№ 2-575/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Русская-Поляна 16 декабря 2011 года в составе председательствующего С.В. Ганина, при секретаре Пешковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах Бабак ФИО7 к БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района», Министерству труда и социального развития Омской области, о предоставлении технических средств реабилитации УСТАНОВИЛ: Прокурор Русско-Полянского района Омской области обратился в суд с названным иском, указав, что в ходе проверки соблюдения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов выявлены существенные нарушения прав инвалидов Бюджетным учреждением Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населенияРусско-Полянского района» (далее- БУ «КЦСОН Русско-Полянского района»), Министерством труда и социального развития Омской области. Ответчиками своевременно не обеспечен техническим средством реабилитации - кресла-коляска прогулочная Бабак А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся инвалидом первой группы. 05.10.2011 года Бабак А.Н. обратился в БУ «КЦСОН Русско-Полянского района» с заявлением о предоставлении ему технического средства реабилитации - кресла-коляски прогулочной на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной ФГУ «Главным бюро медико-социальной экспертизы по Омской области», Бюро МСЭ №15. Бабак А.Н., руководителем БУ «КЦСОН Русско-Полянского района» поставлен на учет по вопросу предоставления технического средства реабилитации. Однако до настоящего времени вопреки требованиям законодательства указанным техническим средством реабилитации Бабак А.Н. не обеспечен, в виду отсутствия указанного технического средства в БУ «КЦСОН Русско - Полянского района». Таким образом, при не предоставлении инвалиду технического средства реабилитации нарушаются его права, предусмотренные Конституцией РФ, а также ограничивается возможность инвалида к нормальной жизнедеятельности. В связи с чем, прокурор просит признать незаконным бездействие БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района», Министерства труда и социального развития Омской области по не предоставлению технического средства реабилитации Бабак А.Н. в виде кресла-коляски прогулочной, обязать БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района» и Министерство труда и социального развития Омской области предоставить Бабак А.Н. техническое средство реабилитации в виде кресла-коляски прогулочной. В судебном заседаниипомощник прокурора Русско-Полянского района Сухоруков К.Ю. требования, изложенные в исковом заявлении уточнил, просил суд признать незаконным бездействие БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района», Министерства труда и социального развития Омской области по не предоставлению технического средства реабилитации Бабак А.Н. в виде кресла-коляски прогулочной, обязать БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района» и Министерство труда и социального развития Омской области предоставить Бабак А.Н. техническое средство реабилитации в виде кресла-коляски прогулочной. Пояснил, что в исковом заявлении ошибочно указан ФИО4, как лицо, нуждающееся в техническом средстве реабилитации - трости опорной. При составлении искового заявления произошла техническая ошибка. Также, просил суд возложить на Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района», Министерство труда и социального развития Омской области обязанность обеспечить Бабак А.Н., техническим средством реабилитации - креслом-коляской прогулочной до 01.02.2011 года. Истец Бабак А.Н., в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель Бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменно просил дело рассмотреть без его участия. Представитель Министерства труда и социального развития Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В ранее представленном отзыве, просили в удовлетворении искового заявления прокурора отказать, полагают, что Министерство не является надлежащим ответчиком по данному делу. Государственным учреждением социального обслуживания Омской области по месту жительства граждан, проживающих на территории Русско-Полянского района, является бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района», имеющее статус юридического лица. В полномочия Министерства входит осуществление функций учредителя государственных учреждений Омской области от имени Омской области. Для определения потребности в технических средствах реабилитации бюджетные учреждения каждого района направляют в Министерство труда и социального развития соответствующие заявки, составленные на основании обращений инвалидов. Для получения технического средства реабилитации инвалид обращается в учреждение по месту жительства и ставится на учет по обеспечению техническим средством. Техническое средство выдается инвалиду в соответствии с очередностью его постановки на учет по обеспечению техническим средством. 05 октября 2011г. Бабак А.Н., обратился в БУ «КЦСОН Русско-Полянского района» и поставлен на учёт, для получения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации технического средства реабилитации - кресла-коляски прогулочной. После заключения по итогам проведенных открытых аукционов в электронной форме соответствующих государственных контрактов и исполнения поставщиками указанных государственных контрактов (поставки соответствующих технических средств реабилитации) Бабак А.Н. будет предоставлено техническое средство реабилитации согласно очередности постановки на учет. Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, оценив собранные по делу доказательства, находит требования, заявленные прокурором, подлежащими удовлетворению. На основании п.4 ст. 27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Согласно ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов. В ходе судебного заседания установлено, что Бабак А.Н. является инвалидом 1 группы. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, по результатам медицинского освидетельствования, выданной ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» 04 октября 2011 года ему назначены технические средства реабилитации в том числе - кресло-коляска прогулочная. 05октября 2011 г. Бабак А.Н. обратился в БУ «КЦСОН Русско-Полянского района» и поставлен на учёт, для получения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации кресла-коляски прогулочной. Согласно договора купли-продажи от 30.11.2011 года БУ КЦСОН Русско-Полянского района приобретает у ИП ФИО5 технические средства реабилитации - кресла- коляски. Срок действия договора до 31.12.2011 года. Вместе с тем, как видно из информации, предоставленной БУ КЦСОН Русско-Полянского района в адрес прокурора и не оспаривается сторонами в ходе судебного заседания, на сегодняшний день Бабак А.Н. техническим средством реабилитации не обеспечен,. ввиду отсутствия технических средств в БУ «КЦСОН <адрес>». Как следует из преамбулы Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации. В соответствии со ст.9 Федерального закона реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает в числе прочего использование инвалидами технических средств реабилитации. В силу статьи 10 приведенного Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст.11 Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Статьей 11.1 Федерального закона установлено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическою обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски). Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Согласно названным Правилам обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов. Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок, с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (п.п. 2, 4, 5). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 2424-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В целях реализации указанного Соглашения Правительством Омской области принято постановление от 30 декабря 2010 года № 277-п «О мерах по реализации соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации». Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в 2011 году. Согласно п.3 преамбулы постановления № 277-п исполнение переданных Правительству Омской области на основании Соглашения федеральных полномочий осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Омской области в форме субвенций. В соответствии с п. 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в 2011 году. Министерство труда и социального развития Омской области обеспечивает инвалидов (ветеранов) техническими средствами и услугами, отдельные категории граждан услугами по санаторно-курортному лечению в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа). Следовательно, Министерство труда и социального развития Омской области является надлежащим ответчиком по данному делу. Уполномоченное государственное учреждение Омской области, находящееся в ведении Министерства, которым в данном случае является Бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района», согласно вышеназванному постановлению осуществляет: - прием заявлений и документов на обеспечение техническими средствами; - изготовление копий представляемых гражданами документов, оригиналы которых им возвращает. Копии документов заверяются подписью работника учреждения, принявшего документы, и печатью учреждения; - постановку граждан на учет по обеспечению техническими средствами; - выдачу направлений на получение либо изготовление технического средства (изделия); - выдачу технических средств (кроме изделий собаки-проводника с комплектом снаряжения, слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, глазных протезов, голосообразующих аппаратов, эндопротезов, в том числе используемых в кардиохирургии), путевок на санаторно-курортное лечение; - размещение заказа на поставку технических средств на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказа в следующих случаях: если при выдаче инвалиду (ветерану) технического средства оно не подходит ему по техническим и медицинским характеристикам и комиссией по решению вопросов обеспечения техническими средствами (включая изделия), создаваемой Министерством, принято решение о необходимости обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством с другими техническими характеристиками; если в учреждении отсутствует необходимое инвалиду (ветерану) техническое средство (изделие) и другое. Таким образом, на территории Русско-Полянского района предоставление мер социальной поддержки инвалидам осуществляет Бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района», которое, следовательно, также будет надлежащим ответчиком. В соответствии с п.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом. При исследованных судом обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку Бабак А.Н. являясь инвалидом и нуждаясь в социальном обеспечении, не обеспечен государством техническими средствами реабилитации, тем самым существенно нарушены его права, гарантированные Конституцией РФ. Срок, предложенный прокурором, в течение которого должна быть исполнена эта обязанность, суд находит разумным. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Русско-Полянского района Омской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района» и Министерства труда и социального развития Омской области по не предоставлению технического средства реабилитации Бабак ФИО8 в виде кресла-коляски прогулочной. Возложить на БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Русско-Полянского района» и Министерство труда и социального развития Омской области обязанность предоставить Бабак ФИО10 техническое средство реабилитации в виде кресла-коляски прогулочной до 01 февраля 2012г. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд Омской области в течение 10 дней. Председательствующий судья С.В. Ганин