Дело № 2-380/2011г РЕШЕНИЕ р.п. Русская Поляна 1 августа 2011 года председательствующего судьи Поздняковой Н.Ю., при секретаре В.П.Белой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению МИНЯЙЛО ФИО17 о признании права на улучшение жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Миняйло Д.И. обратилась в суд с указанным исковым заявлением и просит признать решение жилищной комиссии администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области от 20 апреля 2011 года (протокол №) о снятии её с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 6 ст. 56 и ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, необоснованным, признать за ней право на улучшение жилищных условий в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федеральным Законом от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ «О ветеранах» и обязать Администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области поставить на очередь, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. При этом свои требования мотивировала тем, что как вдова, участника Великой Отечественной войны, Миняйло К.Я., в администрации Русско - Полянского муниципального района Омской области, в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и Федеральным Законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», она была поставлена на очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении, с целью включения в социальную программу, для получения единовременной денежной выплаты для приобретения жилья. Уведомлением от 20.04.2011 года исх. №, администрация Русско - Полянского муниципального района Омской области поставила её в известность, о том, что на основании протокола № жилищной комиссии от 20.04.2011 года принято решение о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 6 ст. 56 и ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в отношении неё применили последствия намеренного ухудшения жилищных условий. С принятым решением жилищной комиссии от 20 апреля 2011 года о снятии с учета, как нуждающейся в жилом помещении она не согласна, поскольку отчуждение жилого помещения было совершено без намерения с её стороны ухудшить жилищные условия. Со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ, комиссией не было раскрыто содержание намеренных умышленных действий препятствующих признанию нуждающейся в улучшении жилищных условий. События, принятые во внимание, произошли почти за три года до решения жилищной комиссии от 20 апреля 2011 года, о снятии её с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении основании п. 6 ст. 56 и ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. В ноябре 1944 года, она вступила в брак с Миняйло К.Я. участником и инвалидом Великой Отечественной войны. В 1960 году своими силами они построили саманный (глинобитный) дом, по пер. <адрес> в котором она проживала одна после смерти супруга до декабря 2008 года. Дому, построенному из глины более 50 лет, в нем отсутствует благоустройство, он сырой, холодный и совершенно не пригодный и не приспособленный для проживания в нем женщины её возраста. В доме нет воды и туалета. По этой причине в декабре 2008 года она вынуждена была переселиться к дочери ФИО14, где проживает по настоящее время. Некоторое время дом пустовал, после чего она передала его сыну - ФИО13 С мая 2009 года сын ФИО13 стал проживать в её доме. 20.12.2010 года, на основании договора дарения, она узаконила переход права собственности в пользу сына. Она считает, что комиссией не принято во внимание главное обстоятельство - наличие причинной связи между её вынужденным переездом к дочери в 2008 из помещения, не приспособленного и не пригодного для проживания и просьбой о предоставлении жилья, обусловленной желанием прожить остаток жизни в нормальных условиях. Она не совершала никаких умышленных действий с целью искусственного ухудшения жилищных условий. Переезд к дочери был вынужден сложившимися обстоятельствами, не зависящими от её воли, поскольку улучшить либо качественно изменить жилье, она не могла. Данные факты жилищной комиссией не исследовались и во внимание приняты не были. Полагает, что применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Феде; и иных правовых актов должно согласовываться с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту граждане зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно. Разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Необходимость обеспечения её прав и охраняемых законом интересов, явилась поводом для обращения в суд, с целью их восстановления и защиты. В судебном заседании представитель Миняйло Д.И. Горобец О.Е. требования поддержала и пояснила, что Миняйло Д.И. является женой умершего участника Великой Отечественной войны, нетрудоспособна и нуждается в улучшении жилищных условий. В настоящее время проживает в доме зятя. Представитель ответчика администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области Зяблова Е.Д. против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на то что 20 апреля 2011 года на заседании жилищной комиссии на основании статьи 53 Жилищного кодекса РФ было принято решение об отказе Миняйло Д.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Миняйло Д.И. 20.12.2010 года подарила жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> своему сыну ФИО13 При принятии решения об отказе в постановке качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий комиссией принималось во внимание, что с ДД.ММ.ГГГГ Миняйло Д.И. проживает в жилом доме расположенного по адресу: <адрес>, где зарегистрированы 4 человека (заявитель, дочь, зять, внук) и обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, то есть более 15 кв.м., на одного члена семьи. Данная норма утверждена постановлением главы Русско-Полянского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п. Ссылка в исковом заявлении о не исследовании причинной связи между переездом к дочери, в 2008 году, из помещения не приспособленного и не пригодного для проживания является необоснованной, т.к. на момент обращения Миняйло Д.И. проживала по <адрес>, обследование на предмет пригодности или непригодности жилого помещения по <адрес>, в порядке установленном Правительством РФ не проводилось, а непригодность жилого помещения по <адрес> документально не подтверждена. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В силу ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее ФЗ «О ветеранах»), для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, установлены меры социальной поддержки. Одной из мер социальной поддержки, наряду с другими мерами, в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии с пунктами 1, 3.1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по «предоставлению» мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального Закона, полномочия по обеспечению «жильем» в соответствии со статьями 14, 16, 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005г. и полномочия по обеспечению «жильем» в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п.п.3 п.1 ст. 15 закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (в ред. Федерального закона от 06.05.2010 N 79-ФЗ) "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, из числа лиц, указанных в п.п. «а»-«ж» и «и» п.п. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от их имущественного положения. Изменения, внесенные Федеральным законом от 06.05.2010 N 79-ФЗ, в подпункт 4 пункта 1 данной статьи, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение «жильем» может осуществляться путем «предоставления» им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади «жилья» 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади «жилья» по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Во исполнение пунктов 11, 11.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», ч.4 ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» и в целях улучшения жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, Правительством Омской области принято Постановление от 26.07.2006г. № 99-п, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления» мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме « предоставления» гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах»,- жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору. Согласно пунктов 7-10 указанного Порядка устанавливается процедура формирования сводного списка граждан, претендующих на получение выплат из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» на основании их заявления о предоставлении» выплаты с приложением необходимых документов. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 09.09.2009 года N 30-п утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги Обеспечение жильем за счет средств федерального и областного бюджетов ветеранов Великой Отечественной войны" (с изменениями от 13 ноября 2009 г., 11 июня 2010 г.).. Административный регламент предоставления государственной услуги "Обеспечение жильем за счет средств федерального и областного бюджетов ветеранов Великой Отечественной войны" (далее - государственная услуга, Административный регламент) разработан в целях обеспечения жильем за счет средств федерального и областного бюджетов ветеранов Великой Отечественной войны, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при выполнении государственных обязательств по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. 2. Предоставление услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: 1) Федеральным законом от 12 января 1995 года 5-ФЗ "О ветеранах"; 2) Жилищным кодексом Российской Федерации; 3) Указом Президента Российской Федерации 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов"; 4) Законом Омской области от 28 декабря 2005 года N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере"; 5) Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года N 99-п "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов". 3. Государственная услуга предоставляется непосредственно государственными гражданскими служащими (далее - специалисты) Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Минстрой Омской области). 4. Государственная услуга предоставляется гражданам на безвозмездной основе. Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством. Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям либо обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Поводом для снятия с учёта Миняйло Д.И., в качестве нуждающейся в жилом помещении послужило решение жилищной комиссии (протокол № от 20.04.2011 года) на основании п. 6 ст. 56 и ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в отношении неё применили последствия намеренного ухудшения жилищных условий. Кроме того, при принятии решения жилищной комиссией было принято во внимание обеспеченность общей площадью жилого помещения, где в настоящее время проживает Миняйло Д.И., выше учетной нормы. В судебном заседании установлено что согласно удостоверению серии № от ДД.ММ.ГГГГ Миняйло Н.И. является вдовой умершего ФИО2 Войны и имеет право на льготы и преимущества предусмотренные ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». В 2008-2010 годах, после издания Указа Президента, она по вопросу улучшения своих жилищных условий в Администрацию Русско-Полянского муниципального района не обращалась. Согласно справки администрации Русско-Полянского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ исх. № Миняйло Д.И., проживает в доме расположенном по адресу:<адрес> 15 декабря 2008 года по настоящее время. По данным паспорта Миняйло Д.И. (серия № №, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>), она зарегистрирована в вышеуказанном доме с 06.12.2010 года. Согласно выписки из похозяйственной книги администрации Русско-Полянского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанном доме вместе с нею зарегистрированы и проживают дочь ФИО14, зять ФИО10, внук ФИО11 Из регистрационного удостоверения Русско-Полянского БТИ от ДД.ММ.ГГГГ № и копии лицевого счета квартиросъёмщика № следует, что дом по вышеуказанному адресу принадлежит - зятю ФИО10 Общая площадь дома 111,6 кв., метров, жилая 84 кв.метра. Из договора дарения от 20.12.2010 года и Свидетельства о государственной регистрации права выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на основании договора дарения ранее принадлежавший Миняйло Д.И. жилой дом общей площадью 62.5 кв.м., 1960 года постройки, по адресу пер. <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО12 В иске истец Миняйло Д.И указала, что ранее принадлежавший ей после смерти мужа жилой дом, по адресу пер. <адрес>, не приспособлен и не пригоден для её проживания, сырой и холодный, не имеет всего комплекса благоустройства, в связи с чем в декабре 2008 года она была вынуждена переселится к дочери ФИО14, а свой дом передала сыну ФИО13, впоследствии в декабре 2010 года узаконив переход права собственности на дом, совершив дарение. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования которым должно соответствовать жилое помещение (далее - Положение). Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (далее - Положение). В соответствии с указанным Положением непригодными для проживания признаются дома, которые находятся в ветхом либо аварийном состоянии, а также дома, в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания. Достаточно подробно условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории непригодных для проживания или аварийных сформулированы в разделе III указанного выше Положения: - физический износ в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящий к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п.33) Согласно определения данного в Ведомственные строительные нормы ВСН 53-86(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий» утверждённых приказом Госстроя СССР от 24 декабря 1986 г. № 446 приложение 1, физический износ здания (элемента) - величина, характеризующая степень ухудшения технических и связанных с ними других эксплуатационных показателей здания (элемента) на определенный момент времени. Из Постановления Госстроя РФ от 20 февраля 2004 г. № 10 «Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных» (в настоящее время не действует в связи с отказом в государственной регистрации) ветхий жилой дом - жилой дом с физическим износом, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или ниже предельно допустимых характеристик, установленных нормативными документами для действующих нагрузок и условий эксплуатации. К ветхим жилым домам относятся, в том числе дома со стенами из местных материалов с физическим износом свыше 65 процентов. Степень физического износа определяется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. По действующему на сегодня положению, утвержденному приказом Министра ЖКХ РСФСР от 5 ноября 1985 г. № 529, к непригодным для постоянного проживания домам относятся: - каменные дома с физическим износом свыше 70%; - деревянные дома и дома со стенами из местных материаловс физическим износом свыше 65%. При этом согласно п. 41 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. Согласно Заключению специалиста № № ООО «Лаборатория экспертных исследований» физический износ дома на дату исследования ( июль 2011 года ) составляет 65%, по данным технического паспорта строения, его износ составляет 45%. Доказательств того, что в 2008 году дом был не пригоден для проживания суду не предоставлено, представитель истца кроме того поясняла, что с 2008 по 2009 год в доме никто не проживал, за его техническим состоянием только присматривали , тогда как согласно Статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Судом установлено, что на момент обращения в ФИО1 в администрацию Русско-Полянского муниципального района с заявлением о постановке на учет, она проживала и была зарегистрирована по <адрес> в доме общей площадью 111,6 кв.метров, где зарегистрированы 4 человека -заявитель, дочь, зять, внук, вселилась в указанное жилое помещение как член семьи. Доказательств того, что при её вселении было достигнуто какое-то соглашение о порядке пользования жилым помещением суду не предоставлено, вопрос о выселении истца из указанной квартиры не ставился, отчуждение Миняйло Д.И. ранее принадлежавшего ей дома, с учетом установленных между собственником квартиры и ею отношений, не свидетельствует о том что она перестала быть членом семьи ФИО10 На основании ч.5 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Постановлением Главы Русско-Полянского муниципального района Омской области №302-П от 16.06.2010 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м. Таким образом, обеспеченность общей жилой площадью на одного члена семьи, где проживает заявитель Миняйло Д.И., более 15 кв., метров, т.е. более учетной нормы. Из изложенного следует, что в настоящее время истец жилым помещением обеспечена и её жилищная обеспеченность значительно превышает установленную Постановлением Главы Русско-Полянского муниципального района Омской области №302-П от 16.06.2010 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» учетную норму для признания гражданина, нуждающимся в жилом помещениях по договору социального найма. В соответствии п.1 ст. 16, п. 7 ст. 17 Закон Омской области от 28 декабря 2005 г. № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» решение о принятии на учет (регистрационный учет) граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимается органом местного самоуправления Омской области по месту жительства граждан или органом местного самоуправления Омской области не по месту жительства граждан в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.Граждане снимаются с учета (регистрационного учета) в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. При таких обстоятельствах, учитывая, что для постановки граждан, в том числе являющихся вдовами участников ВОВ, на учет нуждающихся необходимо также их признание нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, в частности, обеспечение общей жилой площадью жилого помещения менее учетной нормы (пп. 2 п. 1 ст. 51 ЖК РФ), принимая во внимание отчуждение Миняйло Д.И., дома своему сыну и положения ст. 53 ЖК РФ о том, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения данных действий, суд считает, что исковые требования Миняйло Д.И., удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требования Миняйло ФИО18 О признании права на улучшение жилищных условий отказать. Решение может быть обжаловано либо опротестовано в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Н.Ю. Позднякова