ело № 2-401/2010г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерациир.п. Русская Поляна 13 декабря 2010 г.
Русско-Полянский районный суд Омской области в составе:председательствующего судьи Поздняковой Н.Ю.
при секретаре Пешковой Л. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Русско-Полянского района Омской области (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Администрации <адрес> сельского поселения о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Русско-Полянского района, обратившись с вышеуказанным исковым заявлением, просит признать незаконным бездействия администрации <адрес> сельского поселения по непринятию мер к ремонту автомобильных дорог общего пользования, расположенных в <адрес> в соответствие с требованиями п.п. 3.1.1 - 3.1.2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и обязать администрацию <адрес> сельского поселения произвести их ремонт.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что по результатам проведенной проверки соблюдения законодательства по использованию автомобильных дорог и осуществлению безопасности дорожного движения установлено, что администрация <адрес> сельского поселения ненадлежащим образом выполняет возложенные федеральным законодательством обязанности по содержанию и ремонту автомобильных дорог.
Из материалов проверки, проведенной должностными лицами ОГИБДД ОВД по <адрес> в рамках осуществления своих полномочий, предусмотренных п. 9 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О милиции», Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. № 711, с привлечением специалистов Государственного предприятия <адрес> дорожного ремонтно-строительного управления и администрации <адрес> сельского поселения следует что автомобильные дороги, расположенные по <адрес> дефекты покрытия: повреждения покрытия проезжей части (ямочность, просадины, выбоины и иные повреждения), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и превышают предельно допустимые значения предусмотренные, ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закона) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно п.6 ст.3 Закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктами 1 и 11 ст.13 Закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии с п.1 ст.18 Закона ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Согласно п.п. 3.1.1 - 3.1.2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», введенного в действие с 01.07.1994 г. покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Постановлением главы администрации <адрес> поселения №-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес> сельского поселения» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес> сельского поселения. В реестр муниципальной казны <адрес> сельского поселения включено 20 автомобильных дорог общего пользования, в том числе по <адрес>.
Прокурорской проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства администрацией <адрес> сельского поселения ремонт автомобильных дорог не осуществляется.
Согласно п.п. 5 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п.1 и п.8 ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Из системного анализа норм вышеуказанного Закона следует, что автомобильные дороги, относимые к муниципальной собственности определены по принципу исключения всех иных автомобильных дорог - автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. При этом определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги в границах населенных пунктов поселения.
Данные нормы согласуются с положениями п.п. 2 п.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с которыми в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Согласно п.1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Вместе с тем положения п.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ находятся в системной взаимосвязи с нормой, содержащейся в п.2 ст.8 названного Кодекса, в соответствии с которой права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Такой специальной нормой является положение п.8 ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором закреплено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Кроме того, возникновение права муниципальной собственности в силу данном случае имеет особенности, оговоренные п.3 ст.212 Гражданского кодекса РФ, согласно которому особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Из этого следует вывод о том, что право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации возникает в соответствии с п.8 ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не с момента государственной регистрации, государственная регистрация носит в этом случае правоподтверждающих характер.
Таким образом, в силу прямого указания в Законе право собственности на дороги возникает с момента вступления в силу Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, а именно с 01.01.2009 г.
На основании изложенных положений, именно на администрации <адрес> сельского поселения лежит непосредственная обязанность по принятию комплекса необходимых мер по осуществлению и финансированию работ, связанных с ремонтом автомобильных дорог в границах населенных пунктов поселения.
Указанные нарушения в деятельности администрации <адрес> сельского поселения, как исполнительного органа местного самоуправления, не обеспечивают охрану жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц связано сбезопасностью дорожного движения.
В судебном заседании помощник Прокурора Русско-Полянского района Ларина Е.А. исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.
Третьи лица:
Представители ОГИБДД ОВД по Русско-Полянскому району Диденко П.П, - «<адрес> ДРСУ» Мартынцов А.В., против удовлетворения заявленных требований не возражали.
Ответчик - Глава администрации <адрес> сельского поселения Худина Н.Р. иск признала в полном объеме, а также заявила, что последствия признания иска понимает, просит снизить размер государственной пошлины.
От представителя ответчика поступило заявление в соответствии со ст.173 ГПК РФ о прекращении производства по делу в связи с признанием иска.
Прокурор против принятия судом признания иска не возражает.
Суд принимает признание иска ответчиком и считает возможным удовлетворить заявленные истцом требования.
По ходатайству, заявленному в исковом заявлении, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет.
Согласно ст.333.19 государственная пошлина по исковому заявлению об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственно власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций - 200 рублей.
На основании п.п. 9 п.1 ст. 333.36 НК РФ истец - Прокурор Русско-Полянского района, освобожден от уплаты государственной пошлины.
В силу п.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая материальное положение ответчика, суд считает возможным удовлетворить ходатайство ответчика в части уменьшения государственной пошлины до 100 рублей, применив положения п.2 ст.333.20 Налогового Кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.61.2 Бюджетного Кодекса РФ к налоговым доходам муниципальных районов и городских округов относят, в том числе государственную пошлину, подлежащую зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции. Поскольку Бюджетный Кодекс РФ является специальным нормативным актом, регулирующим порядок уплаты государственной пошлины, вступил в силу позже ГПК РФ, при взыскании судебных расходов следует руководствоваться положениями БК РФ и взыскивать государственную пошлину в доход местных бюджетов.
Руководствуясь ст. ст.39, 103, 173, 194- 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
1. Признать незаконным бездействие Администрации <адрес> сельского поселения по непринятию мер к ремонту автомобильных дорог общего пользования, расположенных в <адрес>, в соответствие с требованиями п.п. 3.1.1 - 3.1.2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
2. Обязать Администрацию <адрес> сельского поселения произвести ремонт автомобильных дорог общего пользования, расположенных в <адрес>, в соответствие с требованиями п.п. 3.1.1 - 3.1.2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
3. Взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета с ответчика - Администрации <адрес> сельского поселения в сумме 100 /сто/ рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его объявления с подачей жалобы через Русско-Полянский районный суд.
Судья Н.Ю. Позднякова