Дело № 2-183/2011 Решение по иску прокурора района в интересах неопределнного круга лиц к Администрации Р-П городского поселения об обязании установить резервный источник питания на котельной № --



Дело № 2-183/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Русская Поляна                                                                                                  22 июня 2011 г.

Русско-Полянский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Поздняковой Н.Ю.

при секретаре Пешковой Л. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> городского поселения об обязании установить резервный источник питания на котельной по <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес>, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> по не обеспечению резервным источником электропитания котельной по адресу: <адрес> обязать администрацию <адрес> городского поселения приобрести и установить на котельной резервный источник электропитания.

Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства к предстоящему отопительному сезону 2011-2012. По результатам проверки установлено, что котельная расположенная по адресу: <адрес> не оборудована резервным источником электропитания. Котельные как объекты, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровья людей должны иметь независимый источник питания для обеспечения бесперебойного питания при перерывах в электроснабжении. Указанные требования к эксплуатации электроустановок предъявляются п.1.2.18, п.1.2.19 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ , и п.113,114 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ . Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственником здания котельной является <адрес> городское поселение <адрес> муниципального района <адрес>. Договором аренды казенного имущества <адрес> городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ котельная передана в аренду ООО «<данные изъяты>». Между ООО «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» заключен договор энергоснабжения. По условиям договора (п.п. а п. 3.1.5), потребитель услуг сетевой организации обязан поддерживать в наличии устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества электроэнергии. Данным договором затрагиваются интересы третьих лиц, а именно граждан потребителей, и использующих электроэнергию для бытового потребления. Согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Из-за отсутствия резервных источников питания на данной котельной, в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации, могут быть нарушены права граждан, в том числе право на пользование тепло-водоснабжением в полном объеме, что может создать угрозу их жизни, здоровью, имуществу, причинить значительный материальный ущерб.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству прокурора к участию в дело были привлечены Администрация <адрес> муниципального района <адрес> в качестве соответчика, ООО «<данные изъяты>» в качестве 3 лица.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Сухоруков К.Ю. исковые требования поддержал и просил удовлетворить их, уточнив что просит признать бездействие администрации <адрес> городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> по не обеспечению резервным источником питания котельной по <адрес> незаконным, обязать Администрацию <адрес> городского поселения подключить котельную по <адрес> в <адрес> к резервному(автономному) источнику питания до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - Администрации <адрес> городского поселения <адрес> муниципального района Роенко В.В., уточненные исковые требованиями признал. .

Представитель ответчика - Администрации <адрес> муниципального района <адрес> Зяблова Е.Д. против удовлетворения уточненных исковых требований не возражала.

Представители третьих лиц:

ОАО «<данные изъяты>» Прокопчук Н.В. в судебном заседанииподдержала исковые требования прокурора, пояснила, чтокотельная относится ко 2 категории надежности. Договор с ООО «<данные изъяты>» на энергоснабжение заключен по третьей категории поскольку не была предоставлена проектно-сметная документация на котельную.

Энергоснабжение по двум линиям электропередач нельзя рассматривать как наличие резервного источника.

ООО «<данные изъяты>» Ганаев С.А. против удовлетворения требований прокурора не возражал.

Выслушав участников процесса исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны, в том числе планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктами 113, 114 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ , в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения определяется категория надежности снабжения потребителя электрической энергией, обуславливающая содержания обязательств по обеспечению надежности снабжения электрической энергией соответствующего потребителя. Первой категорией надежности предусматривается необходимость обеспечения беспрерывного режима работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и. здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в зависимости от конкретных параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса потребителя, но не могут быть более соответствующих величин, предусмотренных для третьей категории надежности. Резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отклонений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет, соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлена следующая процедура технологического присоединения: подача заявки; заключение договора; выполнение сторонами мероприятий по договору; составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Кроме того, п. 9 указанных правил предусмотрено, что заявитель определяет уровень надежности энергопринимающих устройств.

В соответствии с п. 14.1. 14.2 СниП П-35-76 «Котельные установки» утвержденные Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ , электротехническая часть проектов котельных должна разрабатываться в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПЭУ), строительными нормами и правилами производства электроснабжения промышленных предприятий и настоящим разделом.

Электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с ПУЭ и п.1.12 настоящих норм и правил. К первой категорииотносятся котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла, ко второй все остальные.К потребителям тепла первой категории по надежности теплоснабжения относятся - потребители, нарушение теплоснабжения которых связано с опасностью для жизни людей или со значительным ущербом народному хозяйству (п.1.11).

В соответствии с п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго от ДД.ММ.ГГГГ , категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.

В отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания (п.1.2.19).

Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады (п.1.2.20).

Для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток (п.1.2.21).

Пункт правил 8.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающий, что баки аккумуляторы горячей воды должны быть оборудованы автоматическим устройством переключения системы электроснабжения бакового хозяйства с основного источника электропитания на резервный, при исчезновении напряжения в основном источнике, так же указывает на необходимость наличия резервного источника электроснабжения в котельной.

Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организацияобязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» заключен договор энергоснабжения . Согласно условиям указанного договора (п.п. а п. 3.1.5), потребитель услуг сетевой организации обязан поддерживать в наличии устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества электроэнергии. Данным договором затрагиваются интересы третьих лиц, а именно граждан потребителей, и использующих электроэнергию для бытового потребления.

Согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Таким образом, можно сделать вывод, что данный договор затрагивает интересы граждан.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права серии выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, собственником здания котельной, расположенной по адресу: <адрес> является администрация <адрес> городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>. По договору аренды казенного имущества <адрес> городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ котельная была передана Администрацией <адрес> городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> ООО «<данные изъяты>» на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из информации на запрос Прокуратуры <адрес> от ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ и следует, что котельная снабжает теплом 713 абонентов физических лиц 68 юридических лиц. Резервным источником указывается передвижной дизельный генератор ЭСД-200-300-Т (400 кВТ для использования котельный ООО «<данные изъяты>, находится он в <адрес> котельная ) Согласно информации ОАО «<данные изъяты>» исх.24/7-127 от ДД.ММ.ГГГГ котельная снабжает теплом: две средние школы, музыкальную и художественную школы, 100-120 жилых домов, детский сад, органы муниципального управления, магазины, правоохранительные органы, погранкомендатуру.

Договором энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» прямо не указана категория надежности котельной. Из ответа на запрос Главы <адрес> городского поселения от Филиал ОАО «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ исх. следует, что котельная относится ко второй категории и ответа ООО «<данные изъяты> <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ исх. из которого следует, что котельная относится ко второй категории, для которой необходим резервный источник питания. В качестве резервного источника питания устроены резервные фидеры, В ООО «<данные изъяты>» имеются передвижные электростанции необходимой мощности.

Таким образом, как следует из материалов дела, содержания п. 1.3 Договора энергоснабжения между ООО «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» фактически снабжение электроэнергией осуществляется по третьей категории надежности. Третья категория надежности присвоена вследствие отсутствия необходимой документации на котельную.

В настоящее время в виду отсутствия документации определить категорию надежности электроснабжения электроприёмников котельной не представляется возможным. Однако, произвольное установление категории надежности вышеуказанными нормативными актами не предусмотрено. Поэтому первоначальные доводы представителей ответчиков и третьих лиц об отсутствия необходимости установления резервного источника питания, поскольку котельная относится к второй категории надежности и резервный источник имеется судом отклоняются.

Данная котельная подаёт тепловую энергию на социально значимые объекты: школы, детский сад, жилые дома. Перерыв энергоснабжения на указанных объектах может повлечь за собой угрозу жизни и здоровья людей, а также значительный материальный ущерб.

Согласно ст. 14,15,17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро и теплоснабжения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, к полномочиям местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится, в том числе, полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении»

Согласно ст. 6 указанного ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:

организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что собственником котельной является <адрес> городское поселение. Именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором (ст. 209 ГК РФ). Договор аренды с ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривает обязанности ООО «<данные изъяты>» за счет собственных средств приобретать дополнительное оборудование для осуществления деятельности по бесперебойной и надежной работе котельной.

Таким образом, <адрес> городское поселение обладает полномочиями по решению вопросов бесперебойного теплоснабжения населения и юридических лиц, прежде всего объектов социального назначения в <адрес>, в том числе при неисполнении своих обязательств теплоснабжающими и теплосетевыми организациями.

Надежное теплоснабжение предполагает возможность его быстрого восстановления в случае выхода из строя основного источника электропитания при чрезвычайной ситуации или аварии техногенного характера, то есть наличие резервного источника. Обязанность ответчиков приобрести и установить резервный источник электропитания вытекает из вышеуказанных положений федерального законодательства.

Не состоятельными признаются доводы ответчика о возможности доставить и подключить в течение 3-3,5 часов передвижную электростанцию при самых худших погодных условиях. Поскольку данная передвижная электростанция имеется в ООО «<данные изъяты> <адрес>» в единственном экземпляре на весь район, согласно списка дизельных электроустановок <адрес> РЭС на ДД.ММ.ГГГГ и находится в райцентре в котельной <адрес> согласно справке ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. Требования федерального законодательства предусматривают наличие индивидуального резервного источника электороснабжения у каждой котельной.

Таким образом, суд признаёт обоснованными требования прокурора. Бездействие по выполнению требований федерального законодательства по установлению резервного источника электропитания на котельной, в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации может привести к нарушениям, в том числе прав граждан нанимателей, собственников жилых помещений на пользование теплоснабжением, производящих оплату за коммунальные услуги в полном объёме, также может быть создана угроза их жизни, здоровью, в том числе несовершеннолетних детей, причинен значительный материальный ущерб.

Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

1. Признать незаконным бездействие администрации <адрес> городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, по необеспечению резервным источником электропитания котельной расположенной по адресу: <адрес>.

2. Обязать администрацию <адрес> городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> подключить котельную расположенную по адресу: <адрес> к резервному ( автономному ) источнику электропитания до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его объявления с подачей жалобы через Русско-Полянский районный суд.

Председательствующий судья     подпись                         Н.Ю. Позднякова

Копия верна :

                             Судья                                  Н.Ю.Позднякова

                             Секретарь суда