <адрес> поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес> сельского поселения» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес> сельского поселения. В реестр муниципальной казны <адрес> сельского поселения включено 17 автомобильных дорог общего пользования, в том числе по <адрес>.
Согласно п.п. 5 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п.1 и п.8 ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Из системного анализа норм вышеуказанного Закона следует, что автомобильные дороги, относимые к муниципальной собственности определены по принципу исключения всех иных автомобильных дорог - автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. При этом определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги в границах населенных пунктов поселения.
Данные нормы согласуются с положениями п.п. 2 п.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с которыми в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Согласно п.1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Вместе с тем положения п.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ находятся в системной взаимосвязи с нормой, содержащейся в п.2 ст.8 названного Кодекса, в соответствии с которой права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Такой специальной нормой является положение п.8 ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором закреплено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Кроме того, возникновение права муниципальной собственности в силу данном случае имеет особенности, оговоренные п.3 ст.212 Гражданского кодекса РФ, согласно которому особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Из этого следует вывод о том, что право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации возникает в соответствии с п.8 ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не с момента государственной регистрации, государственная регистрация носит в этом случае правоподтверждающий характер.
Таким образом в силу прямого указания в Законе право собственности на дороги возникает с момента вступления в силу Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, а именно с 01.01.2009 г.
На основании изложенных положений, именно на администрации <адрес> сельского поселения лежит непосредственная обязанность по принятию комплекса необходимых мер по осуществлению и финансированию работ, связанных с ремонтом автомобильных дорог в границах населенных пунктов поселения.
Указанные нарушения в деятельности администрации <адрес> сельского поселения, как исполнительного органа местного самоуправления, не обеспечивают охрану жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Все это дает основания суду сделать вывод, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, так как они основаны на Законе. Ответчик иск признал полностью.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд в соответствии со ст.103 ГПК РФ принимает решение о возложении на ответчика обязанности по возмещению расходов по госпошлине в сумме 200 рублей (ст. 333-19 НК РФ ч.1 п.7), от уплаты которой был освобожден истец при подаче иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района по непринятию мер к ремонту автомобильной дороги общего пользования, в <адрес> в соответствии с требованиями п.п. 3.1.1 - 3.1.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ № «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Обязать Администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района осуществить ремонт автомобильной дороги общего пользования по <адрес> в соответствии с требованиями п.п. 3.1.1 - 3.1.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ № «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Взыскать с Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> в бюджет муниципального района госпошлину в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано либо опротестовано в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня провозглашения.
Судья: Л.Н.Серкина