Дело № 2-353/2010 Решение от 07.12.2010 по иску прокурора района в интересах Жабского А.К. к администрации муниципального района, министерству труда и социального развития, министерству строительства и жилищно- коммунального комплекса.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Русская Поляна 07 декабря 2010 года

дело № 2-353/2010 г.

Русско-Полянский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Серкиной Л.Н.

прокурора Лариной Е.А.

при секретаре Белой В.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> в интересах Жабского ФИО10 к Администрации <адрес> муниципального района <адрес>, Министерству труда и социального развития <адрес> и Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и права на обеспечение жилым помещением как участника ВОВ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор района обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах Жабского ФИО11 к названным ответчикам, в котором просил признать незаконным решение Администрации <адрес> муниципального района <адрес> об отказе в признании Жабского А.К. в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в постановке его на такой учет и обязать поставить Жабского А.К. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента фактического обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. При этом свои требования мотивировал тем, что Жабский А.К., согласно справке МСЭ-009 № от ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом 2 группы, как следует из удостоверения серии № от ДД.ММ.ГГГГ, является ветераном - участником Великой Отечественной Войны и имеет право на льготы, предусмотренные ст.ст. 14, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». В силу п.4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», устанавливающего правовые гарантии социальной зашиты -ветеранам, инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в том числе, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ Жабский А.К., обратился в администрацию <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма для реализации своего права на обеспечение жильем как участника Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией администрации <адрес> муниципального района <адрес> в принятии на такой учет ему было отказано на основании ст.53 Жилищного кодекса РФ, в связи с тем, что Жабский А.К., продал квартиру согласно договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ Отказ администрации <адрес> муниципального района <адрес> в признании Жабского А.К., нуждающимся в жилом помещениях, принятии на учет в качестве такового является незаконным и нарушает право Жабского А.К., как ветерана Великой Отечественной Войны на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

В судебном заседании прокурор Ларина Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Истец Жабский А.К. в судебном заседании не участвовал. Его представитель Жабская Г.А. в судебном заседании требования прокурора поддержала и пояснила, что истец, является ветераном-участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы по общему заболеванию, нетрудоспособен, и нуждается в постоянном постороннем уходе. В связи с преклонным возрастом и плохим состоянием здоровья его и его жены - ФИО5, в ДД.ММ.ГГГГ году он продал свою квартиру ФИО6, однако данную сделку в ГУ Федеральной регистрационной службы по <адрес> не зарегистрировал. После этого он переехал проживать к сыну, проживающему в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО6 продал купленную у него квартиру ФИО7, а ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 зарегистрировал в ГУ Федеральной регистрационной службы по <адрес> данную сделку, однако, оформлена она была между истцом и ФИО7. Продал истец квартиру в связи с преклонным возрастом и плохим состоянием здоровья, а также по той причине, что проданная им квартира была полностью не благоустроена. В настоящее время своего жилья истец не имеет, живет с женой в квартире сына, который выехал на другое постоянное место жительство в другой район области. Там же проживает еще один сын истца, не имеющий своего жилья.

Представитель ответчика администрации <адрес> муниципального района <адрес> Детцель А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что истец, продав свою квартиру в ДД.ММ.ГГГГ году намеренно ухудшил свои жилищные условия, с целью стать нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Представители ответчиков Министерства труда и социального развития <адрес> и Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> в судебном заседании не участвовали, в своих возражениях представленных в суд представители по доверенности указали, что надлежащими ответчиками по делу себя не считают, так как в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок), органы местного самоуправления городского округа, городского, сельского поселения или муниципального района <адрес> (в случае передачи им полномочий поселения по обеспечению малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями) (далее - органы местного самоуправления <адрес>) участвуют в реализации настоящего Порядка, а также оказывают содействие гражданам в приобретении жилого помещения с использованием выплаты, они формируют списки граждан, претендующих на получение социальных выплат, и направляют их в Минтруд <адрес>. Который в свою очередь ежегодно формирует сводные списки граждан, претендующих на получение социальных выплат по муниципальным образованиям <адрес> (далее - сводные списки граждан) и представляет их в Минстрой <адрес>. Администрацией <адрес> муниципального района <адрес> в Министерство труда и социального развития <адрес> не направлялся список граждан, претендующих на получение социальных выплат, в котором был бы указан Жабский А.К.. Соответственно, и в сводных списках, периодически направляемых Министерством труда и социального развития <адрес> в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес>, Жабский А.К. также не указан. При таких обстоятельствах первые просят в удовлетворении исковых требований прокурору за счет них отказать, вторые просят исключить их из числа ответчиков.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 4 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», устанавливающего правовые гарантии социальной поддержки в том числе, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ определено, что участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 1, 3.1 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по «предоставлению» мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального Закона, полномочия по обеспечению «жильем» в соответствии со статьями 14,16,21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ и полномочия по обеспечению «жильем» в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение «жильем» может осуществляться путем «предоставления» им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади «жилья» 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади «жилья» по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Во исполнение пунктов11,11.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», ч.4 ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» и в целях улучшения жилищных условий «ветеранов», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, правительством <адрес> принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-п, которым утвержден Порядок «предоставления» мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями «ветеранов», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

В соответствии с пунктом 4 Порядка «предоставления» мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями « ветеранов», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме « предоставления» гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах»,-жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору.

Согласно пунктов 7-10 указанного порядка устанавливается процедура формирования сводного списка граждан, претендующих на получение выплат из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» на основании их заявления о « предоставлении» выплаты с приложением необходимых документов.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ за № 5-ФЗ «О ветеранах».

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

Согласно информации администрации <адрес> сельского поселения Жабский А.К. проживает в доме расположенном по адресу: <адрес>., принадлежащем его сыну. В данном доме отсутствует центральное отопление, канализация. Своего жилья ветеран не имеет.

Поводом к отказу в постановке на учет истца как нуждающегося в улучшении жилищных условий послужило то, что ветеран в ДД.ММ.ГГГГ году продал принадлежавшую ему квартиру и якобы тем самым намеренно ухудшил свои жилищные условия.

Однако, как установлено в судебном заседании, истец свое жилье в сельской местности продал фактически еще в ДД.ММ.ГГГГ году, но надлежаще сделку оформил только в ДД.ММ.ГГГГ года, потому, что в силу возраста и имеющихся у него и его жены заболеваний он не мог в нем проживать самостоятельно, так как оно было полностью неблагоустроенным. Поэтому переехал в дом к сыну, который в свою очередь выехал на другое постоянное место жительства в другую местность. Кроме ветерана и его жены в данном жилом помещении проживает еще один их сын, также своего жилья не имеющий.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Суд считает установленным, что продажа ветераном жилья не влечет последствий, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ.

Кроме того, изменения в действующем законодательстве, позволившее ветерану претендовать на улучшение жилищных условий, внесены в ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, т. е. спустя значительный период времени после отчуждения им жилья.

Таким образом, Жабский А.К. не совершал намеренных действий, в результате которых он мог быть признан нуждающимся в жилом помещении.

В связи с этим, отказ жилищной комиссией администрации <адрес> муниципального района <адрес> в принятии его чет в качестве нуждающегося в жилом помещении является незаконным.

При таких обстоятельствах суд считает, что Жабский А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - участник Великой Отечественной Войны, инвалид 2 группы по общему заболеванию, нетрудоспособен, в виду, преклонного возраста и состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в связи с чем имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения благоустроенным жильем.

Учитывая, что Администрацией <адрес> муниципального района <адрес> в Министерство труда и социального развития <адрес> не направлялся список граждан, претендующих на получение социальных выплат, в котором был бы указан Жабский А.К., как того требует Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №., а те в свою очередь не направляли сведения о Жабском А.К. в Минстрой <адрес> в удовлетворении исковых требований за счет Министерства труда и социального развития <адрес> и Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение Администрации <адрес> муниципального района <адрес> об отказе в признании Жабского ФИО12 в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в постановке его на такой учет, незаконным.

Обязать Администрацию <адрес> принять Жабского ФИО13 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с момента фактического обращения Жабского ФИО14 в Администрацию <адрес> - с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию <адрес> муниципального района включить Жабского ФИО15 как участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки согласно Указу Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и постановления правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждения порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» с момента фактического обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении иска за счет Министерства труда и социального развития <адрес> и Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> отказать.

Расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей отнести за счет бюджета <адрес>.

Решение может быть обжаловано либо опротестовано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: Л.Н.Серкина