Дело № 2-138/2011 Решение по иску Крупко А.Ф. об оспаривании действий Администрации Русско-Полянского муниципального района



Дело № 2-138/2011г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Русская Поляна 21 апреля 2011 года

Русско-Полянский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Поздняковой Н.Ю.

при секретаре Пешковой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению КРУПКО ФИО14 об оспаривании действий Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области,

УСТАНОВИЛ:

Крупко А.Ф. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и обязать поставить на вышеуказанный учет.

При этом свои требования мотивировала тем что она в соответствии со ст. 20 Федерального Закона от 21.01.1995 года№5-ФЗ (в ред. от 06.05.2010 г.) «О ветеранах» является ветераном Великой Отечественной войны как труженик тыла, а также является вдовой Крупко ФИО15, инвалида Великой Отечественной войны, умершего ДД.ММ.ГГГГ. В 2010 году обратилась в Администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области с заявлением о постановке её на учет в соответствии с Законом «О ветеранах» и УказомПрезидента Российской Федерации №714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Уведомлением от 02.02.2011 года № Администрацией Русско-Полянского муниципального района Омской области в постановке на учет для улучшения жилищных условий ей отказано на основании п.п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в связи с тем, что имеется договор от 17.11.1992 года на передачу квартиры в собственность Крупко А.Ф.

С данным решением истец не согласна, поскольку имеет право на льготы, предусмотренные ст.ст. 20-21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Договор на передачу квартиры в собственность граждан от 17 ноября 1992 года, на который ссылается ответчик как на основание для отказа в постановке на учет для улучшения жилищных условий, не соответствует требованиям как действующего гражданского законодательства, так и ГК РСФСР, действовавшего в период заключения договора. Кроме того, право собственности на жилое помещение за Крупко А.Ф. не зарегистрировано, что подтверждается справками из ЦТИ Омской области и УФРС по Омской области. После смерти мужа в 1991 году, зрение истицы стало резко ухудшаться и дочь в 2007 году забрала её к себе в <адрес>, где она и проживает по настоящее время. В начале 2007 года она полностью ослепла. Проживать одной в разваливающемся доме с печным отоплением, без воды и туалета для неё является невозможным. В соответствии с Законом «О ветеранах» и Указом Президента РФ № 714 от мая 2008 года в редакции от 09.01.2010 года № 30 как вдова инвалида ВОВ и ветеран ВОВ в силу возраста (90 лет) и полной слепоты она имеет право на улучшение жилищных условий.

В судебном заседании представители истца Охрименко Л.Т., Кишка В.П. исковые требования поддержали, уточнив, что просят признать Крупко А.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать отказ Администрации Русско -Полянского муниципального района Омской области в постановке на учет Крупко А.Ф. незаконным и необоснованным, обязать Администрацию поставить Крупко А.Ф. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области Зяблова Е.Д. против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на то что жилищной комиссией было установлено что Крупко А.Ф. принадлежит жилой дом с. <адрес> общей жилой площадью 55 кв.м., согласно договора на передачу квартиры в собственность от 17.11.1992 года.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Статьёй 20 Федерального Закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ усмотрено, что меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В силу ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее ФЗ «О ветеранах»), для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, установлены меры социальной поддержки.

Одной из мер социальной поддержки, наряду с другими мерами, в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с пунктами 1, 3.1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по «предоставлению» мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального Закона, полномочия по обеспечению «жильем» в соответствии со статьями 14, 16, 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005г. и полномочия по обеспечению «жильем» в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.п.3 п.1 ст. 15 закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (в ред. Федерального закона от 06.05.2010 N 79-ФЗ) "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, из числа лиц, указанных в п.п. «а»-«ж» и «и» п.п. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от их имущественного положения. Изменения, внесенные Федеральным законом от 06.05.2010 N 79-ФЗ, в подпункт 4 пункта 1 данной статьи, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение «жильем» может осуществляться путем «предоставления» им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади «жилья» 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади «жилья» по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Во исполнение пунктов 11, 11.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», ч.4 ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» и в целях улучшения жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, правительством Омской области принято Постановление от 26.07.2006г. № 99-п, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями «ветеранов», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями « ветеранов», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме «предоставления» гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах»,- жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору.

Согласно пунктов 7-10 указанного порядка устанавливается процедура формирования сводного списка граждан, претендующих на получение выплат из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» на основании их заявления о предоставлении» выплаты с приложением необходимых документов.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах».

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 09.09.2009 года N 30-п утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги Обеспечение жильем за счет средств федерального и областного бюджетов ветеранов Великой Отечественной войны" (с изменениями от 13 ноября 2009 г., 11 июня 2010 г.)

Административный регламент предоставления государственной услуги "Обеспечение жильем за счет средств федерального и областного бюджетов ветеранов Великой Отечественной войны" (далее - государственная услуга, Административный регламент) разработан в целях обеспечения жильем за счет средств федерального и областного бюджетов ветеранов Великой Отечественной войны, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при выполнении государственных обязательств по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны.

2. Предоставление услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

1) Федеральным законом от 12 января 1995 года 5-ФЗ "О ветеранах";

2) Жилищным кодексом Российской Федерации;

3) Указом Президента Российской Федерации 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов";

4) Законом Омской области от 28 декабря 2005 года N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере";

5) Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года N 99-п "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".

3. Государственная услуга предоставляется непосредственно государственными гражданскими служащими (далее - специалисты) Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Минстрой Омской области).

4. Государственная услуга предоставляется гражданам на безвозмездной основе.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; граждане проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Поводом для отказа Крупко А.Ф., в принятии на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий послужило то что на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 17.11.1992 года ей принадлежит жилое помещение, тем самым она обеспечена жилой площадью.

Согласно удостоверению серии № от ДД.ММ.ГГГГ Крупко А.Ф. 1921 г.р., является ветераном Великой Отечественной войны как труженик тыла, а также является вдовой Крупко ФИО16, участника-инвалида Великой Отечественной войны, умершего ДД.ММ.ГГГГ и имеет право на льготы предусмотренные ст.ст. 20, 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (удостоверение серии №). Крупко А.Ф., зарегистрирована по адресу <адрес>. Не проживает указанном доме с 2007 года. В настоящее время временно зарегистрирована по месту пребывания по <адрес>, где проживает совместно с дочерью. Переезд был вынужденным так как проживать одна в силу преклонного возраста и потери зрения она не могла.

Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания № УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Крупко ФИО17 зарегистрирована в <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из Договора на передачу квартир в собственность граждан от 17.11.1992 года зарегистрированного БТИ 22 апреля 1993 года в реестровой книге № за № (регистрационное дело №) следует, что квартира по адресу: <адрес> состоящую из 3-х комнат общей площадью 55 кв.м., жилой 37 кв.м., АО Добровольское передана Крупко А.Ф. Квартира согласно регистрационного удостоверения от 13.02.1987 года записанного за № в реестровой книге № под №46 принадлежала на праве собственности совхозу Добровольский.

Согласно справке Администрации Добровольского сельского поселения от 31.01.2011 года в доме по адресу: <адрес> зарегистрированы: Крупко А.Ф. № ФИО8 ФИО9 ФИО10 ФИО11

ГП Омский Центр ТИиЗ от 06.04.2011 года № уведомил что вышеуказанный договор зарегистрирован на передачу квартиры в собственность за Крупко ФИО18. Согласно справок ГП Омский Центр ТИиЗ № от ДД.ММ.ГГГГ и УФРС по Омской области от 27 января 2011 года № в числе собственников недвижимости Крупко ФИО19 не значится. Вместе с тем, при регистрации Договора в БТИ допущена техническая ошибка при указании собственника ФИО24 указана как Александр ФИО25. По данным ИФНС № ФИО1 является плательщиком налогов на собственность расположенную по указанному адресу, по налогу на имущество физических лиц ей предоставлена льгота, земельный налог она уплачивает в полном объеме, при уточнении адресного хозяйства на территории Добровольского сельского округа на основании Постановления Главы Добровольской сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №а, владельцем <адрес> указана ФИО1. Кроме того Фактом свидетельствующим о приобретении права пользования жилым помещением ФИО1 суд считает возможным признать прописку (регистрацию по месту жительства). До принятия Конституционным Судом РФ Постановления от 25.04.1995 года № 3-П «По делу о проверке конституционности частей 1 и 2 статьи 54 ЖК РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой» под вселением в установленном порядке в жилое помещение понималось соблюдение правил прописки. Судебной практикой прописка расценивалась как юридический факт, с наличием или отсутствием которого связывалось осуществление жилищных прав.

Из технического паспорта на жилой дом по адресу <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, год постройки <адрес>, общая площадь 60.1 кв.м., жилая 31,8 кв.м., Из благоустройства - отсутствует канализация, горячее и холодное водоснабжение, пищеприготовление от газового баллона. Физический износ дома 20 %.

31 января 2011 года Крупко А.Ф., обратилась в Администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. При рассмотрении заявления жилищной комиссией 02.02.2010 года было принято решение об отказе на основании п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, т.к. ею предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

На основании ч.5 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением Главы Русско-Полянского муниципального района Омской области №302-П от 16.06.2010 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м., в доме по <адрес> зарегистрировано 5 человек, следовательно на каждого из них приходится 12,02 кв.м. жилой площади, что менее учетной нормы.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования которым должно соответствовать жилое помещение (далее - Положение). Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Пунктом 12 данного Положения установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно- питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Всего комплекса благоустройства в доме по <адрес>, нет.

В ходе судебного разбирательства специалистами Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы, по поручению суда произведено обследование жилого помещения. Принадлежащего Крупко А.Ф.. на праве собственности. Согласно заключения № от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в <адрес>-Полянского муниципального района Омской области признан не соответствующим установленным требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, поскольку оно не обеспечено инженерными системами и не обеспечивает комфортные условия для проживания

Статья 7 Конституции РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О по смыслу ст. 53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих её подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Суд при разрешении настоящего спора не установил обстоятельств для применения положений ст. 53 ЖК РФ о последствиях намеренного ухудшения лицом жилищных условий, Постановка на регистрационный учет по месту пребывания в квартире дочери не является действием по намеренному ухудшению жилищных условий, кроме того возраст и состояние здоровья Крупко А.Ф. свидетельствуют о необходимости постоянного ухода за нею.

Согласно ст. 27 (часть 1) Конституции РФ, каждый кто находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает либо являясь его собственником, либо по договору найма, аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом мер, закрепленных в ст. 20 ГК РФ, в законе РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Согласно ст. 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Федеральное законодательство не указывает в качестве обязательного признака места жительства гражданина его регистрацию и не может ущемлять права граждан. Так регистрация Крупко А.Ф. в доме дочери, как установлено в судебном заседании, необходима была ей, чтобы иметь возможность надлежащего ухода в связи с потерей зрения и не может являться основанием для отказа в признании её как нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения жилья.

В связи с этим решение Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области об отказе в принятии Крупко А.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по Договору социального найма, а также в постановке её на такой учет, суд считает, незаконным, поскольку оно основано на неправильном толковании норм действующего законодательства, регламентирующего правовые гарантии социальной защиты инвалидов и участников ВОВ в Российской Федерации, в том числе и вопросы постановки на учет инвалидов ВОВ в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Суд считает что Крупко А.Ф. 1921 года рождения, ветеран тыла, являясь также вдовой участника ВОВ, в силу преклонного возраста и состояния здоровья не имеющая возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, о которых говорилось выше, имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения за счет федерального бюджетаблагоустроенным жильем.

На основании п.п. 12 п.1 ст. 333.35 НК РФ истец - участник Великой Отечественной войны, освобождена от уплаты государственной пошлины.

В силу п.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии со ст.61.2 Бюджетного Кодекса РФ к налоговым доходам муниципальных районов и городских округов относят, в том числе государственную пошлину, подлежащую зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции. Поскольку Бюджетный Кодекс РФ является специальным нормативным актом, регулирующим порядок уплаты государственной пошлины, вступил в силу позже ГПК РФ, при взыскании судебных расходов следует руководствоваться положениями БК РФ и взыскивать государственную пошлину в доход местных бюджетов.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования КРУПКО ФИО20 удовлетворить.

Признать КРУПКО ФИО21 нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Признать решение Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области Об отказе в признании КРУПКО ФИО22 нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.

Обязать Администрацию Русско-Полянского района Омской области принять КРУПКО ФИО23 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента фактического обращения 31.01.2011 года.

Расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей отнести за счет бюджета Русско-Полянского района.

Решение может быть обжаловано либо опротестовано в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий судья Н.Ю. Позднякова

Копия верна : судья

секретарь суда