Дело № 2-336/2011г. РЕШЕНИЕ р.п. Русская Поляна 27 июня 2011 г. председательствующего судьи Поздняковой Н.Ю. при секретаре Пешковой Л. В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Алаботинского сельского поселения о признании незаконным и противоречащим требованиям федерального законодательства бездействия в части не организации на территории поселения мест захоронений соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Русско-Полянского района, обратившись с вышеуказанным исковым заявлением, просил: 1) признать незаконным и противоречащим требованиям федерального законодательства бездействия Администрации Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района в части не организации на территории поселения мест захоронений соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства; 2) обязать ответчика привести в соответствие требованиями законодательства места захоронений расположенные в <адрес>, <адрес> в срок до 01.11.2011 года; 3) обязать принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учет земельного участков занятых под кладбища в срок до 01.11.2011 года; 4) обязать зарегистрировать право собственности на кладбища и земельные участки, занятые под кладбища. Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведённой прокуратурой <адрес> проверки соблюдения Администрацией Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района <адрес> законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что на территории поселения имеются действующие сельские кладбища, которые функционируют <адрес> с 1930 года, <адрес> с 1955 года, <адрес> с 1950 года. При этом Администрация не располагает какими-либо правоустанавливающими документами на указанные кладбища, и земельные участки, занятые кладбищами, границы земельных участков на местности не определены, разрешительные документы отсутствуют, права на соответствующие земельные участки надлежащим образом не оформлены, кадастровые планы отсутствуют. Отсутствие необходимых землеустроительных документов (в том числе неопределенные границы земельных участков, занятых под кладбища) может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и, как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования. В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон «О погребении и похоронном деле») организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Закон «О погребении и похоронном деле» в части 1 статьи 4 устанавливает, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению, а также содержанию мест погребения устанавливаются статьей 16 Закона «О погребении и похоронном деле», а также санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.04.2003. Согласно части 1 статьи 16 Закона «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее - Закон «О землеустройстве»). Согласно статье 1 Закона «О землеустройстве» землеустройство - мероприятия, в том числе по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства. Объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон. В соответствии со статьей 17 Закона «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации. Правила установления на местности границ объектов землеустройства утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 688. Частью 3 статьи 1 часть и 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон «О государственном кадастре недвижимости») государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе. Частью 1 статьи 7 Закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в частности, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 данного закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ. В силу статьи 37 Закона «О государственном кадастре недвижимости» результатом кадастровых работ является передача заказчику таких кадастровых работ, в частности, межевого плана. Часть 1,3 статьи 38 Закона «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Если в соответствии со статьей 39 данного Закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. В соответствии с частью 2 статьи. 39 Закона «О государственном кадастре недвижимости» во взаимосвязи с частью 3 этой же статьи предметом согласования с заинтересованным лицом, обладающим на праве собственности смежным земельным участком, при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Таким образом, администрация Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области не принимает должные меры к оформлению необходимых документов на земельные участки, занятые под кладбища в Розовском сельском поселении, меры к проведению в отношении данных земельных участков землеустроительных и кадастровых работ, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. Определением суда дела №№ 2-336, 2-337, 2-338 соединены в одно производство 18.05.2011 года, присвоен № 2-336/2011. В судебном заседании ст.помощник прокурора Русско-Полянского района В.В.Бабчинский исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме по основаниям указанным в заявлении. Представитель ответчика - Администрации Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Толстопят П.П., будучи надлежащим образом уведомленным, в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело без их участия, с исковыми требованиями согласился, иск признал в полном объеме, а также заявил, что последствия признания иска понимает, просил снизить размер государственной пошлины. От представителя ответчика поступило заявление в соответствии со ст.173 ГПК РФ о прекращении производства по делу в связи с признанием иска. Суд принимает признание иска ответчиком и считает возможным удовлетворить заявленные истцом требования. По ходатайству, заявленному в исковом заявлении, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет. Согласно ст.333.19 государственная пошлина по исковому заявлению об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственно власти, органов местного самоуправления или должностных лиц для физических лиц - 200, организаций - 3000 рублей. На основании п.п. 9 п.1 ст. 333.36 НК РФ истец - Прокурор Русско-Полянского района, освобожден от уплаты государственной пошлины. В силу п.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Частью 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами. Согласно заявления представителя администрации Целинного сельского поселения онинаходятся в тяжелом материальном положении. Ответчик является муниципальным учреждением, финансируется из местного бюджета. При таких обстоятельствах суд считает возможным уменьшить размер госпошлины до 100 рублей. В соответствии со ст.61.2 Бюджетного Кодекса РФ к налоговым доходам муниципальных районов и городских округов относят, в том числе государственную пошлину, подлежащую зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции. Поскольку Бюджетный Кодекс РФ является специальным нормативным актом, регулирующим порядок уплаты государственной пошлины, вступил в силу позже ГПК РФ, при взыскании судебных расходов следует руководствоваться положениями БК РФ и взыскивать государственную пошлину в доход местных бюджетов. Руководствуясь ст. ст.39, 103, 173, 194- 198 ГПК РФ, РЕШИЛ: 1. Признать незаконным и противоречащим требованиям федерального законодательства бездействия Администрации Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района в части не организации на территории поселения мест захоронений соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. 2. Обязать Администрацию Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района привести в соответствие требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства места захоронений, расположенные в <адрес>, <адрес> в срок до 01.11.2011 года. 3. Обязать Администрации Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области в срок до 01.11.2011 года принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков занятых под кладбища в <адрес>, <адрес> (сформировать соответствующие земельные участки). 4. Обязать Администрацию Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области зарегистрировать право собственности на кладбища и земельные участки занятые под кладбища. 5. Взыскать с администрации Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области госпошлину в местный бюджет в сумме 100 рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его объявления с подачей жалобы через Русско-Полянский районный суд. Судья Н.Ю. Позднякова