Дело № 2-492/2011г. РЕШЕНИЕ р.п. Русская Поляна 19 октября 2011 года УСТАНОВИЛ: Истица обратилась в суд с иском о признании за нею права собственности в порядке приватизации на комнату № площадью 10,8 кв.м., в <адрес>, расположенную на втором этаже панельного, двухэтажного дома <адрес> Омской области. В обоснование своих требований указала, что в 2003 году Администрацией Русско-Полянского района ей для постоянного проживания, была предоставлена комната № в квартире № находящаяся адресу: <адрес>. Данная комната находится в квартире, состоящей из нескольких жилых помещений - комнат, принадлежащих разным пользователям, не являющихся членами одной семьи, совместно использующих места общего пользования квартиры. 05.05.2003г. она зарегистрировалась в указанной комнате. В настоящее время она решила реализовать свое право на приватизацию жилья, и на основании Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закона «О приватизации»), обратилась за приватизацией названной комнаты в муниципальные и государственные органы. При этом требования Закона о приватизации ею соблюдены : она в добровольном порядке обратились за приватизацией, проживает в оспариваемой комнате, является гражданкой Российской Федерации, ранее в приватизации жилья не участвовала, комнату использует на условиях социального найма, ей был выдан ордер, утвержденный Администрацией Русско-Полянского муниципального образования Омской области. В приватизации органами местного самоуправления было отказано по причине того, что оспариваемая комната и квартира в которой комната находится, в реестре муниципальной собственности не значится. Аналогичный ответ получен из Министерства имущественных отношений Омской области. Соответствующий запрос делался и в ТУ Росимущество, но ответ не поступил. По данным Русско-Полянского отдела ГП Омской области «Омский центр ТИиЗ» квартира №, по указанному адресу, принадлежит ПУЖКХ на основании регистрационного удостоверения от 26.04.1985г., что подтверждает принадлежность оспариваемой комнаты предприятию. Однако, согласно исторической справке архивного сектора Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области ПУЖКХ было реорганизовано, при этом последний его правопреемник - муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство (МПЖКХ) в 2005г. решением Арбитражного суда признан несостоятельным (банкротом) и ликвидирован. Порядок ликвидации юридического лица устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве), в соответствии с которым жилищный фонд социального использования подлежал передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления... (ст. 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно ст. 18 Закона «О приватизации», установлено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности, либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. По данным Управления Федеральной службы государственной кадастра и картографии по Омской области, чьи-либо права на указанную комнату, а также на квартиру, в которой комната находится, со времени ликвидации МП ЖКХ, не регистрировались, т.е. органы местного самоуправления каких - либо действий о признании права муниципальной собственности, в силу прямого указания закона не предпринимали. Истца считает, что неисполнение требований закона по оформлению права муниципальной собственности на оспариваемую комнату, либо квартиру в которой комната находится, со стороны уполномоченных органов, и соответственно, не включение названного жилья в реестр муниципальной собственности, не позволяет истцу, в установленном законом порядке, осуществить своё право на приватизацию оспариваемой комнаты, что явилось причиной обращения в суд с вышеуказанным иском. В судебном заседании истица Кошенко Н.Г., ее представитель Деркач Ю.Н. - исковые требования просили удовлетворить, по основаниям указанным в заявлении. Представитель ответчиков ; - Администрации Русско-Полянского городского поселения Хоменок Е.А., против удовлетворения заявленных требований не возражала. - Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области, будучи надлежащим образом уведомленным, в судебное заседание не прибыл, письменно просил рассмотреть дело без его участия, против удовлетворения исковых требований возражений не представил. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. . Согласно п.3 ст. 65 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица при банкротстве устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве). Пунктом 5 ст. 132 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда, т.е. местной администрации, при этом, иное имущество, не реализованное в ходе конкурсного производства также подлежит принятию органами местного самоуправления в соответствии со ст. 148 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Согласно п. 1,2 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, т.е. отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В соответствии ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относится, в том числе комната как часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Таким образом, комната может выступать в качестве самостоятельного объекта жилищных прав только тогда, если она является изолированной. Судом установлено, что Кошенко Н.Г. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> комната №, площадью 10,8 кв.м ( с учетом 0,5 кв.м технического помещения). , с 05.05.2003 года, что подтверждается копией лицевого счёта. выданного Администрацией <адрес> городского поселения от 03.10.2011 года ( №) и данными паспорта Кошенко Н.Г. (серия № №, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>). Истица вселилась в занимаемое жилое помещение - комнату № площадью 10,8 кв.м. в общежитии по адресу пер. <адрес> по Ордеру № от 29.04.2003 года выданному на основании Решения жилищной комиссии Администрации Русско-Полянского муниципального образования ( протокол №1 ). В соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений (до 1 марта 2005 года), ордер на жилое помещение являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. В деле имеется Протокол заседания жилищной комиссии № 2 от 05 мая 2003 года о предоставлении комнаты в общежитии и Договор социального найма жилого помещения от 01.01.2005 года, выданный Комитетом по управлению имуществом Русско-Полянского муниципального образования о предоставлении жилого помещения по указанному адресу. Согласно лицевых счетов оплата коммунальных услуг Кошенко Н.Г. осуществляется регулярно. Согласно справке о принадлежности объекта от 15.07.2011 года выданной ГП <адрес> «Омский центр ТИИЗ» квартира по адресу: <адрес> принадлежит ПУЖКХ на основании регистрационного удостоверения № от 26.04.1985 года. В техническом паспорте от 02.11.2010 г, инвентарный номер №, номер в реестре жилищного фонда № на жилое помещение по адресу: <адрес>, в сведениях о принадлежности жилого помещения, данные о собственнике жилого помещения отсутствует. Указана площадь жилая - комната 10.8 кв.м., подсобная - гардероб 0,5 кв.м. Итого общая -11,3 кв.м. Исторической справкой архивного сектора Администрации Русско-Полянского района от 18.07.2011г. № подтверждается, что ПУЖКХ было реорганизовано, при этом последний его правопреемник - муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство (МПЖКХ) решением Арбитражного суда от 06.09.2005 года был признан несостоятельным (банкротом) и ликвидирован. Информацией из Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области от 19.09.2011года исх. №, подтверждается, что вопрос о предоставлении комнаты Кошенко Н.Г. рассматривался жилищной комиссией (протокол №2 от 05.05.2003 года). По решению комиссии ей была предоставлена комната в общежитии по адресу: <адрес>. Жилищный фонд МУП ЖКХ в Администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области не передавался. Комитет по управлению имуществом при Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области 14.07.2011г., исх.№, Администрация Русско-Полянского городского поселения (15.07.2011 года исх. № уведомили, что квартира по адресу: <адрес>, в реестрах муниципальной собственности не значится. Согласно информации Министерства имущественных отношений Омской области от 23.09.2011г. №, Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (21.09.2011 г. № №), в едином банке данных объектов собственности Омской области, реестре федерального имущества, квартира (или комната №) по адресу: <адрес>, не значится. Справками, выданными УФРС по Омской области от 20.07.2011 также подтверждается отсутствие записи о регистрации прав, ограничений обременений на квартиру и комнату по вышеуказанному адресу. Согласно информации Администрации Русско-Полянского городского поселения от 19.09.2011 года и выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.09.2011 года, следует, что на основании заявления администрации Русско-Полянского городского поселения жилое помещение - квартира по адресу: <адрес>, 12.09.2011года поставлена на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, т.е. после обращения в суд Кошенко Н.Г. с настоящим исковым заявлением (08.09.2011 года). Статьёй 2 Закона о приватизации предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Статьёй 18 Закона О приватизации, как специальной нормой о приватизации жилья установлено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном ведении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Согласно статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации. Вопросы проживания в общежитиях государственного жилищного фонда регулировались до 01.03.05 г. Жилищным Кодексом РСФСР, а после указанной даты - Жилищным Кодексом РФ. Каждый из названных кодексов предоставляет проживающим в общежитиях лицам ряд гарантий: в части предельных размеров оплаты содержания жилья в домах государственного и муниципального жилищного фонда, оснований выселения граждан из специализированного жилищного фонда и другие. Вследствие незаконной передачи общежития в собственность коммерческой организации истцы были лишены тех льгот и преимуществ, которыми обладали бы, если бы объект продолжал оставаться государственной собственностью.Кроме того, как следует из статьи 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиями и использовавшихся в качестве общежитий и были переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма. Согласно правовым позициям Верховного Суда РФ, указанное положение должно применяться и в том случае, когда в нарушение действующего законодательства жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. В соответствии со статьи 7 Вводного закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Согласно правовым позициям Верховного Суда РФ, указанное положение должно применяться и в том случае, когда в нарушение действующего законодательства жилые помещения жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Таким образом, спорное общежитие в настоящее время фактически утратило свой специализированный статус. А не включение спорного общежития в нарушение действующего законодательства в перечень имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, не должно влиять на жилищные права истца, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Согласно Определению Конституционного суда от 4 декабря 2007 г. № 828-0-П «По жалобе Главы Администрации муниципального района «Читинский район» Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, устанавливающие порядок передачи в муниципальную собственность имущества, нахождение которого в федеральной собственности не допускается, предполагают - в системе действующего правового регулирования необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу.Применительно к настоящему спору, требуемое волеизъявление присутствует, т.к. администрацией городского поседения 12.09.2011 года квартира поставлена на учет как бесхозяйная с намерением в последующем признать право муниципальной собственности на неё. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, в том случае, если жилые помещения по каким-то причинам не переданы в муниципальную собственность, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Согласно справок № от 15.12.2010 г. ГП «Омский центр ТИИЗ», УФРС по Омской области от 09.12.2010 г., следует, что среди собственников недвижимости Кошенко Н.Г., не значится. Ранее Кошенко Н.Г. в приватизации жилых помещений участия не принимала, что подтверждается данными ЦТИ и УФРС, имеет право пользования спорной комнатой, так как вселена в неё на законных основаниях. Сведениями о том, что какое либо иное юридическое или физическое лицо являются собственниками спорного жилого помещения, суд не располагает. Отсутствие надлежащей передачи квартиры в муниципальную собственность при банкротстве правопреемника ПУЖКХ - муниципального жилищно-коммунального хозяйство (МП ЖКХ) не может быть основанием для ущемления прав истца предоставленных законом. В соответствии с ч. 2 ст. 223 ГК РФ, право собственности на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. Ответчики не представили доказательств, свидетельствующих о регистрации за ними прав собственности на спорное жилое помещение. Таким образом, истец имеет право на получение в порядке приватизации (безвозмездной передачи в собственность) занимаемого ей жилого помещения - комнаты № по адресу: <адрес>, отказ в приватизации спорного жилого помещения не обоснован. Суд полагает возможным судебным решением установить право собственности истца в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 4199-1 от 23.12.1992г. (с последующими изменениями и дополнениями). Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Кошенко ФИО10 удовлетворить полностью. Признать за КОШЕНКО ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилое помещение - комнату № в квартире № расположенную на втором этаже панельного, двухэтажного дома <адрес> Омской области, площадью 10,8 кв.м., находящуюся на государственном техническом учете в Русско-Полянском отделе ГП <адрес> «Омский центр ТИИЗ» инвентарный номер № в реестре жилищного фонда № №. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий судья Н.Ю.Позднякова