Дело № 2-417/2010 Решение от 27.12.2010 по иску прокурора района в интересах Костенко В.Ф. к администрации ---------муниципального района



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Русская Поляна 27 декабря 2010 года

дело № 2-417/2010 г.

Русско-Полянский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Серкиной Л.Н.

прокурора Сухорукова К.Ю.

при секретаре Белой В.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> в интересах Костенко ФИО7 к Администрации <адрес> муниципального района <адрес>, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и права на обеспечение жилым помещением как участника ВОВ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор района обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах Костенко ФИО8 к названному ответчику, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации <адрес> муниципального района <адрес> выразившиеся в не включении Костенко В.Ф. в списки граждан, претендующих на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ году и обязать включить Костенко В.Ф. как ветерана-инвалида Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки с момента фактического обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. При этом свои требования мотивировал тем, что Костенко В.Ф., согласно справке МСЭ-2004 № от ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом 2 группы, как следует из удостоверения серии № от ДД.ММ.ГГГГ, является ветераном - участником Великой Отечественной Войны и имеет право на льготы, предусмотренные ст.ст. 17, ст.2 п. «з» Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». ДД.ММ.ГГГГ Костенко В.Ф., обратился в администрацию <адрес> с заявлением о включении его в списки граждан, претендующих на получение социальных выплат в соответствии с постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», в связи с тем, что он проживает с женой в жилом доме, который в установленном законом порядке признан непригодным для проживания. Однако, письменного ответа на вышеуказанное заявление Костенко В.Ф. не получил, на словах ему объяснили, что в списки граждан, претендующих на получение социальных выплат, он не включен, так как не установлен факт его выселения из занимаемого им служебного жилого помещения, который предусмотрен п.п. 4 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». Действия администрации <адрес> муниципального района <адрес>, выразившиеся в не включении Костенко В.Ф. в списки граждан, претендующих на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и нарушает право Костенко В.Ф., как ветерана-участника Великой Отечественной Войны на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, так как на него распространяются положения ст. 14 и п.2 ст.15 ФЗ «О ветеранах».

В судебном заседании прокурор Сухоруков К.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Истец Костенко В.Ф. в судебном заседании требования прокурора поддержал и пояснил, что он является ветераном-участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы по общему заболеванию, нетрудоспособен, и нуждается в улучшении жилищных условий, так как квартира, в которой он проживает признана непригодной для проживания.

Представитель ответчика администрации <адрес> муниципального района <адрес> Зяблова Е.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки только на основании ст.17 Закона «О ветеранах», поэтому несмотря на то, что квартира, в которой он проживает, признана для проживания непригодной, факт выселения истца не был подтвержден.

Представители третьих лиц Министерства труда и социального развития <адрес> и Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> в судебном заседании не участвовали, в своих возражениях представленных в суд представители по доверенности указали, что в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок), органы местного самоуправления городского округа, городского, сельского поселения или муниципального района <адрес> (в случае передачи им полномочий поселения по обеспечению малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями) (далее - органы местного самоуправления <адрес>) участвуют в реализации настоящего Порядка, а также оказывают содействие гражданам в приобретении жилого помещения с использованием выплаты, они формируют списки граждан, претендующих на получение социальных выплат, и направляют их в Минтруд <адрес>, который в свою очередь ежегодно формирует сводные списки граждан, претендующих на получение социальных выплат по муниципальным образованиям <адрес> (далее - сводные списки граждан) и представляет их в Минстрой <адрес>. Администрацией <адрес> муниципального района <адрес> в Министерство труда и социального развития <адрес> не направлялся список граждан, претендующих на получение социальных выплат, в котором был бы указан Костенко В.Ф.. Соответственно, и в сводных списках, периодически направляемых Министерством труда и социального развития <адрес> в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес>, Костенко В.Ф. также не указан. При таких обстоятельствах Министерство труда и социального развития <адрес> и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес>, права и законные интересы Костенко В.Ф. не нарушали.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и это не оспаривалось ответчиком, истец имеет статус участника Великой Отечественной войны( относится к категории участников Великой отечественной войны, указанных в подпункте "з" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» ( далее ФЗ «О ветеранах»- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период) и признан инвалидом вследствие общего заболевания.

Эти обстоятельства подтверждаются справкой МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверением ветерана ВОВ серии №.

На основании п.2 ст. 15 ФЗ «О ветеранах», -Участникам Великой отечественной войны, ставшими инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин ( кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

В своем определении Конституционный Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № указал, что участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, имеют все права и льготы инвалидов войны, предусмотренные статьей 14 данного Федерального закона. Иное трактование положений ч.2 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Поскольку Костенко В.Ф., как военнослужащий, проходивший военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ no ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, стал инвалидом вследствие общего заболевания, то в силу положений п. 2 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» имеет право на меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны в соответствии со ст. 14 названного закона, где в подпункте 4 пункта 1, предусмотрено обеспечение инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от их имущественного положения.

Из изложенного следует, что Костенко В.Ф., как лицо, приравненное к инвалидам войны и имеющее право на меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, вправе быть обеспечен жилым помещением как инвалид войны в соответствии с положениями Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов».

В соответствии с пунктами 1, 3.1 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по «предоставлению» мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального Закона, полномочия по обеспечению «жильем» в соответствии со статьями 14, 16, 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ и полномочия по обеспечению «жильем» в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение «жильем» может осуществляться путем «предоставления» им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади «жилья» 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади «жилья» по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Во исполнение пунктов 11, 11.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», ч.4 ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» и в целях улучшения жилищных условий «ветеранов», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, правительством <адрес> принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-п, которым утвержден Порядок «предоставления» мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями «ветеранов», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

В соответствии с пунктом 4 Порядка «предоставления» мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями « ветеранов», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме « предоставления» гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах»,- жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору.

Согласно пунктов 7-10 указанного порядка устанавливается процедура формирования сводного списка граждан, претендующих на получение выплат из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» на основании их заявления о предоставлении» выплаты с приложением необходимых документов.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ за № 5-ФЗ «О ветеранах».

При этом п. 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки, правом на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями имеют участники Великой Отечественной Войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

При решении вопроса о возможности включения Костенко В.Ф. в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ году, жилищная комиссия администрации <адрес> и Министерство труда и социального развития <адрес> руководствовались только положениями ч. 4 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с которыми обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, возможно в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Вместе с тем, жилищной комиссией администрации <адрес> не учтен тот факт, что в соответствии с удостоверением Ветерана (участника) Великой Отечественной войны и инвалидностью Костенко В.Ф. имеет также право на льготы, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О ветеранах».

Согласно информации администрации <адрес> сельского поселения Костенко В.Ф. проживает с женой в доме расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ему на праве собственности. В данном доме отсутствует центральное отопление, канализация. Заключением межведомственной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ он признан непригодным для проживания.

Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Главы <адрес> муниципального района <адрес> ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по общему списку.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отказ администрации <адрес> о включении Костенко В.Ф. в списки граждан, претендующих на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ году, является незаконным. Данным отказом нарушено право участника (инвалида) Великой Отечественной Войны на включение в списки граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, и как следствие, нарушено его право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов».

При таких обстоятельствах суд считает, что Костенко В.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - ветеран-участник Великой Отечественной Войны, инвалид 2 группы по общему заболеванию, нетрудоспособен, в виду, преклонного возраста и состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в связи с чем имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения благоустроенным жильем.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие Администрации <адрес> муниципального района <адрес> выразившиеся в не включении Костенко ФИО9 в списки граждан, претендующих на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ году незаконным.

Обязать Администрацию <адрес> муниципального района включить Костенко ФИО10 как ветерана-инвалида Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки согласно Указу Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и постановления правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждения порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» с момента фактического обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей отнести за счет бюджета <адрес>.

Решение может быть обжаловано либо опротестовано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: Л.Н.Серкина