Дело № 2-146/2011г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерациир.п. Русская Поляна 18 апреля 2011 года
Русско-Полянский районный суд Омской области в составе:председательствующего судьи Поздняковой Н.Ю.
при секретаре Пешковой Д.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора Русско-Полянского района Омской области (в порядке ст.45 ГПК РФ) в интересах ВОРОНИНОЙ ФИО9 о признании Ворониной А.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании заключения о признании жилого помещения пригодным для проживания незаконным, обязании Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор района обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах Ворониной ФИО10, в котором просил признать незаконными заключение № от ДД.ММ.ГГГГ О признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания и отказ Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Ворониной ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также обязать поставить Воронину А.В. на вышеуказанный учет и включить её в списки лиц для получения социальной поддержки согласно Указу Президента Российской Федерации №714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и постановления Правительства Омской области от 26.07.2006 г. №99-п «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
При этом свои требования мотивировал тем, что Воронина А.В., согласно удостоверению серии № от ДД.ММ.ГГГГ, является женой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Воронина А.В.,04.10.2010 года обратилась в Администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с тем что её дом является непригодным для проживания. При рассмотрении заявления жилищной комиссией было принято решение об отказе на основании п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ т.е. предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В ходе прокурорской проверки установлено что Воронина А.В., проживает по адресу: <адрес>. Факт отсутствия в собственности жилого помещения Воронина А.В. в заявлении не указывала, а просила поставить ее на очередь в связи с тем что ее жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии. По требованию прокурора Русско-Полянского района Межведомственной комиссией Русско-Полянского района 14.01.2011 проведено обследование дома принадлежащего Ворониной А.В. по вышеуказанному адресу. Согласно Акту обследования жилого помещения комиссия установила что в доме Ворониной А.В. водопровод и канализация отсутствуют, печное отопление, внутри помещение сухое, конструкция стен без видимых нарушений, состояние внутренних стен удовлетворительное. Заключением межведомственной комиссии от 14.01.2011 № 33 жилой дом, признан пригодным для проживания. Однако, в Акте обследования не отражено что несущая стена дома имеет деформации, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Кроме того, данное жилое помещение не соответствует требованиям установленным для жилых помещеиий указанным в Положении о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47. В связи с чем, Воронина А.В., проживающая в жилом помещении не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям и представляющем опасность для жизни и здоровья, имеет право на признание её нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве таковой. Вышеуказанное заключение и отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, являются незаконными и нарушают её право на получение гарантированной законом меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения за счет федерального бюджета благоустроенным жильем.
В судебном заседании помощник прокурораСухоруков К.Ю. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, дополнив основания для удовлетворения требований изложенных в иске, тем что в соответствии с заключением Госжилстройнадзора Омской области № от 05.04.2011 года жилое помещение, принадлежащее Ворониной А.В. не соответствует установленным для жилого помещения требованиям, а также уточнив, что отказывается от требования об обязании Администрации района включить Воронину А.В. в Списки лиц для получения социальной поддержки, т.к. Воронина А.В. в Администрацию района с указанными требованиями не обращалась.
Представитель Ворониной А.В. Дмитриенко Е.И. в судебном заседании требования Прокурора поддержала и пояснила, что Воронина А.В. является женой умершего участника Великой Отечественной войны, нетрудоспособна и нуждается в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области Зяблова Е.Д. против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на то что межведомственной комиссией жилой дом, принадлежащий Ворониной А.В. признан пригодным для проживания, Воронина А.В. имеет на праве собственности жилой дом, в связи с чем не относится к гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее ФЗ «О ветеранах»), для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, установлены меры социальной поддержки.
Одной из мер социальной поддержки, наряду с другими мерами, в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с пунктами 1, 3.1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по «предоставлению» мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального Закона, полномочия по обеспечению «жильем» в соответствии со статьями 14, 16, 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005г. и полномочия по обеспечению «жильем» в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.п.3 п.1 ст. 15 закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (в ред. Федерального закона от 06.05.2010 N 79-ФЗ) "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, из числа лиц, указанных в п.п. «а»-«ж» и «и» п.п. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от их имущественного положения. Изменения, внесенные Федеральным законом от 06.05.2010 N 79-ФЗ, в подпункт 4 пункта 1 данной статьи, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение «жильем» может осуществляться путем «предоставления» им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади «жилья» 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади «жилья» по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Во исполнение пунктов 11, 11.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», ч.4 ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» и в целях улучшения жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, правительством Омской области принято Постановление от 26.07.2006г. № 99-п, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления» мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме « предоставления» гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах»,- жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору.
Согласно пунктов 7-10 указанного Порядка устанавливается процедура формирования сводного списка граждан, претендующих на получение выплат из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» на основании их заявления о предоставлении» выплаты с приложением необходимых документов.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 09.09.2009 года N 30-п утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги Обеспечение жильем за счет средств федерального и областного бюджетов ветеранов Великой Отечественной войны" (с изменениями от 13 ноября 2009 г., 11 июня 2010 г.)
Административный регламент предоставления государственной услуги "Обеспечение жильем за счет средств федерального и областного бюджетов ветеранов Великой Отечественной войны" (далее - государственная услуга, Административный регламент) разработан в целях обеспечения жильем за счет средств федерального и областного бюджетов ветеранов Великой Отечественной войны, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при выполнении государственных обязательств по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
2. Предоставление услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
1) Федеральным законом от 12 января 1995 года 5-ФЗ "О ветеранах";
2) Жилищным кодексом Российской Федерации;
3) Указом Президента Российской Федерации 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов";
4) Законом Омской области от 28 декабря 2005 года N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере";
5) Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года N 99-п "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
3. Государственная услуга предоставляется непосредственно государственными гражданскими служащими (далее - специалисты) Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Минстрой Омской области).
4. Государственная услуга предоставляется гражданам на безвозмездной основе.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Поводом для отказа Ворониной А.В., в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении послужило наличие в её собственности земельного участка и квартиры, признанной заключением межведомственной комиссии от 14.01.2011 № пригодной для проживания.
В судебном заседании установлено что согласно Удостоверению серии № от ДД.ММ.ГГГГ Воронина А.В. является вдовой умершего участника Великой Отечественной Войны и имеет право на льготы и преимущества предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Проживает она в доме по <адрес>. Дом в котором она проживает был приобретен её покойным супругом в 1993 году на основании договора купли-продажи, 31.08.2005 года зарегистрирован за нею на основании Свидетельства о праве на наследство, построен в 1983 году, имеет 33% износа, не имеет всего комплекса благоустройства - отсутствует канализация, горячее водоснабжение, отопление печное, пищеприготовление от газового баллона.
Согласно Справки администрации Русско-Полянского городского поселения Воронина А.В., зарегистрирована и проживает в квартире расположенной по адресу:Омская область, <адрес> одна. По данным паспорта Ворониной А.В., (серия №, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>), зарегистрирована она в вышеуказанной квартире с 01.02.1996 года.
В соответствии со Свидетельством о праве на наследство по закону от 19.07.2005 года, карточке технического учета жилого помещения ГП Омский центр ТИиЗ от 14.03.2011 года, жилое помещение по вышеуказанному адресу принадлежит на праве собственности Ворониной А.В.
04.10.2010 года Воронина А.В., обратилась в Администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. При рассмотрении заявления жилищной комиссией было принято решение об отказе на основании п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, т.к. ею предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако факт отсутствия в собственности жилого помещения Воронина А.В. в заявлении не указывала, а просила поставить ее на очередь в связи с тем, что ее жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии.
Согласно Акту обследования жилого помещения 14.01.2011 года межведомственная комиссия установила, что в жилом помещении Ворониной А.В. водопровод и канализация отсутствуют, печное отопление, внутри помещение сухое, конструкция схем без видимых нарушений, состояние внутренних стен удовлетворительное. Заключением межведомственной комиссии от 14.01.2011 № 33 жилое помещение, признано пригодным для проживания.
В иске и в ходе судебного прокурор указал, что в Акте обследования не отражено, что несущая стена дома имеет деформации, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Кроме того, жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Свидетель ФИО6, в судебном заседании пояснил, что при осмотре дома были обнаружены внешние признаки отслоения штукатурки наружных стен, но для более глубокого изучения этой проблемы необходимо Заключение специализированной организации, каковой Межведомственная комиссия не является.
Специалистами Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы, по поручению суда произведено повторное обследование указанного жилого помещения.. Согласно заключению № от 5 апреля 2011 года жилой <адрес> признан не соответствующим установленным требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, поскольку оно не обеспечено инженерными системами и не обеспечивает комфортные условия для проживания
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования которым должно соответствовать жилое помещение (далее - Положение). Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Пунктом 12 данного Положения установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно- питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Всего комплекса благоустройства в доме, в котором проживает истица, нет.
В разделе 2 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее по тексту Положение), установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение. Так, пунктом 12 указанного Положения определено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что в сельском поселении имеются централизованные инженерные сети: электроосвещение, хозяйственно-питьевое водоснабжение, отопление. На территории поселения имеются полностью благоустроенные жилые помещения (квартиры), отвечающие требованиям, установленным пунктом 12 Положения.
В связи с этим,вышеуказанные Заключение и решение Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области об отказе в принятии Ворониной А.В. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в постановке ее на такой учет, незаконно.
Статья 7 Конституции РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты.
При таких обстоятельствах суд считает, что Воронина А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь вдовой участника ВОВ, проживающая в жилом помещении, которое не имеет всего комплекса благоустройства, о которых говорилось выше, в силу преклонного возраста и состояния здоровья не имеющая возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения за счет федерального бюджетаблагоустроенным жильем.
На основании п.п. 9 п.1 ст. 333.36 НК РФ истец - Прокурор Русско-Полянского района, освобожден от уплаты государственной пошлины.
В силу п.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии со ст.61.2 Бюджетного Кодекса РФ к налоговым доходам муниципальных районов и городских округов относят, в том числе государственную пошлину, подлежащую зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции. Поскольку Бюджетный Кодекс РФ является специальным нормативным актом, регулирующим порядок уплаты государственной пошлины, вступил в силу позже ГПК РФ, при взыскании судебных расходов следует руководствоваться положениями БК РФ и взыскивать государственную пошлину в доход местных бюджетов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора района удовлетворить.
Признать заключение Межведомственной комиссии Русско-Полянского муниципального района о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания № от 14.01.2011 года незаконным.
Признать решение Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области об отказе в признании Ворониной ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также в постановке ее на такой учет, незаконным.
Обязать Администрацию Русско-Полянского района Омской области принять ВОРОНИНУ ФИО13 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с момента фактического обращения ее в Администрацию Русско-Полянского района - с 04.10.2010 года.
Расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей отнести за счет бюджета Русско-Полянского муниципального района Омской области.
Решение может быть обжаловано либо опротестовано в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.Ю. Позднякова