РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Русская Поляна 07 декабря 2010 года
дело № 2-365/2010 г.
Русско-Полянский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Серкиной Л.Н.
прокурора Сухорукова К.Ю.
при секретаре Белой В.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> в интересах Воронцовой ФИО7 к Администрации <адрес> муниципального района <адрес>, Министерству труда и социального развития <адрес> и Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и права на обеспечение жилым помещением как члена семьи участника ВОВ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор района обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах Воронцовой ФИО8 к названным ответчикам, в котором просил признать незаконным решение Администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Воронцовой Е.Т. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать восстановить Воронцову Е.Т. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента фактического принятия ее на такой учет постановлением главы <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и включить ее в списки лиц для получения социальной поддержки. При этом свои требования мотивировал тем, что Воронцова Е.Т. является вдовой умершего участника Великой Отечественной Войны и имеет право на льготы и преимущества предусмотренные ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». При обращении Воронцовой Е.Т. в Администрацию <адрес> муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, Постановлением главы <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Воронцова Е.Т. на основании ст. 51 ЖК РФ принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений. Однако на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом в котором проживала истица признан пригодным для проживания и принято решение о снятии Воронцовой Е.Т. в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.п. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ. Снятие Администрацией <адрес> муниципального района <адрес> Воронцовой Е.Т. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении является незаконным и нарушает ее право, как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.
В судебном заседании прокурор Сухоруков К.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме и просил их удовлетворить.
Истица Воронцова Е.Т. в судебном заседании не участвовала. Ее представитель Воронцова Р.В. в судебном заседании требования прокурора поддержала и пояснила, что истица, является вдовой погибшего (умершего) участника Великой Отечественной Войны, нетрудоспособна, в виду, преклонного возраста и состояния здоровья (потеря зрения) не имеет возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в связи с чем проживает у нее. Дом, в котором они проживают, полностью неблагоустроенный : отопление печное, канализации, водопровода нет. Мать проживает с нею, так как ранее имела также неблагоустроенный, ветхий дом, вести хозяйство сама не могла.
Представитель ответчика администрации <адрес> муниципального района <адрес> Детцель А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом в котором проживает истица признан пригодным для проживания. Жилищная комиссия действовала в рамка жилищного законодательства. Поэтому Администрацией <адрес> муниципального района принято решение о снятии Воронцовой Е.Т. в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.п. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ
Представители ответчиков Министерства труда и социального развития <адрес> и Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> в судебном заседании не участвовали, в своих возражениях представленных в суд представители по доверенности указали, что надлежащими ответчиками по делу себя не считают, так как в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок), органы местного самоуправления городского округа, городского, сельского поселения или муниципального района <адрес> (в случае передачи им полномочий поселения по обеспечению малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями) (далее - органы местного самоуправления <адрес>) участвуют в реализации настоящего Порядка, а также оказывают содействие гражданам в приобретении жилого помещения с использованием выплаты, они формируют списки граждан, претендующих на получение социальных выплат, и направляют их в Минтруд <адрес>, который в свою очередь ежегодно формирует сводные списки граждан, претендующих на получение социальных выплат по муниципальным образованиям <адрес> (далее - сводные списки граждан) и представляет их в Минстрой <адрес>. Администрацией <адрес> муниципального района <адрес> в Министерство труда и социального развития <адрес> не направлялся список граждан, претендующих на получение социальных выплат, в котором была бы указана Воронцова Е.Т.. Соответственно, и в сводных списках, периодически направляемых Министерством труда и социального развития <адрес> в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес>, Воронцова Е.Т. также не указана. При таких обстоятельствах первые просят в удовлетворении исковых требований прокурору за счет них отказать, вторые просят исключить их из числа ответчиков.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее ФЗ «О ветеранах»), для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, установлены меры социальной поддержки.
Одной из мер социальной поддержки, наряду с другими мерами, в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с пунктами 1, 3.1 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по «предоставлению» мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального Закона, полномочия по обеспечению «жильем» в соответствии со статьями 14, 16, 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ и полномочия по обеспечению «жильем» в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение «жильем» может осуществляться путем «предоставления» им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади «жилья» 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади «жилья» по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Во исполнение пунктов 11, 11.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», ч.4 ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» и в целях улучшения жилищных условий «ветеранов», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, правительством <адрес> принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден Порядок «предоставления» мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями «ветеранов», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 4 Порядка «предоставления» мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями « ветеранов», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме « предоставления» гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах»,- жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору.
Согласно пунктов 7-10 указанного порядка устанавливается процедура формирования сводного списка граждан, претендующих на получение выплат из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» на основании их заявления о предоставлении» выплаты с приложением необходимых документов.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ за № 5-ФЗ «О ветеранах».
Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
Поводом в снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Воронцовой Е.Т. послужило то, что заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом в котором проживает истица признан пригодным для проживания.
Однако как установлено в судебном заседании, согласно удостоверению серии № от ДД.ММ.ГГГГ Воронцова Е.Т. является вдовой умершего участника Великой Отечественной Войны и имеет право на льготы и преимущества предусмотренные ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». Проживает она в доме своей дочери - Воронцовой ФИО9 расположенном по адресу: <адрес>. Куда вселилась вынужденно, так как в силу возраста нуждается в постороннем уходе, ее жилье было ветхим. Истица не является собственником либо нанимателем жилого помещения. Дом, в котором она проживает не имеет всего комплекса благоустройства- отсутствует канализация, теплый туалет, душ либо ванная, отопление печное. Со слов представителя истицы следует, что проживание ее и матери одной семьей является вынужденной мерой, так как средств на приобретение благоустроенного жилья у матери нет, она не в состоянии была жить одна. Учитывая, что ее дом также не благоустроен, ее мать нуждается в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ Воронцова Е.Т., обратилась в Администрацию <адрес> муниципального района <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Постановлением главы <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Воронцова Е.Т. на основании ст. 51 ЖК РФ принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений.
Согласно акту обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ комиссия произвела обследование жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>.
Комиссией установлено, что комнаты в доме изолированы, в доме есть водопровод и печное отопление. На момент обследования обнаружено, что обеспеченность общей площадью жилого помещения выше учетной нормы на одного члена семьи.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № указанный жилой дом, признан пригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилой комиссии, в связи с выявленными нарушениями норм действующего законодательства регулирующих порядок постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принято решение о снятии Воронцовой Е.Т. в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.п. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Вопрос о нуждаемости истицы в жилом помещении по иным причинам, в частности, по тем основаниям, что своего жилья она не имеет, при снятии истицы с учета в качестве нуждающейся не обсуждался.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования которым должно соответствовать жилое помещение (далее - Положение). Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Пунктом 12 данного Положения установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно- питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Всего комплекса благоустройства в доме, в котором проживает истица нет.
В связи с этим, решение администрации <адрес> муниципального района <адрес> в снятии Воронцовой Е.Т. с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконно.
При таких обстоятельствах суд считает, что Воронцова Е.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь вдовой участника ВОВ, не имеющая своего жилья и проживающая в жилом помещении, которое не имеет всего комплекса благоустройства, о которых говорилось выше, имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения благоустроенным жильем.
Учитывая, что Администрацией <адрес> муниципального района <адрес> в Министерство труда и социального развития <адрес> не направлялся список граждан, претендующих на получение социальных выплат, в котором была бы указана Воронцова Е.Т., как того требует Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №., а те в свою очередь не направляли сведения о Воронцовой Е.Т. в Минстрой <адрес> в удовлетворении исковых требований за счет Министерства труда и социального развития <адрес> и Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Администрации <адрес> муниципального района <адрес> о снятии Воронцовой ФИО10 с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным.
Обязать Администрацию <адрес> восстановить Воронцову ФИО11 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с момента фактического обращения его в Администрацию <адрес> - со дня первоначальной постановки на этот учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию <адрес> муниципального района включить Воронцову ФИО12 как члена семьи участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки согласно Указу Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и постановления правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждения порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» со дня первоначальной постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении иска за счет Министерства труда и социального развития <адрес> и Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> отказать.
Расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей отнести за счет бюджета <адрес>.
Решение может быть обжаловано либо опротестовано в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Л.Н.Серкина