РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Русская Поляна 07 декабря 2010 года
дело № 2-354/2010 г.
Русско-Полянский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Серкиной Л.Н.
прокурора Сухорукова К.Ю.
при секретаре Белой В.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> в интересах Балацкого ФИО11 к Администрации <адрес> муниципального района <адрес>, Министерству труда и социального развития <адрес> и Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и права на обеспечение жилым помещением как участника ВОВ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор района обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах Балацкого ФИО12 к названным ответчикам, в котором просил признать незаконным решение Администрации <адрес> муниципального района <адрес> об отказе в признании Балацкого П.В. в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в постановке его на такой учет и обязать поставить Балацкого П.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента фактического обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. При этом свои требования мотивировал тем, что Балацкий П.В., согласно справке МСЭ-009 № от ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом 2 группы, как следует из удостоверения серии № от ДД.ММ.ГГГГ, является ветераном - участником Великой Отечественной Войны и имеет право на льготы, предусмотренные ст.ст. 14, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». В силу п.4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», устанавливающего правовые гарантии социальной зашиты -ветеранам, инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в том числе, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ Балацкий П.В., обратился в администрацию <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма для реализации своего права на обеспечение жильем как участника Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией администрации <адрес> муниципального района <адрес> в принятии на такой учет ему было отказано на основании ст.53 Жилищного кодекса РФ, в связи с тем, что Балацкий П.В., продал квартиру согласно договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ Отказ администрации <адрес> муниципального района <адрес> в признании Балацкого П.В., нуждающимся в жилом смещениях, принятии на учет в качестве такового является незаконным и нарушает право Балацкого П.В., как ветерана Великой Отечественной Войны на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.
В судебном заседании прокурор Сухоруков К.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Истец Балацкий П.В. в судебном заседании не участвовал. Его представитель Балацкая Р.В. в судебном заседании требования прокурора поддержала и пояснила, что истец, является ветераном-участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы по общему заболеванию, нетрудоспособен, и нуждается в постоянном постороннем уходе. В связи с преклонным возрастом и плохим состоянием здоровья его и его жены - ФИО5, еще в ДД.ММ.ГГГГ году впервые переехали жить к ним из <адрес>, продав свою ветхую землянку, которая была полностью неблагоустроенной, холодной. Затем их забрала жить к себе их внучка ФИО6 в <адрес>, так как купила себе квартиру, но преследуя свои цели оформила данную квартиру на истца. В <адрес> году ФИО6 понадобилась эта квартира, поэтому они оформили с истцом договор купли-продажи, и истец с женой вновь приехали жить к ним, так как нуждались в уходе. С ДД.ММ.ГГГГ года истец своего жилья не имеет. Кроме него в их доме проживает и прописаны еще 4 человека.
Представитель ответчика администрации <адрес> муниципального района <адрес> Детцель А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что истец, продав свою квартиру в ДД.ММ.ГГГГ году намеренно ухудшил свои жилищные условия, с целью стать нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Представители ответчиков Министерства труда и социального развития <адрес> и Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> в судебном заседании не участвовали, в своих возражениях представленных в суд представители по доверенности указали, что надлежащими ответчиками по делу себя не считают, так как в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок), органы местного самоуправления городского округа, городского, сельского поселения или муниципального района <адрес> (в случае передачи им полномочий поселения по обеспечению малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями) (далее - органы местного самоуправления <адрес>) участвуют в реализации настоящего Порядка, а также оказывают содействие гражданам в приобретении жилого помещения с использованием выплаты, они формируют списки граждан, претендующих на получение социальных выплат, и направляют их в Минтруд <адрес>. Который в свою очередь ежегодно формирует сводные списки граждан, претендующих на получение социальных выплат по муниципальным образованиям <адрес> (далее - сводные списки граждан) и представляет их в Минстрой <адрес>. Администрацией <адрес> муниципального района <адрес> в Министерство труда и социального развития <адрес> не направлялся список граждан, претендующих на получение социальных выплат, в котором был бы указан Балацкий П.В.. Соответственно, и в сводных списках, периодически направляемых Министерством труда и социального развития <адрес> в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес>, Балацкий П.В. также не указан. При таких обстоятельствах первые просят в удовлетворении исковых требований прокурору за счет них отказать, вторые просят исключить их из числа ответчиков.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 4 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», устанавливающего правовые гарантии социальной поддержки в том числе, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ определено, что участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 3.1 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по «предоставлению» мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального Закона, полномочия по обеспечению «жильем» в соответствии со статьями 14,16,21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ и полномочия по обеспечению «жильем» в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение «жильем» может осуществляться путем «предоставления» им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади «жилья» 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади «жилья» по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Во исполнение пунктов11,11.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», ч.4 ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» и в целях улучшения жилищных условий «ветеранов», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, правительством <адрес> принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден Порядок «предоставления» мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями «ветеранов», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 4 Порядка «предоставления» мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями « ветеранов», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме « предоставления» гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах»,-жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору.
Согласно пунктов 7-10 указанного порядка устанавливается процедура формирования сводного списка граждан, претендующих на получение выплат из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» на основании их заявления о « предоставлении» выплаты с приложением необходимых документов.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ за № 5-ФЗ «О ветеранах».
Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
Согласно акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Балацкий П.В. проживает с женой ( в настоящее время она умерла) и четырьмя членами семьи сына ФИО8 (всего 6 человек) в доме общей площадью 83,6 кв. метров, принадлежащему ФИО9 расположенному по адресу: <адрес>, обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 15 кв.м., в доме отсутствует канализация. Своего жилья ветеран не имеет.
Поводом к отказу в постановке на учет истца как нуждающегося в улучшении жилищных условий послужило то, что ветеран в ДД.ММ.ГГГГ году продал принадлежавшую ему квартиру и якобы тем самым намеренно ухудшил свои жилищные условия.
Однако, как установлено в судебном заседании, истец свое жилье в <адрес> продал фактически еще в ДД.ММ.ГГГГ году, потому, что в силу возраста и имеющихся у него и его жены заболеваний он не мог в нем проживать самостоятельно, так как оно было полностью неблагоустроенным. Поэтому переехал жить к сыну. В дальнейшем он действительно оформлял в свою собственность квартиру, расположенную в <адрес>, а затем по договору от ДД.ММ.ГГГГ продал ее внучке ФИО6 Доводы представителя истца о том, что названная квартира ветерану не принадлежала, а лишь была оформлена на его имя, так как это было необходимо ФИО6, а затем, когда ей жилье понадобилось для личных нужд, она оформила эту квартиру на себя, после чего истец вновь был вынужден вернуться жить к ним, в судебном заседании не опровергнуты. Кроме ветерана в данном жилом помещении проживает еще 4 человека.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Суд считает установленным, что продажа ветераном жилья не влечет последствий, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ.
Кроме того, изменения в действующем законодательстве, позволившее ветерану претендовать на улучшение жилищных условий, внесены в ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя значительный период времени после отчуждения им жилья.
Таким образом, Балацкий П.В. не совершал намеренных действий, в результате которых он мог быть признан нуждающимся в жилом помещении. Своего жилья он не имеет.
В связи с этим, отказ жилищной комиссией администрации <адрес> муниципального района <адрес> в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является незаконным.
При таких обстоятельствах суд считает, что Балацкий П.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - участник Великой Отечественной Войны, инвалид 2 группы по общему заболеванию, нетрудоспособен, в виду, преклонного возраста и состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в связи с чем имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения благоустроенным жильем.
Учитывая, что Администрацией <адрес> муниципального района <адрес> в Министерство труда и социального развития <адрес> не направлялся список граждан, претендующих на получение социальных выплат, в котором был бы указан Балацкий П.В., как того требует Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №., а те в свою очередь не направляли сведения о Балацком П.В. в Минстрой <адрес> в удовлетворении исковых требований за счет Министерства труда и социального развития <адрес> и Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Администрации <адрес> муниципального района <адрес> об отказе в признании Балацкого ФИО13 в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в постановке его на такой учет, незаконным.
Обязать Администрацию <адрес> принять Балацкого ФИО14 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с момента фактического обращения Балацкого ФИО15 в Администрацию <адрес> - с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию <адрес> муниципального района включить Балацкого ФИО16 как участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки согласно Указу Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и постановления правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждения порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» с момента фактического обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении иска за счет Министерства труда и социального развития <адрес> и Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> отказать.
Расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей отнести за счет бюджета <адрес>.
Решение может быть обжаловано либо опротестовано в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Л.Н.Серкина