Дело № 2-151/2011 Решение от 19.04.2011 по иску Прокурора района в интересах Дрынгиной Н.Д. к Администрации Р-Полянского муниципального района о признании отказа в постановке на учет в улучшении жилищных условий незаконными



Дело № 2-151/2011г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Русская Поляна 19 апреля 2011 года

Русско-Полянский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Поздняковой Н.Ю.

при секретаре Пешковой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора Русско-Полянского района Омской области (в порядке ст.45 ГПК РФ) в интересах ДРЫНГИНОЙ <адрес> к Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области о признании отказа в постановке на учет в улучшении жилищных условий незаконным, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и признании права на обеспечение жилым помещением как члена семьи участника ВОВ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор района обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах Дрынгиной ФИО14, в котором просил признать незаконным отказ Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области в постановке Дрынгиной Надежды ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ г.р.,на учет в качественуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по Договору социального найма и обязать принять Дрынгину Н.Д. на вышеуказанный учет и включить её в списки лиц для получения социальной поддержки согласно Указу Президента Российской Федерации №714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и постановления Правительства Омской области от 26.07.2006 г. №99-п «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

При этом свои требования мотивировал тем, что Дрынгина Н.Д., согласно удостоверения серии № выданного в октябре 2010 года, является женой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Дрынгина Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что в доме в котором она проживает общая площадь жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При рассмотрении заявления жилищной комиссией ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе на основании п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ т.к. предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, а именно справка о наличии недвижимости №.

В ходе прокурорской проверки установлено, что Дрынгина Н.Д., проживает по адресу: <адрес> дочери ФИО2, совместно с нею зарегистрированы и проживают ещё 4 человека. Общая площадь дома составляет 65,9 кв.м. из них жилая 48,0 кв.м. Указанные данные подтверждаются копией лицевого счета квартиросъемщика № справками выданными администрацией <адрес> сельского поселения.

Согласно справке № об отсутствии (наличии) недвижимости Дрынгина Н.Д., имеет в частной собственности квартиру на основании Договора на передачу квартир в собственность граждан б/н от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, поселение <адрес>, <адрес>(инв.№№). Однако указанная недвижимость продана ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, что подтверждаются договором купли продажи квартиры, заверенным в Администрации <адрес> сельского поселения, копией лицевого счета квартиросъемщика №.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных помещениях, предоставляемых по договорам социального найма является обеспечении общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. На основании ч.5 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Постановлением Главы Русско-Полянского муниципального района Омской области №302-П от 16.06.2010 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м. Таким образом, Дрынгина Н.Д., обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В связи с чем, Дрынгина Н.Д., жена умершего участника Великой Отечественной войны ввиду преклонного возраста и состояния здоровья самостоятельно не имеющая возможности улучшить свои жилищные условия,имеет право на признание её нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве таковой. Вышеуказанный отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, являются незаконным и нарушают её право на получение гарантированной законом меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения за счет федерального бюджета благоустроенным жильем.

В судебном заседании помощник прокурораСухоруков К.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель истца Дрынгина Т.В., требования прокурора поддержала, просила удовлетворить, т.к. фактически сделка купли-продажи квартиры и земельного участка были совершены в 2006 году, мама снялась с регистрационного учета и постоянно проживает с нею.

Представитель ответчика администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области Зяблова Е.Д. против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на то что жилищной комиссией было установлено, что Дрынгина Н.Д.,прописана и проживает в <адрес> дочери и ей принадлежит жилой дом <адрес>, т.е. она обеспечена жилой площадью.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее ФЗ «О ветеранах»), для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, установлены меры социальной поддержки.

Одной из мер социальной поддержки, наряду с другими мерами, в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с пунктами 1, 3.1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по «предоставлению» мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального Закона, полномочия по обеспечению «жильем» в соответствии со статьями 14, 16, 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005г. и полномочия по обеспечению «жильем» в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По письменным заявлениям, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение «жильем» может осуществляться путем «предоставления» им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади «жилья» 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади «жилья» по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Во исполнение пунктов 11, 11.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», ч.4 ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» и в целях улучшения жилищных условий «ветеранов», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, правительством Омской области принято Постановление от 26.07.2006г. № 99-п, которым утвержден Порядок «предоставления» мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями «ветеранов», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления» мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме «предоставления» гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах»,- жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору.

Согласно пунктов 7-10 указанного порядка устанавливается процедура формирования сводного списка граждан, претендующих на получение выплат из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» на основании их заявления о предоставлении» выплаты с приложением необходимых документов.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах».

На основании ч.5 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением Главы Русско-Полянского муниципального района Омской области №302-П от 16.06.2010 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м.

Поводом для отказа Дрынгиной Н.Д., в принятии её на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий послужило то что ей принадлежит <адрес>, якобы тем самым она обеспечена жилой площадью.

Согласно Удостоверению серии № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, является женой умершего участника Великой Отечественной Войны и имеет право на льготы и преимущества предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Проживает она в доме по <адрес> у дочери ФИО8, совместно с нею проживают ещё 4 человека. Согласно техническому паспорту общая площадь квартиры составляет 65,9 кв.м. из них жилая 48 кв.м. Ранее принадлежавшая Дрынгиной Н.Д. квартира по адресу: <адрес> (в связи с переадресацией у. <адрес>) продана ДД.ММ.ГГГГ и согласно свидетельства о государственной регистрации права серии №, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время принадлежит ФИО3

Таким образом, Дрынгина Н.Д. в настоящее время обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Справкой Администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, копией лицевого счета квартиросъёмщика № и № подтверждено что Дрынгина Н.Д., зарегистрирована и проживает в квартире расположенной по адресу: <адрес>. Совместно с нею зарегистрированы и проживают дочь- ФИО6, внук- ФИО9 правнук -ФИО10 и ФИО11. Общая площадью жилого помещения 65,9 кв. метров, т.е. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной в районе.

Согласно паспорта Дрынгиной Н.Д., (№, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ ОВД Русско-Полянского района Омской области), она зарегистрирована в вышеуказанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со справкой ГП «Омский Центр ТИиЗ» ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> принадлежит на праве частной собственности ФИО2

Согласно договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ и регистрационного удостоверения квартира по <адрес> состоит из 3 комнат общая площадь 56,9 кв.м жилая 39,4 кв.м приватизирована Дрынгиной Н.Д. Из справки Администрации Калининского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с упорядочением адресной части домов дому присвоен адрес <адрес>.

Из копии лицевого счета квартиросъёмщика № ФИО3, следует что он ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает в квартире расположенной по адресу: <адрес>. Совместно с ним зарегистрированы и проживают жена, сын и родственник.

Согласно расписке, заверенной ДД.ММ.ГГГГ в Администрации <адрес> сельского поселения, ФИО3 купил квартиру по адресу: <адрес> у ФИО1за <данные изъяты> рублей.

По данным паспорта ФИО3, (серия №, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ ОВД Русско-Полянского района Омской области), он зарегистрирован в вышеуказанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договора купли продажи и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ Свидетельства о государственной регистрации права сери № выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 оформил переход права собственности на жилое помещение.

Согласно редакции Федерального закона "О ветеранах", действовавшей до вступления в силу рассматриваемых изменений, ветераны Великой Отечественной войны, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 г., должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, а вставшие на учет после 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством, т.е. в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

1 марта 2005 г. - это дата вступления в силу ныне действующего Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно действовавшему до указанной даты Жилищному кодексу РСФСР все участники Великой Отечественной войны и семьи указанных лиц имели право на первоочередное бесплатное обеспечение жилыми помещениями. В связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации, в котором подобных норм уже не содержится, в целях недопущения умаления социальных гарантий ветеранов, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием, федеральным законодателем установлено правило, согласно которому за всеми ветеранами Великой Отечественной войны, которые были приняты на жилищный учет по правилам Жилищного кодекса РСФСР, сохраняется право на льготное жилищное обеспечение за счет средств федерального бюджета. Остальные ветераны, вставшие на учет после 1 марта 2005 г., - даты вступления в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечиваются жильем в соответствии с новым правовым регулированием, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (при условии признания их в установленном порядке малоимущими и обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).

В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

ДД.ММ.ГГГГ Дрынгина Н.Д., обратилась в Администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, т.к. проживает у дочери, площадь жилого помещения 65,9 кв.м совместно с нею проживают 4 человека. При рассмотрении заявления жилищной комиссией ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе на основании п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, т.к. предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; граждане проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О по смыслу ст. 53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих её подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Суд при разрешении настоящего спора не установил обстоятельств для применения положений ст. 53 ЖК РФ о последствиях намеренного ухудшения лицом жилищных условий, Постановка на регистрационный учет в квартире дочери не является действием по намеренному ухудшению жилищных условий, кроме того возраст и состояние здоровья Дрынгиной Н.Д.. свидетельствуют о необходимости постоянного ухода за нею.

Согласно ст. 27 (часть 1) Конституции РФ, каждый кто находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает либо являясь его собственником, либо по договору найма, аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом мер, закрепленных в ст. 20 ГК РФ, в законе РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Согласно ст. 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Статья 53 ЖК РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намерений действий.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд приходит к выводам, что при рассмотрении заявления Дрынгиной Н.Д. порядок принятия решений комиссией соблюден, однако содержание оспариваемого решения не соответствует требованиям регламентирующим правовые гарантии социальной защиты инвалидов и участников ВОВ в Российской Федерации, в части вопросов постановки на учет инвалидов ВОВ в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в свете реализации Указа Президента РФ. Дрынгина Н.Д. право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, как вдова участника-ветерана ВОВ не реализовала, каким-либо жильем не обеспечивалась, на учете лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий не состояла, следовательно, подлежит постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, т.к. фактически реализовала принадлежащую ей квартиру ДД.ММ.ГГГГ, т.е. может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ по истечении 5 лет со дня совершенной сделки.

При таких обстоятельствах суд считает, что Дрынгина Н.Д ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь вдовой участника ВОВ, обеспеченная жилой площадью менее учетной нормы, в силу преклонного возраста и состояния здоровья не имеющая возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения за счет федерального бюджетаблагоустроенным жильем.

На основании п.п. 9 п.1 ст. 333.36 НК РФ истец - Прокурор Русско-Полянского района, освобожден от уплаты государственной пошлины.

В силу п.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии со ст.61.2 Бюджетного Кодекса РФ к налоговым доходам муниципальных районов и городских округов относят, в том числе государственную пошлину, подлежащую зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции. Поскольку Бюджетный Кодекс РФ является специальным нормативным актом, регулирующим порядок уплаты государственной пошлины, вступил в силу позже ГПК РФ, при взыскании судебных расходов следует руководствоваться положениями БК РФ и взыскивать государственную пошлину в доход местных бюджетов.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Русско-Полянского района удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Русско-Полянского района Омской области принять ФИО4 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ

Расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей отнести за счет бюджета Русско-Полянского района.

Решение может быть обжаловано либо опротестовано в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Н.Ю. Позднякова