Дело № 2-484/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации р.п. Русская Поляна 12 октября 2011 года Русско-Полянский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Н.Ю. Поздняковой, при секретарях Пешковой Л.В., Калашникове В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Павловой ФИО10 к ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области О признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области об отказе в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, УСТАНОВИЛ: Павлова В.К. обратилась в суд с вышеуказанным иском в связи с тем, что она работала с 01.10.1983 до 01.10.1994г. в должности воспитателя детского сада в совхозе «<данные изъяты>», затем в АОЗТ «<данные изъяты>» правопреемника совхоза, с 01.10.1994г. по 01.11.1999г. - воспитателем в детском саду, с 01.11.1999г. до 01.01.2011 г. в <данные изъяты> средней школе в должности социального педагога с одновременным ведением учебных часов по следующим предметам: с 01.01.2001г. по 01.09.2001г. - «историко - культурное наследие народов Омского Прииртышья» - 8 часов; с 01.09.2001г. по 01.09.2002г. - «историко - культурное наследие народов Омского Прииртышья» - 4 часа; с 01.09.2005г. по 01.09.2006г. - «здоровый образ жизни» - 1 час; с 01,09.2006г. по 01.09.2007г. - «здоровый образ жизни» - 1 час; с 01.09.2007г. по 01.09.2008г. - «историко - культурное наследие народов Омского Прииртышья» - 5 часов и история - 2 часа, с 01.01.2011г. по 21.04.2011г. (по дату подачи заявления за назначением пенсии) - учителем обществознания в той же школе. 21 апреля 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в соответствии п.п. 19 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не менее 25 лет, которое было рассмотрено комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Русско-Полянском районе Омской области. Решением ответчика от 29.04.2011г. № (протокол №) в назначении пенсии была отказано по причине отсутствия требуемого льготного стажа на соответствующих видах работ. Расчет педагогического стажа произведен ответчиком по двум вариантам: по первому варианту (по Постановлению №781) ответчиком исключены из стажа периоды работы: - учебные отпуска: с 03.01.2001 по 18.01.2001г.; с 24.03.2001 по 08.04.2001г.; с 10.06.2001 по 30.06.2001г.; с 01.11.2001 по 16.11.2001г.; с 03.01.2002 по 17.01.2002г.; с 23.03.2002 по 09.04.2002г.; с 02.12.2002 по 07.02.2003г.; - курсы повышения квалификации: с 08.09.2008 по 19.09.2008г.; - не соответствующие наименованиям должностей спискам: с 01.11.1999 по 02.01.2001г.; с 19.01.2001 по 23.03.2001г.; с 09.04.2001 по 09.06.2001г.; с 01.07.2001 по 31.10.2001г.; с 17.11.2001 по 02.01.2002г.; с 18.01.2002 по 22.03.2002г.; с 10.04.2002 по 01.12.2002г.; с 08.02.2003 по 07.09.2008г.; с 20.09.2008 по 31.12.2010г., По второму варианту (с учетом Постановления КС №2-П) из льготного стажа исключены следующие периоды работы: - учебные отпуска: с 03.01.2001 по 18.01.2001г.; с 24.03.2001 по 08.04.2001г.; с 10.06.2001 по 30.06.2001г.; с 01.11.2001 по 16.11.2001г.; с 03.01.2002 по 17.01.2002г.; с 23.03.2002 по 09.04.2002г.; с 02.12.2002 по 07.02.2003г.; - курсы повышения квалификации: с 08.09.2008 по 19.09.2008г.; - не соответствующие наименованиям должностей спискам: с 01.11.1999 по 31.12.2000г.; с 02.09.2002 по 01.12.2002г.; с 08.02.2003 по 07.09.2008г.; с 20.09.2008 по 31.12.2010г. Другие периоды, исключенные ответчиком из стажа, истцом не оспариваются. Таким образом, её специальный трудовой стаж, с учётом протокола комиссии составил менее 25 лет, а именно: по первому варианту 16 лет 03 месяца 25 дней, по второму варианту 17 лет 08 месяцев 14 дней. С данным решением ответчика об исключении указанных периодов, из стажа педагогической деятельности она не согласна, считает, что решением ответчика были нарушены её права и охраняемые законом интересы. Она просит суд: 1.признать незаконным протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в Русско-Полянском районе Омской области №№ от 29.04.2011г. и последующее решение ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области №№ от 29.04.2011г. об отказе в установлении пенсии. 2.признать за нею право на трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в образовательном учреждении для детей в течении 25 лет, независимо от возраста, с 21.04.2011г. 3.обязать ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области произвести расчет её стажа педагогической деятельности с учетом: а) периода нахождения на курсах повышения квалификации с 08.09.2008 по 19.09.2008г. б) периодов нахождения в учебных отпусках с 03.01.2001 по 18.01.2001г., с 24.03.2001 по 08.04.2001г.; с 10.06.2001 по 30.06.2001г., по 16.11.2001г., с 03.01.2002 по 17.01.2002г., с 23.03.2002 по 09.04.2002г., 02.123.2002 по 07.02.2003г. в) периодов работы в должности социального педагога с 01.11.1999 по 02.01.2001г., с 19.01.2001 по 23.03.2001г., с 09.04.2001 по 09.06.2001г., (01.07.2001 по 31.10.2001г., с 17.11.2001 по 02.01.2002г., с 18.01.2002 по 22.03.2002г., с 10.04.200 по 01.12.2002г., с 08.02.2003 по 07.09.2008г., с 20.09.2008 по 31.12.2010г. С учетом оспариваемых периодов стаж её педагогической деятельности составит не менее 28 лет 2 месяцев 23 дней, что позволяет ей претендовать на досрочное назначение пенсии по старости со дня обращения в Пенсионный Фонд. В судебном заседании истец Павлова В.К., заявленные требования поддержала и просила удовлетворить по основаниям указанным в заявлении. Ответчик, представители ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районеОмской области Коровай С.М., Клименко Л.А. исковые требования не признали и пояснили что ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Русско-Полянском районе с исковыми требованиями Павловой В.К. не согласно в силу следующих причин: Вопрос о праве Павловой ФИО11 на досрочную пенсию по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ №173-Ф3. от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" рассмотрен Пенсионным Фондом по 2-м вариантам. 1. При определении права на досрочное назначение пенсии с учетом Постановления Правительства №781 от 29.10.2002г. установлено, что период работы в должности социального педагога в МОУ <данные изъяты> средней общеобразовательной школе с 01.11.1999 г. по 31.12.2010 г. не может быть зачтен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, т.к. должность не соответствует наименованию Списка. Не могут быть зачтены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды выполнения педагогической нагрузки с 01.01.2001 г. по 01.09.2002 г., с 01.09.2005 г. по 01.09.2008 г., т.к. согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность,утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, периоды работы засчитываются в специальный стаж только при условии занятия штатной должности. 2. При определение права на досрочное назначение пенсии с учетом применения Постановления Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2004г. установлено, что периоды работы с 12.11.2002 г. по 31.12.2010 г. в должности социального педагога МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» не могут включаться в стаж, дающий право на досрочное назначения пенсии т.к. должность не соответствует наименованию Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781. Периоды выполнения педагогической нагрузки с 01.09.2005 г. по 01.09.2008 г. не могут быть зачтены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии т.к. в п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 содержатся требования занятия штатной должности, выполнение педагогической нагрузки не предусмотрено. Не включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии с учетом применения Постановления №781 от 29.10.2002 г. и с учетом применения Постановления Конституционного суда №2-П от 29.01.2004 г. периоды нахождения в отпуске без содержания с 19.11.1990 г. по 02.12.1990 г., с 27.12.1989 г. по 09.01.1990 г., в учебных отпусках с 03.01.2001 г. по 18.01.2001 г., с 24.03.2001 г. по 08.04.2001 г., с 10.06.2001 г. по 30.06.2001, с 01.11.2001г. по 16.11.2001 г., с 03.01.2002 г. по 17.01.2002 г., с 23.03.2002 г. по 09.04.2002 г., с 02.12.2002 г. по 07.02.2003 г. обучения на курсах повышения квалификации с 08.09.2008 г. по 19.09.2008 г. согласно Разъяснению Минтруда РФ от 22.05.1996 г. №5 п. 5, Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 п.4,5, Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463, п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067, п.З. Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, которые не предусматривают включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии отпуск без содержания, периодов учебных отпусков, курсов повышения квалификации. Таким образом, решая вопрос о праве истца на досрочное пенсионное обеспечение, Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФР в Русско-Полянском районе действовала исключительно в пределах полномочий, предоставленных пенсионным законодательством. Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда в Русско-Полянском районе Омской области является правоприменительным органом и строго текстуально в своей деятельности руководствуется нормативными актами регламентирующие пенсионное обеспечение и не вправе расширительно толковать строго утвержденные Списки. При таких обстоятельствах полагает, что оспариваемое решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФР в Русско-Полянском районе основано на требованиях федерального законодательства и не может считаться неправомерным. Представитель третьего лица муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» Федоренко С.Д. в судебном заседании не участвовал, письменно просила рассмотреть дело в её отсутствие. Возражений против заявленных требований не предоставила. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину РФ гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом. Ст. 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод, без какой либо дискриминации, в том числе независимо от пола, места деятельности. В соответствии со ст. 80 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. С 1 января 2002 г. вступившим в силу Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г., установлено : - Согласно ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом трудовая пенсия назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа. До 30 декабря 2008 года ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действовал в редакции от 1 августа 2008 года. В частности п. 1 п.п. 10 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривал, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Федеральным Законом РФ от 30 декабря 2008 года №319-ФЗ п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ РФ признан утратившим силу. - при этом в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. - пунктом 2 данной статьи установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений /организаций/, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы /деятельности/ и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. При назначении пенсии указанной категории лиц в настоящее время могут применяться (в зависимости от того, в какой период времени протекала работа): Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»; Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, которым утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»; Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 (в редакции постановлений Правительства РФ от 20.03.2000 года № 240 и от 01.02.2001 года № 79), утвердившим соответствующий Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. При этом Список по Постановлению № 1397 применяется к периодам работы до 01.10.1993; № 463 - к периодам работы до 01.11.1999 года, а Список и Правила № 1067 с 01.11.1999 года до 01.01.2002 года. Ко всем периодам работы могут применяться Список должностей и учреждений. .. и Правила …, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Кроме того, необходимо учитывать результаты обобщения судебной практики, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005г. по пенсионным вопросам. По смыслу вышеуказанных нормативных актов, право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, чья работа имела место в учреждениях, предусмотренных в соответствующем Списке и одновременно в указанных этим Списком должностях. Кроме того, обязательным является условие, чтобы работа имела место именно в учреждениях для детей, что подтверждается уставными задачами учреждения, наличием среди общего числа обучающихся воспитанников именно детей (до 18 лет). Статьей 16 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. Прием на работу оформляется приказом или распоряжением работодателя на должность, предусмотренную штатным расписанием. В соответствии с данными Трудовой книжки № №, справки № МОУ <данные изъяты> СОШ от 21.04.2011 года уточняющей характер работы, справки № МДОУ <данные изъяты> детский сад «<данные изъяты>» от 11.04.2011 года уточняющей характер работы, справки МОУ <данные изъяты> СОШ» от 14.04.2011 года, архивных справок архивного сектора Администрации Русско-Полянского муниципального района от 28.11.2008 года № и от 01.03.2011 года №, справка МДОУ ДД.ММ.ГГГГ детский сад «<данные изъяты>» Павлова В.К. работала: 1. с 01.10.1983 до 01.10.1994г. в должности воспитателя детского сада в совхозе «<данные изъяты>» и его правопреемника АОЗТ «<данные изъяты>». 2. с 01.10.1994г. по 01.11.1999г. - воспитатель детского сада в <данные изъяты> сельском совете. 3. с 01.11.1999г. до 01.01.2011 г. в <данные изъяты> средней школе в должности социального педагога, с одновременным ведением учебных часов по следующим предметам: - с 01.01.2001г. по 01.09.2001г. - «историко - культурное наследие народов Омского Прииртышья» - 8 часов; - с 01.09.2001г. по 01.09.2002г. - «историко - культурное наследие народов Омского Прииртышья» - 4 часа; - с 01.09.2005г. по 01.09.2006г. - «здоровый образ жизни» - 1 час; - с 01.09.2006г. по 01.09.2007г. - «здоровый образ жизни» - 1 час; -с 01.09.2007г. по 01.09.2008г. - «историко - культурное наследие народов Омского Прииртышья» - 5 часов и история - 2 часа. 4. с 01.01.2011г. по 21.04.2011г. (по дату подачи заявления за назначением пенсии) - учителя обществознания в той же школе на неполную ставку. Согласно справки № 1 от 21.04.2011 истица обучалась: - на курсах повышения квалификации: с 08.09.2008 по 19.09.2008г.; - ей предоставлялись учебные отпуска : с 03.01.2001 по 18.01.2001г.; с 24.03.2001 по 08.04.2001г.; с 10.06.2001 по 30.06.2001г.; с 01.11.2001 по 16.11.2001г.; с 03.01.2002 по 17.01.2002г.; с 23.03.2002 по 09.04.2002г.; с 02.12.2002 по 07.02.2003г. 1. В судебном заседании было установлено, что Павлова В.К. работала на полную ставку в должности социального педагога <данные изъяты> средней общеобразовательной школы в период с 01.11.1999 года по 01.01.2011 года, осуществляла свои должностные обязанности на основании должностной инструкции социального педагога. В соответствии с п. 1.1, 1.2 Устава МОУ «<данные изъяты> СОШ» (третья редакция) данное образовательное учреждение зарегистрировано Постановлением Администрации Русско-Полянского района Омской области №-П от 27.01.1995 года, приказом № от 14.03.1994 года Русско-Полянского районного отдела народного образования и является муниципальным, гражданским, светским, некоммерческим, средним общеобразовательным учреждением. Основным предметом деятельности школы является реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В соответствии с п. 9 Пленума ВС РФ № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Согласно пункта 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781), предусмотрен зачет в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста, работу в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду в ряде образовательных учреждений: для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии; в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа; в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; в учреждениях социального обслуживания (пункты 1.3, 1.5, 1.6, 1.11 и 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка соответствующих должностей и учреждений. Таким образом, работа в должности социального педагога включается в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, если она выполнялась: -в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии; -в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа. Вышеуказанные нормативные акты не предусматривают включениев специальный стаж времени работы в качествесоциального педагога в общеобразовательных учреждениях, в том числе в школах всех наименований. В тоже время в судебном заседании также установлено, что Павлова В.К., работая в штатной должности социального педагога <данные изъяты> средней общеобразовательной школы, дополнительно выполняла педагогическую нагрузку как преподаватель с ведением учебных часов по различным предметам в периоды: с 01.01.2001г. по 01.09.2001г. - 8 часов; с 01.09.2001г. по 01.09.2002г. - 4 часа; с 01.09.2005г. по 01.09.2006г. - 1 час; с 01,09.2006г. по 01.09.2007г. - 1 час; с 01.09.2007г. по 01.09.2008г. - 7 часов. При этом данная педагогическая деятельность её проходила в общеобразовательном учреждении, расположенном в сельской местности. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П в случае, если имеет место совмещение должностей, а не совместительство, вопрос досрочного пенсионного обеспечения может быть рассмотрен с учетом п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067. В соответствии с п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067, работа в должностях, в том числе без занятия штатной должности, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067, включается в выслугу при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы или должностной оклад. До 01.11.1999 г. указанные Правила по желанию гражданина могут применяться при исчислении выслуги за периоды работы. Согласно п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. ( Разъяснения Минтруда РФ от 24 августа 2000 г. № 9 утверждены постановлением Минтруда РФ от 24 августа 2000 г. № 61). Таким образом, согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, в стаж указанной работы засчитывается работа преподавателемв школах всех наименований. В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, предусмотрено, что работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. Кроме того, в соответствии с п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067, работа в качестве учителей расположенных в сельской местности начальных общеобразовательных школ, основных общеобразовательных школ и средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, включается в выслугу независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. Таким образом, периоды работы истицы с 01.01.2001г. по 01.09.2001г; с 01.09.2001г. по 01.09.2002г.; с 01.09.2005г. по 01.09.2006г.; с 01,09.2006г. по 01.09.2007г.; с 01.09.2007г. по 01.09.2008г. подлежат включению в педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию. 2. Согласно представленнымдокументам, Павловой В.К. предоставлялись учебные отпуска с сохранением средней заработной платы. Уставом МОУ «<данные изъяты> СОШ» предусмотрено, в том числе право педагогических работников повышать квалификацию. В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных, постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Факт полного перечисления страховых взносов за Павлову В.К. в Пенсионный Фонд подтверждается материалами пенсионного дела. Согласно ранее действовавшего до 01.03.2002 г. КЗоТ РСФСР (ст. 198) и ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в вузы, имеющие государственную аккредитацию, независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Приказами по <данные изъяты> СОШ Павловой В.К. в период обучения в Омском государственном педагогическом университете предоставлялись дополнительные оплачиваемые (учебные) отпуска для прохождения промежуточной аттестации, подготовки и защиты дипломного проекта и сдачи государственных экзаменов. В 2003 году Павлова В.К. получила Диплом ( № ) о высшем образовании в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Омском государственном педагогическом университете с присуждением квалификации Учителя по специальности учитель русского языка и литературы по специальности филология. Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы, включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных (основного и дополнительных) оплачиваемых отпусков. В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются в том числе периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Павлова В.К. также проходила курсы повышения квалификации. Конституция РФ возлагает на Верховный Суд РФ как на высший судебный орган по гражданским и иным делам осуществление судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции и предоставление разъяснений по вопросам судебной практики. Так, Верховный Суд РФ, рассмотрев в порядке надзора гражданское дело № 14-В06-34, вынес Определение, в котором фактически признал, что лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Как было установлено в судебном заседании для истицы в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие работы. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости зачета в стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов нахождения истицы в учебных отпусках с 03.01.2001 по 18.01.2001г.; с 24.03.2001 по 08.04.2001г.;с 10.06.2001 по 30.06.2001г.; с 01.11.2001 по 16.11.2001г.; с 03.01.2002 по 17.01.2002г.; с 23.03.2002 по 09.04.2002г.;с 02.12.2002 по 07.02.2003г. и период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 08.09.2008 по 19.09.2008г. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение) по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19, и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Ответчиком о второму варианту (с учетом Постановления КС №2-П признавался специальный стаж Павловой В.К. без зачета спорных периодов 17 лет 08 месяцев 14 дней. На день обращения истца в Пенсионный Фонд 21.04.2011 года не были включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии: С 01.01.2001г.по 01.09.2001 года - 0 лет 8 месяцев 0 дней, С 01.09.2001г.по 01.09.2002 года - 1 год 0 месяцев 0 дней, с 01.09.2005г. по 01.09.2006г. - 1 год, 0 месяцев 0 дней; с 01,09.2006г. по 01.09.2007г. - 1 год, 0 месяцев 0 дней; с 01.09.2007г. по 01.09.2008г. - 1 год, 0 месяцев 0 дней. Итого 4 года 8 месяцев работы в должности социального педагога с преподаванием различных предметов в указанный период. Учебные отпуска: с 03.01.2001 по 18.01.2001г. -0 лет 0 месяцев 16 дней; с 24.03.2001 по 08.04.2001г. - 0 лет 0 месяцев 15 дней; с 10.06.2001 по 30.06.2001г. - 0 лет 0 месяцев 21 дней; с 01.11.2001 по 16.11.2001г. - 0 лет 0 месяцев 16 дней; с 03.01.2002 по 17.01.2002г. - 0 лет 0 месяцев 15 дней; с 23.03.2002 по 09.04.2002г.-0 лет 0 месяцев 17 дней; ( входят в периоды работы социальным педагогом с осуществлением учебной нагрузки по различным предметам), с 02.12.2002 по 07.02.2003г. - 0 лет 02 месяцев 06 дней. Курсы повышения квалификации:с 08.09.2008 по 19.09.2008г - 0 лет 0 месяцев 11 дней. В соответствии с ч.1 ст.118 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за ней. Как установлено судом, Павлова В.К. обратилась за пенсией 21 апреля 2011 г., на день обращения истицы в Пенсионный Фонд не были включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы: 1. вдолжности социального педагога с одновременным ведением учебных часов по различным предметам с 01.01.2001 по 01.09.2001 года, с 01.01.2002г. по 01.09.2002 года; с 01.09.2005г. по 01.09.2006г.; с 01,09.2006г. по 01.09.2007г.; с 01.09.2007г. по 01.09.2008г.= 4 года 8 месяцев 2.учебные отпуска с 03.01.2001 по 18.01.2001г.; с 24.03.2001 по 08.04.2001г.; с 10.06.2001 по 30.06.2001г.; с 01.11.2001 по 16.11.2001г.; с 03.01.2002 по 17.01.2002г.; с 23.03.2002 по 09.04.2002г.(включенные в период работы социальным педагогом с ведением учебных часов по различным предметам), с 02.12.2002 по 07.02.2003г. = 2 месяца 6 дней, 3.нахождение накурсах повышения квалификации: с 08.09.2008 по 19.09.2008г., в период работы социальным педагогом = 11 дней, Таким образом педагогический стаж Павловой В.К. к моменту обращения в Пенсионный Фонд и в районный суд составил менее 25 лет ( 17 лет 8 месяцев 14 дней, признаваемых ответчиком и не оспариваемых истцом + 4 года 8 месяцев работы в должности социального педагога с учебной нагрузкой по различным предметам, в т.ч. с нахождением в этот период в учебных отпусках, + 2 месяца 6 дней учебный отпуск для сдачи государственных экзаменов + 11 дней курсы повышения квалификации =22 года 7 месяцев 01 день ), следовательно право на обращение за пенсией у Павловой В.К. не возникло на к моменту обращения в Пенсионный Фонд, ни к моменту обращения в суд. Суд приходит к выводу о том, что требования истицы о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет, излишне заявлено, т.к. в силу прямого указания в пункте 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» исключительное право на установление тождества профессий, должностей и учреждений, предусмотренный пенсионным законодательством, тем же должностям, профессиям и учреждениям имеющим иные наименования, установленные работодателями либо иначе именовавшимся ранее, но по сути, соответствующим им принадлежит Министерству здравоохранения и социального развития РФ на основании Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), где в пункте 5.2.62. указано что Министерство издает акты об установлении тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Таким образом, требования истицы о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Русско-Полянском районе Омской области № по протоколу № от 29.04.2011 года об отказе в назначении ей трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, подлежат удовлетворению частично. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ПАВЛОВОЙ ФИО12 удовлетворить. частично: 1. Обязать ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области включить в стаж дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей ПАВЛОВОЙ ФИО13 периоды: 1.1. работы вдолжности социального педагога с одновременным ведением учебных часов по различным предметам : с 01.01.2001г.по 01.09.2001 года - 0 лет 8 месяцев 0 дней, с 01.09.2001г.по 01.09.2002 года - 1 год 0 месяцев 0 дней, с 01.09.2005г. по 01.09.2006г. - 1 год, 0 месяцев 0 дней; с 01,09.2006г. по 01.09.2007г. - 1 год, 0 месяцев 0 дней; с 01.09.2007г. по 01.09.2008г. - 1 год, 0 месяцев 0 дней. 1.2. учебных отпусков: с 03.01.2001 по 18.01.2001г. - 0 лет 0 месяцев 16 дней; с 24.03.2001 по 08.04.2001г. - 0 лет 0 месяцев 15 дней; с 10.06.2001 по 30.06.2001г. - 0 лет 0 месяцев 21 дней; с 01.11.2001 по 16.11.2001г. - 0 лет 0 месяцев 16 дней; с 03.01.2002 по 17.01.2002г. - 0 лет 0 месяцев 15 дней; с 23.03.2002 по 09.04.2002г. - 0 лет 0 месяцев 18 дней; с 02.12.2002 по 07.02.2003г. - 0 лет 02 месяцев 06 дней. 1.3.время обучения на курсах повышения квалификации:с 08.09.2008 по 19.09.2008г - 0 лет 0 месяцев 11 дней. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано либо опротестовано в Омский областной суд через Русско- Полянский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий судья Н.Ю. Позднякова
- в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;