Дело №2-580/2011 Решение от 14.12.2011 по иску прокурора в инт. Ложниковой Л.В. к БУ КЦСОН Русско-Полянского района, Министерству труда и социального развития Омской области о предоставлении технических средств реабилитции



№ 2-580/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Русская-Поляна                                                                                 14 декабря 2011 года

Русско-Полянский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи С.В. Ганина,

при секретаре Белой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах Ложниковой ФИО7 к БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района», Министерству труда и социального развития Омской области, о предоставлении технических средств реабилитации

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Русско-Полянского района Омской области обратился в суд с названным иском, указав, что в ходе проверки соблюдения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов выявлены существенные нарушения прав инвалидов Бюджетным учреждением Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населенияРусско-Полянского района» (далее- БУ «КЦСОН Русско-Полянского района»), Министерством труда и социального развития Омской области. Ответчики своевременно не обеспечили техническим средством реабилитации - кресло - стул с санитарным освещением Ложникову Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющуюся инвалидом первой группы.

20.06.2011 года ФИО2, как представитель по доверенности Ложниковой Л.В. обратилась в БУ «КЦСОН Русско-Полянского района» с заявлением о предоставлении Ложниковой Л.В. технического средства реабилитации - кресла-стула с санитарным оснащением, на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной ФГУ «Главным бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» Бюро №15. Ложникова Л.В. руководителем БУ «КЦСОН Русско-Полянского района» поставлена на учет по вопросу предоставления технического средства реабилитации. Однако до настоящего времени вопреки требованиям законодательства указанным техническим средством реабилитации Ложникова Л.В. не обеспечена, что не позволяет ей осуществлять нормальную жизнедеятельность, достичь целей реабилитации.

В связи с чем, прокурор просит признать незаконным бездействие БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района» и Министерства труда и социального развития Омской области по не предоставлению технического средства реабилитации Ложниковой ФИО8 в виде кресла-стула с санитарным оснащением, обязать БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района» и Министерство труда и социального развития Омской области предоставить Ложниковой ФИО9 техническое средство реабилитации в виде кресла-стула с санитарным оснащением.

В судебном заседаниипомощник прокурора Русско-Полянского района Бабчинский В.В.заявленные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, по доводам, изложенным в заявлении. Просил суд возложить на Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района», Министерство труда и социального развития Омской области обязанность обеспечить Ложникову Л.В. техническим средством реабилитации - креслом-стулом с санитарным оснащением.

Истец Ложникова Л.В., в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель Бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района» Шевченко М.Н. в судебном заседании пояснила, что исковые требования признает, техническое средство реабилитации Ложниковой Л.В.выдадут.

Представитель Министерства труда и социального развития Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В ранее представленном отзыве, просил в удовлетворении искового заявления прокурора отказать, полагают, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Государственным учреждением социального обслуживания Омской области по месту жительства граждан, проживающих на территории Русско-Полянского района, является бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района», имеющее статус юридического лица. В полномочия Министерства входит осуществление функций учредителя государственных учреждений Омской области от имени Омской области. Для определения потребности в технических средствах реабилитации бюджетные учреждения каждого района направляют в Министерство труда и социального развития соответствующие заявки, составленные на основании обращений инвалидов. Для получения технического средства реабилитации инвалид обращается в учреждение по месту жительства и ставится на учет по обеспечению техническим средством.

Техническое средство выдается инвалиду в соответствии с очередностью его постановки на учет по обеспечению техническим средством.

20 июня 2011г. Ложникова Л.В., обратилась в БУ «КЦСОН Русско-Полянского района» и поставлена на учёт, для получения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации кресло-стула с санитарным оснащением. После заключения по итогам проведенных открытых аукционов в электронной форме соответствующих государственных контрактов и исполнения поставщиками указанных государственных контрактов (поставки соответствующих технических средств реабилитации) Ложниковой Л.В., будет предоставлено техническое средство реабилитации согласно очередности постановки на учет.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, оценив собранные по делу доказательства, находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.

На основании п.4 ст. 27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.

В ходе судебного заседания установлено, что Ложникова Л.В., является инвалидом 1 группы. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, по результатам медицинского освидетельствования, выданной ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» 21 марта 2011 года ей назначены технические средства реабилитации - трость опорная, кресло-стул с санитарным оснащением.

20 июня 2011г. Ложникова Л.В., обратилась в БУ «КЦСОН Русско-Полянского района» и поставлена на учёт, для получения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации - кресла-стула с санитарным оснащением.

Вместе с тем, как видно из информации, предоставленной БУ КЦСОН Русско-Полянского района и не оспаривалось сторонами в ходе судебного заседания, на сегодняшний день Ложникова Л.В., техническим средством не обеспечена, по причине отсутствия указанного технического средства в БУ «КЦСОН Русско-Полянского района».

Как следует из преамбулы Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст.9 Федерального закона реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает в числе прочего использование инвалидами технических средств реабилитации.

В силу статьи 10 приведенного Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Статьей 11.1 Федерального закона установлено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическою обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации 30 декабря 2005 года №2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Согласно названным Правилам обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов. Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (п.п. 2, 4, 5).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 2424-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В целях реализации указанного Соглашения Правительством Омской области принято постановление от 30 декабря 2010 года № 277-п «О мерах по реализации Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации». Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в 2011 году.

Согласно п. 3 преамбулы постановления № 277-п исполнение переданных Правительству Омской области на основании Соглашения федеральных полномочий осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Омской области в форме субвенций.

В соответствии с п. 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в 2011 году, Министерство труда и социального развития Омской области обеспечивает инвалидов (ветеранов) техническими средствами и услугами, отдельные категории граждан услугами по санаторно-курортному лечению в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа). Следовательно, Министерство труда и социального развития Омской области является надлежащим ответчиком по данному делу.

Уполномоченное государственное учреждение Омской области, находящееся в ведении Министерства, которым в данном случае является Бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района», согласно вышеназванному постановлению осуществляет:

- прием заявлений и документов на обеспечение техническими средствами;

- изготовление копий представляемых гражданами документов, оригиналы которых им возвращает. Копии документов заверяются подписью работника учреждения, принявшего документы, и печатью учреждения;

- постановку граждан на учет по обеспечению техническими средствами;

- выдачу направлений на получение либо изготовление технического средства (изделия);

- выдачу технических средств (кроме изделий, собаки-проводника с комплектом снаряжения, слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, глазных протезов, голосообразующих аппаратов, эндопротезов, в том числе используемых в кардиохирургии), путевок на санаторно-курортное лечение;

- размещение заказа на поставку технических средств на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказа в следующих случаях:

если при выдаче инвалиду (ветерану) технического средства оно не подходит ему по техническим и медицинским характеристикам и комиссией по решению вопросов обеспечения техническими средствами (включая изделия), создаваемой Министерством, принято решение о необходимости обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством с другими техническими характеристиками;

если в учреждении отсутствует необходимое инвалиду (ветерану) техническое средство (изделие) и другое.

Таким образом, на территории Русско-Полянского района предоставление мер социальной поддержки инвалидам осуществляет Бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района», которое, следовательно, также будет надлежащим ответчиком.

В соответствии с п.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.

При исследованных судом обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку Ложникова Л.В. являясь инвалидом и нуждаясь в социальном обеспечении, не обеспечена государством техническим средством реабилитации, тем самым существенно нарушены ее права, гарантированные Конституцией РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Русско-Полянского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района» и Министерства труда и социального развития Омской области по не предоставлению технического средства реабилитации Ложниковой ФИО10 в виде кресла-стула с санитарным оснащением.

Возложить на БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района» и Министерство труда и социального развития Омской области обязанность предоставить Ложниковой ФИО12 техническое средство реабилитации в виде кресла-стула с санитарным оснащением.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд Омской области в течение 10 дней.

Председательствующий судья                                                       С.В. Ганин

Копия верна: Судья                                                       С.В. Ганин

Секретарь суда: