Дело № 2-171/2011г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерациир.п. Русская Поляна 11 апреля 2011 года
Русско-Полянский районный суд Омской области в составеПредседательствующего судьи Поздняковой Н.Ю.
при секретаре Пешковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ПАЛЕХИ ФИО6 О признании незаконным решения Центра социальных выплат и материально-технического обеспечения по Русско-Полянскому району Омской области в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
УСТАНОВИЛ:
Палеха Н.Н. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решениеЦентра социальных выплат и материально-технического обеспечения по Русско-Полянскому району Омской области от 28 января 2011 года как нарушающее его права, и обязать произвести расчет субсидии в соответстствии с поданными им документами и п.6 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В обоснование требований заявитель указал, что в 2007 году у него умерла мать, и он остался проживать один в квартире площадью 38,7 кв.м., один. Сложилась ситуация, что на свою пенсию, которая на то время составляла <данные изъяты> рублей 58 копеек, оплачивать коммунальные услуги в полном объёме он не имел возможности. Тогда заявитель решил воспользоваться законодательными мерами, направленными на поддержку малообеспеченных граждан в сфере оплаты коммунальных услуг и подал заявление в Центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот в Русско-Полянском районе. В марте 2008 года ему была предоставлена субсидия в размере 1462 рубля 56 копеек. В связи с повышением размера пенсии и ежегодным перерасчетом субсидии в 2009 году ему снова была начислена субсидия на сумму 1795 рублей 04 копейки. За 2,5 месяца до нового 2010 года заявителю было устно объявлено в Центре жилищных субсидий, что с нового года ему субсидия назначаться не будет. В январе 2010 года он обратился в Центр жилищных субсидий с вопросом, почему ему не положена субсидия, в ответ услышал, что нужно подождать три месяца, где-то готовится новое постановление и все выяснится. Прошло больше указанного срока, время шло, ему начисляли за коммунальные услуги в 100% объёме, и он снова обратился в Центр субсидий, требуя объяснений. В ответ получил распечатку правил предоставления субсидий, согласно которым сначала он должен был погасить образовавшуюся задолженность по коммунальным услугам, только после этого будет иметь право подачи заявления на предоставление субсидии. Устно было добавлено, что и после погашения задолженности в предоставлении субсидии ему будет отказано. Продолжая получать квитанции со 100% начислением за услуги, летом 2010 года он в очередной раз обратился в Центр жилищных субсидий, где ему вручили Постановление правительства Омской области и пояснили, что на основании данного правового документа субсидия ему не положена. Учитывая свои возможности и установленные нормативы и тарифы, он самостоятельно определил максимально допустимую долю расхода из своего семейного бюджета на оплату коммунальных услуг, и стал ей пользоваться при их оплате. В январе 2011 года ООО «Рустепло» подало на него заявление о взыскании задолженности в мировой суд. Обратившись в Центр жилищных субсидий, сменившем наименование на ныне действующее, уже для суда, он получил в письменном виде решение об отказе в предоставлении ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Заявитель считает данное решение от 28 января 2011 года №1701 незаконным.
В судебном заседании Палеха Н.Н.. заявленные требования поддержал, просили удовлетворить по основаниям указанным в заявлении, полагает что при расчете неверно применены нормы жилищного законодательства в соответствии с п.6 ст.159 ЖК РФ, т.к. в региональный стандарт включены только расходы по отоплению.
Представитель Центра социальных выплат и материально-технического обеспечения по Русско-Полянскому району Омской области по доверенности Тихонов А.А., просил Палехе Н.Н. в заявленных требованиях отказать, в связи с соответствием действий Центра требованиям жилищного законодательства ( п.1 и 6 ст.159 ЖК РФ ) и Постановлениям Правительства РФ и Омской области, уточнив что Решение об отказе в назначении и выплате субсидий принято 31 января 2011 года.
Рассмотрев материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему :
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия) предоставляется гражданам в соответствии со ст. 159 ЖК РФ, Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Согласно ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Право на субсидии кроме прочих категорий имеют: - граждане собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, на основании их заявлений.
Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.
В соответствии с ч. 6 ст. 151 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» были утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которыми установлен порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан (далее- Правила).
В соответствии с п. 20 Правил, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
Расчет субсидии производился каждые шесть месяцев при повторном обращении гражданина с предоставлением всех необходимых документов п.8 Правил.
Согласно п.32 Правил, совокупный доход семьи для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии. Совокупный размер семьи в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным ст. 34 Правил.
Согласно Постановлению Правительства Омской области от 28 декабря 2006 г. № 172-
«Об установлении размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения» региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на одиноко проживающего гражданина установлен в размере 33 кв.м., общей площади жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании, Палеха ФИО7 проживает один в доме по адресу: <адрес>, является собственником указанной квартиры общей площадью 58,7 кв.м. жилой площадью 40,9 кв.м., платит за содержания жилья, включая канализацию, пользуется коммунальными услугами, которые включают в себя: плату за отопление, холодное водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение. В 2009 году на основании Решения Центра жилищных субсидий, социальных выплат и льгот Русско-Полянского района Омской области от 16 марта 2009 года № ему предоставлялась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на сумму 1795 рублей 9 копеек. Субсидия предоставлялась и ранее с марта 2008 года на сумму 1462 рубля 56 копеек. В конце 2009 года Палеха Н.Н. в Центре жилищных субсидий, социальных выплат и льгот Русско-Полянского района Омской области (далее Центр жилищных субсидий) устно уведомили, что в связи с установлением размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг Постановлением Правительства Омской области в предоставлении субсидии в следующем году ему будет отказано.
В 2010 году на основании Постановления Правительства Омской области № 223-п от 25 ноября 2009 года «Об установлении размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2010 год», вступившим в силу с 1 января 2010 года были установлены размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2010 год, используемые для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных и частных жилых домах, действующие, в том числе на территории Русско-Полянского городского поселения Омской области. Получателям субсидии производился перерасчет субсидий согласно п. 28 Правил. Размер регионального стандарта, используемый для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для одиноко проживающего, не работающего, получающего пенсию Палехи Н.Н. на 2010 год составил 872,52 руб. (приложение №1 к Постановлению). Сумма субсидий для семьи Палеха Н.Н. на январь 2010 составила 22,71 руб. С апреля 2010 года Палеха Н.Н. официально в филиал для назначения субсидии не обращался, письменного отказа не получал. Заявитель устно обращался с вопросами по поводу предоставления ему субсидии на 2010 год в Центр жилищных субсидий. Должностные лица Центр жилищных субсидий, руководствуясь вышеуказанными региональными стандартами, исходя и расчета, а с лета 2010 года и в связи с накопившейся у него задолженностью по оплате коммунальных услуг информировали его о том что субсидия предоставлена быть не может. Письменного заявления и необходимых документов в соответствии с п. 8 Правил Палеха Н.Н. не предоставлял, поэтому официального отказа не получал.
В 2011 году после подачи заявления и необходимых документов, Палеха Н.Н ДД.ММ.ГГГГ получил Решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг №. Центра социальных выплат и материально технического обеспечения по Русско-Полянскому району Омской области со ссылкой на требования ст.159 ЖК РФ, пункт 42 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 года № 761( с Изменениями которые вносятся в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"(утв. постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 379).Доводы заявителя о том что в расчет регионального стандарта при определении размера субсидии включены только расходы по отоплению жилых помещений не верен. В Письме Министерства регионального развития РФ от 7 декабря 2006 г. N 13241-РМ/07 "Об установлении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых при расчете субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" указано, что в соответствии с пунктом 22 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 (далее - Правила предоставления субсидий), для одного муниципального образования может устанавливаться региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов, жилые помещения в которых относятся к различным жилищным фондам, и для жилых домов индивидуального жилищного фонда. Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг дифференцируются по муниципальным образованиям одного субъекта Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 159 Жилищного кодекса размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании (далее - дома, соответствующие средним условиям). В связи с этим расчет размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг для каждого городского округа, городского и сельского поселения в составе муниципальных районов производится в следующем порядке:
Во-первых, выбирается группа конкретных домов, соответствующих средним условиям в каждом муниципальном образовании, при котором:
1) уровень благоустройства всех входящих в группу домов будет одинаковым и наиболее типичным. Под уровнем благоустройства в соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять коммунальные услуги: холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе газобаллонных установок), отопления (теплоснабжения), в том числе печного отопления;
2) конструктивные и технические параметры всех входящих в группу домов будут одинаковыми и наиболее типичными - степень износа, этажность, материал стен и кровли, оборудование лифтом и мусоропроводом, а также другие подобные параметры;
3) установлена одинаковая цена (размер платы) за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, реально проживающих в домах, входящих в группу домов, соответствующих средним условиям;
4) для расчета платы нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, за коммунальные услуги используются одинаковые в пределах такой группы домов:
а) тарифы на холодную воду, горячую воду и водоотведения, установленные органами местного самоуправления, а на электрическую энергию, газ (бытовой газ в баллонах), на тепловую энергию или на твердое топливо при наличии печного отопления, установленные органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
б) нормативы потребления коммунальных услуг, установленные в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, органами государственной власти субъекта Российской Федерации (нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению) и органами местного самоуправления (нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению).
В Методических рекомендациях по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (утв. приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 г. N 58/403) указано в п. 76. В целях установления стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг при определении жилого дома или многоквартирного дома, который соответствует средним условиям в муниципальном образовании, учитывается:а) уровень благоустройства дома - наличие инженерных систем предоставления коммунальных услуг: холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе газобаллонных установок), отопления (теплоснабжения), в том числе печного отопления; оборудование лифтом и мусоропроводом, а также степень благоустройства придомовой территории;
б) конструктивные и технические параметры дома - степень износа, этажность, материал стен и кровли.
В 2011 году на основании Постановления Правительства Омской области № 258-п от 22 декабря 2011 года «Об установлении размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2011 год», вступившим в силу с 1 января 2011 года были установлены размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2011 год, используемые для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных и частных жилых домах, действующие, в том числе на территории Русско-Полянского городского поселения Омской области. Получателям субсидии производился перерасчет субсидий согласно п. 28 Правил. Размер регионального стандарта, используемый для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для одиноко проживающего, не работающего, получающего пенсию Палехи Н.Н. на 2011 год составил 1057,69 руб. (приложение №1 к Постановлению). Согласно справки о ежемесячных доходах в виде пенсии, доход Палехи Н.Н. составлял за последние 6 календарных месяцев предшествующих подачи заявления (п.32 Правил) составлял <данные изъяты> рублей. Максимально допустимая доля расходов 18% - для Палехи Н.Н составляет 1292,39 рублей. Исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения на одиноко проживающего человека, используемой для расчета субсидии и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг (1057,69), не превышающего величину, соответствующую максимально допустимой доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в предоставлении субсидии Палеха Н.Н. было оказано.
Судом также установлено, что 7 февраля 2011 года Решением Мирового судьи Судебного участка № 26 по Русско-Полянскому району по иску ООО «Рустепло» о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги и пени с Палеха Н.Н. было взыскана задолженность по оплате за коммунальные услуги в размере 26522 рубля 71 копейка, пени в размере 1343 рубля 85 копеек.
Оценив доводы заявителя, обстоятельства принятия решения об отказе в предоставлении субсидии, суд приходит к выводу о том, что представителями Центра социальных выплат и материально технического обеспечения по Русско-Полянскому району Омской области права заявителя не нарушены. Должностные лица руководствовались положениями Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которыми установлен порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также Постановлением Правительства Омской области об установления размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2011 год. В названных правовых актах отсутствуют основания, которые давали возможность предоставить субсидию на основании представленных Палеха Н.Н. документов.
Руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований О признании незаконным решения Центра социальных выплат и материально-технического обеспечения по Русско-Полянскому району Омской области в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ПАЛЕХЕ ФИО8 отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение десяти дней со дня его вынесения, с подачей жалобы через Русско-Полянский районный суд Омской области.
Председательствующий судья: Н.Ю. Позднякова
Копия верна : судья
секретарь суда