Дело №2-3/2012 Решение от 24.02.2012 по иску прокурора района в интересах Кисненко И.С. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



№ 2-3/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Русская-Поляна                                                                            24 февраля 2012 года

Русско-Полянский районный суд Омской области

в составе председательствующего С.В. Ганина,

при секретаре Белой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах Кисненко ФИО26 к Правительству Омской области, Министерству образования Омской области, администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области,о предоставлении Кисненко И.С. жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Русско-Полянского района Омской области в интересах Кисненко ФИО27 в суд с вышеуказанным иском, просил обязать администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области предоставить Кисненко ФИО28 ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма за счёт субвенции бюджета Омской области, ссылаясь на ст.57 ЖК РФ, ст.ст.4,5,8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.3 Закона Омской области от 28.12.2005 г. №722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере», ст.44 Закона Омской области №1061-ОЗ от 04.07.2008 г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».

В обоснование иска указал, что Кисненко И.С. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.

До достижения совершеннолетия Кисненко И.С. находилась под опекой, а затем попечительством своей бабушки Кисненко В.Л.

30.06.2010 года Кисненко И.С. администрацией Русско-Полянского района поставлена на регистрационный учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Кроме того, Кисненко И.С. состоит в едином регистрационном списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма под №36.

30.06.2011г. Кисненко И.С. окончила Бюджетное образовательное учреждение Омской области начального профессионального образования «Профессиональное училище № 42».

В числе собственников недвижимого имущества Кисненко И.С. не значится.

В судебном заседании помощник прокурораРусско-Полянского района Сухоруков К.Ю. иск поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснил, что Кисненко И.С. является лицом, оставшемся без попечения родителей и у нее есть право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Истец Кисненко И.С. просила исковые требования удовлетворить в полном объеме, пояснила, что имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Представитель ответчика -Правительства Омской области Захарова А.Г.в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, своевременно и надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, представила суду возражение на исковое заявление, в котором указала, что надлежащим ответчиком Правительство Омской области по делу не является.Возражая на доводы, изложенные в исковом заявлении указала, что в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, право обеспечения жилой площадью по договорам социального найма имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и дети, находящиеся под опекой (попечительством).

В соответствии со статьей 1 Закона № 159-ФЗ к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Кроме того, опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

В случае если истец принята на учет граждан нуждающихся в жилом помещении по достижении возраста 18 лет, в соответствии с Законом № 159-ФЗ она не может быть отнесена к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Согласно пункту второму части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации данной категории граждан жилые помещения предоставляются по договорам социального найма. Для этого в соответствии с частью 1 статьи 52 Кодекса данные граждане должны быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Кодекса).

В отсутствии соответствующего решения органа местного самоуправления правовые основания для обеспечения указанной категории граждан органами исполнительной власти Омской области по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм отсутствуют.

Кроме того, Правительство Омской области право истца, предусмотренное исковым заявлением, не нарушало, поскольку органом местного самоуправления решение о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма не принято.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Положения о Министерстве образования Омской области (далее - Министерство), утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15 марта 2004 года № 63 (далее - Положение о Министерстве), обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к задачам Министерства. В соответствии с подпунктами 23, 23.1 пункта 8 Положения о Министерстве Министерство обеспечивает в соответствии с законодательством реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет формирование и ведение списков (реестров) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Главным распорядителем бюджетных средств, выделение которых предусмотрено Законом Омской области от 22 ноября 2011 года № 1403-03 «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, является Министерство.

Согласно части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам к субъекту Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Омской области от 5 декабря 2003 года № 483-03 «О Правительстве Омской области» (далее - Закон Омской области) Правительство Омской области - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Омской области. Правительство Омской области возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области. Частью 1 статьи 4 Закона Омской области определена структура Правительства Омской области, а именно - Правительство Омской области состоит из Председателя Правительства Омской области и членов Правительства Омской области. Членами Правительства Омской области являются первый заместитель Председателя Правительства Омской области, заместители Председателя Правительства Омской области, министры Омской области.

Полномочия Правительства Омской области определены в статье 10 Закона Омской области, причем обеспечение их реализации возложено на органы исполнительной власти Омской области в соответствии с их компетенцией (статья 9 Закона Омской области). При этом органы исполнительной власти Омской области обладают правами юридического лица имеют лицевые счета, печати, штампы и бланки.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 № 23 «О судебном решении» резолютивная часть решения должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести с тем чтобы решение не вызывало затруднений при его исполнении.

Обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Следовательно, реализация такой социальной меры влечет расходование средств в объемах, предусмотренных соответствующим бюджетом субъекта.

Законом Омской области от 22 ноября 2011 года № 1403-03 «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрены расходы на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. При этом само по себе Правительство Омской области в качестве главного распорядителя бюджетных средств в названном законе не указано.

Таким образом, привлечение Правительства Омской области при рассмотрении данного гражданского дела в качестве ответчика и возложение обязанности по удовлетворению исковых требований не соответствует указанному требованию федерального законодательства.

Истцом не представлено доказательств нарушения его прав Правительством Омской области, а также не представлено доказательств, подтверждающих обстоятельства, содержащиеся в исковом заявлении и свидетельствующих о нарушения его прав иными органами исполнительной власти Омской области.

Представитель ответчика -Министерства образования Омской области Гальцов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, своевременно и надлежащим образом,просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил суду отзыв на исковое заявление, в котором возражая на доводы, изложенные в исковом заявлении указал, что в соответствии с частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации,

Согласно п. 14 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области.

Детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей согласно Закону № 159-ФЗ являются лица до 18 лет.

Следовательно, реализация меры социальной поддержки по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не отнесена к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (т.е. лиц, достигших 18-летнего возраста и после достижения 18-летнего возраста, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма) осуществляется органами местного самоуправления и является расходным обязательством местного бюджета, что предусмотрено статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, истец имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди за счет средств бюджета Омской области только в случае постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения 18-летнего возраста.

Представитель ответчика - Администрации Русско-Полянского муниципального района Зяблова Е.Д. исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в представленном заявлении, из которого следует, что согласно п.15 ст.44 Закона Омской области от 04.07.2008г. №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передавала на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Данная позиция была также закреплена в ст.16 Закона 1061-ОЗ. Законом Омской области от 23.11.2011г. №1407-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Омской области» пункты 15-17 исключены. Настоящий Закон вступил в силу с 01 января 2012г. В настоящее время Администрация Русско-Полянского муниципального района Омской области является ненадлежащим ответчиком. Также пояснила, что обязанность по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит на Министерстве образования Омской области. Каким нормативным правовым актом регламентируется порядок предоставления жилой площади по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей пояснить не смогла.

Согласно отзыву, представленномупредставителем ответчика - Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области Детцель А.А. Согласно п. 15 статьи 44 Закона Омской области №1061-03 Омская область передала на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Объем субвенций на очередной финансовый год определяется законом Омской области об областном бюджете. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение жилых помещений исключительно для детей-сирот независимо от состава семьи.

Согласно, единого регистрационного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на 2011 год, утв. Постановлением Главы Русско-Полянского муниципального района Омской области от 24.01.2011 года №17-п, Кисненко И.С. состоит на учете под №36.

Кроме того, согласно выписки из Решения Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области «О внесении изменений в Решение Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области «О бюджете муниципального района на 2011 год» от 23.09.2011 года №137 в местный бюджет поступило 3 115 515 рублей, для реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. В настоящее время, согласно очередности постановки на регистрационный учет дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма - ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20. также окончившие учебные заведения.

Таким образом, Администрация Русско-Полянского муниципального района Омской области полностью освоила финансовые средства в размере 3 115 515 рублей для реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренных на 2011 год.

Представитель третьего лица - Министерства финансов Омской области Кирюхин Ю.А., Карасикова С.Г. - в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, своевременно и надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие, исключить Министерство финансов Омской области из числа лиц участвующих в деле, в своём отзыве указали, что в соответствии с пунктом 15 статьи 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшиеся без попечения родителей, и детей, находящиеся под опекой (попечительством).

Согласно пункту 2 статьи 16 Закона государственными полномочиями вводятся в действие ежегодно законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии, если данным законом предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных государственных полномочий.

В соответствии с пунктом 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии законами субъекта Российской Федерации, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно Приложению № 6 к Закону о бюджете главным распорядителем средств является Министерство образования Омской области.

Положение о Министерстве образования Омской области, утвержденное Указом Губернатора Омской области от 15 марта 2004 года № 63, предусматривает, что Министерство образования Омской области является органом исполнительной власти, одной из задач которого, является обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот. Согласно подпунктам 23, 24 пункта 8 раздела 3 вышеназванного Положения, Министерство образования Омской области обеспечивает в соответствии с федеральным и областным законодательством меры социальной поддержки детей-сирот, а в соответствии с пунктом 42, имеет право представления в соответствии со своей компетенцией в судах интересов казны Омской области.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Российской Федерацией ратифицирована международная Конвенция о правах ребенка, в п.1 ст.20 которой предусмотрено право ребенка, временно или постоянно лишенного своего семейного окружения, на особую защиту и помощь со стороны государства. Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению их интересов (ст. 3). Эта же норма предусматривает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры.

Из постановления главы Русско-Полянского муниципального образования Омской области от 01.11.2002 года №396-п «Об установлении опеки над несовершеннолетней Кисненко ФИО29 ДД.ММ.ГГГГ.», следует, что ФИО33 назначена опекуном несовершеннолетней Кисненко ФИО31 ДД.ММ.ГГГГ. В постановлении указано, что мать несовершеннолетней ФИО23 решением Русско-Полянского районного суда Омской области лишена родительских прав, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Пунктом 3 указанного постановления за несовершеннолетней Кисненко И.С. было закреплено право пользования жилым помещением, в котором на день лишения родительских прав были зарегистрированы мать несовершеннолетней вместе с детьми.

Согласно постановления главы Русско-Полянского муниципального района Омской области от 17.06.2010 года №308-1-п «О внесении изменений в постановления главы Русско-Полянского муниципального образования Омской области от 01.11.2002 года №396-п «Об установлении опеки над несовершеннолетней Кисненко ФИО34 ДД.ММ.ГГГГ.», закрепление жилого помещения на праве пользования за Кисненко И.С. снято.

Согласно решению Русско-Полянского районного суда от 25.07.2002г. ФИО24 лишена родительских прав в отношении дочери Кисненко И.С. ДД.ММ.ГГГГ

17.06.2010 года Кисненко И.С. подала заявление в Администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещение, предоставляемом по договорам социального найма.

30.06.2010 года Кисненко И.С. администрацией Русско-Полянского района поставлена на регистрационный учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, что подтверждено выпиской из протокола заседания жилищной комиссии №25 от 30.06.2010 года и уведомлением (л.д.14-15).

Из Единого регистрационного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на 2011 год по Русско-Полянскому району утверждённого постановлением Главы Русско-Полянского муниципального района Омской области от 24.01.2011 года №17-п следует, что Кисненко И.С. состоит в списке под № 36.

30.06.2011 года Кисненко И.С. окончила Бюджетное образовательное учреждение Омской области начального профессионального образования «Профессиональное училище № 42», что подтверждается копией диплома о начальном профессиональном образовании (л.д. 8-10).

Согласно копии паспорта, справке с Администрации Русско-Полянского городского поселения Русско-Полянского района Омской области, копии лицевого счёта квартиросъемщика и выписке из похозяйственной книги Кисненко И.С. зарегистрирована и проживает с бабушкой ФИО6 по адресу: <адрес>

Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за от 01.03.2011г., сообщением УФРС по Омской области от 25.05.2010г. и справкой от 31.05.2010г. выданной ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» подтверждается отсутствие в собственности Кисненко И.С. недвижимого имущества (л.д.17, 18, 22).

08.07.2011 года Кисненко И.С. обращалась с заявлением в Администрацию Русско-Полянского района Омской области с просьбой ускорить предоставлении жилого помещения в связи с рождение ребенка. 14.07.2011 года Администрацией был дан ответ, согласно которого предоставление жилого помещения не представляется возможным в связи с тем, что в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей значится 75 человек. В 2011 году за счет средств федерального и областного бюджетов планируется приобрести 6 квартир. Жилое помещение будет предоставлено в порядке очередности в соответствии с единым регистрационным списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.11-13).

Таким образом, судом установлено, что Кисненко И.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей и постановлением главы муниципального образования над ней установлена опека. В связи со снятием закрепления жилья Кисненко И.С. в возрасте 20 лет на момент подачи заявления 17.06.2010 года была принята на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

30.06.2011 года Кисненко И.С. окончила обучение в Бюджетном образовательном учреждении Омской области начального профессионального образования - «Профессиональное училище № 42». Документы ГП Омской области ЦТИиЗ и государственного регистрационного органа подтверждают отсутствие у истицы жилых помещений.

В соответствии с положениями ч.1 ст.14 и п.3 ч.2 ст. 19 ЖК РФ органы местного самоуправления осуществляют, в том числе, полномочия по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени их постановки на учет.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию, провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий для существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.

Согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с ч.2 и ч.3 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма жилые помещения предоставляются из государственного или муниципального жилищного фонда. При этом определено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Российской Федерации иным категориям граждан (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей). Согласно ч. 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 21.12.1996г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кисненко И.С. обратилась в администрацию Русско-Полянского муниципального района за реализацией своего права на получение жилья, предоставляемого по договору социального найма, во внеочередном порядке до исполнения ей 23 лет.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами, из числа детей оставшихся без попечения родителей, вышеуказанного возраста.

В соответствии со ст. 4 указанного Федеральною закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Пунктами 1,2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывании в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом, разрешение требования о предоставлении жилой площади во внеочередном порядке, данной нормой не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.

Согласно ст.5 указанного Федерального Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - ст. 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

Согласно п.1 ст.3 Закона Омской области от 28.12.2005 года № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» к компетенции Правительства Омской области относится реализация государственной политики Омской в сфере жилищных отношений.

В соответствии с п.14 ст. 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (с изменениями от 17 октября, 24 ноября 2008 г., 11 февраля, 8, 29 декабря 2009 г., 6 апреля, 5 мая, 2 июля, 4, 5, 28 октября, 9, 28 декабря 2010 г., 2 июня, 26 июля, 23 ноября, 5 декабря 2011 г.) состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма, в порядке, установленном Правительством Омской области.

При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьёй 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м., независимо от состава семьи.

Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-03 в ранее действующей редакции (до 1 января 2012 года) было предусмотрено, что Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Объем субвенций на очередной финансовый год определяется законом Омской области об областном бюджете. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению № 5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение жилых помещений исключительно для детей-сирот, независимо от состава семьи.

В соответствии с Законом Омской области от 9 декабря 2010 г. № 1313-03 «Об областном бюджете на 2011 г.» (с изменениями от 28 декабря 2010 г., 4 февраля, 25 марта, 28 апреля, 1 июля, 3 октября, 1, 23 декабря 2011 г.) распределены субвенции бюджетам муниципальных образований Омской области из Областного фонда на обеспечение жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на 2011 год.

Таким образом, бюджетом субъекта предусмотрены расходы на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

В бюджет Русско-Полянского муниципального района выделялись средства для приобретения жилых помещений для детей-сирот из бюджета Омской области в виде субвенций.

Кисненко И.С. обратилась и была поставлена на учёт 30.06.2010 года администрацией Русско-Полянского района в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Субвенции выделялись Русско-Полянскому муниципальному району и на момент подачи иска истцом.

Доводы Администрации района о том, что предоставлялись жилые помещения согласно очередности постановки на учёт и в рамках выделенных средств, которые в 2011 году освоены в полном объёме, не обоснованы, поскольку закон для данной категории граждан не связывает предоставление жилого помещения с постановкой на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что следует из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предоставление жилья для них является исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности. В данном случае требуется только факт обращения для реализации, установленной законом гарантии по обеспечению жилым помещением. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников.

Так, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 3 квартал 2007 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007 года, по данному вопросу разъяснено, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Отсутствие в настоящее время порядка предоставления жилой площади по договорам социального найма указанной в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ категории граждан в связи с изменением с 1 января 2012 года нормативного регулирования на уровне субъекта РФ, не лишает права истца на получение жилья.

Доводы Министерства образования о том, что обеспечение жилыми помещениями лиц, достигших 18-летнего возраста и после достижения 18-летнего возраста, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма осуществляется органами местного самоуправления и является расходным обязательством местного бюджета,не состоятельны. Данное утверждение противоречит положениям ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Кисненко И.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на дополнительные гарантии на имущество и жилое помещение.

По приведенным выше мотивам доводы представителя Министерства образования Омской области и Правительства Омской области о том, что обеспечения данной категории лиц не отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и соответственно средства бюджета области в виде субвенций не могут быть направлены на обеспечение жилым помещением истца, поставленного на учет после достижения 18 лет, судом во внимание не принимаются по указанным выше основаниям.Кроме того, разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, Кисненко И.С. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имеет дополнительные гарантии - на нее распространяются положения ст.8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.57 Жилищного кодекса РФ.

Включение Кисненко И.С. в список на внеочередное предоставление жилья и не предоставление ей жилого помещения с 2010 года является нарушением администрацией Русско-Полянского муниципального района положений ч.2 ст. 57 ЖК РФ, а также ч.1 ст. 40 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на жилище.

Поскольку Кисненко И.С. обратилась с заявлением в Русско-Полянскую районную прокуратуру в защиту своих прав на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, прокурор, в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ вправе был обратиться в суд с настоящим исковым заявлением, в защиту ее прав и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден может быть взыскана с ответчика только в случае, если ответчик не освобождён от уплаты судебных расходов.

Согласно п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Таким образом, предусмотренных законом оснований для взыскания государственной пошлины с ответчиков не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

1. Исковые требования прокурора Русско-Полянского района удовлетворить.

2. Обязать администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области предоставить Кисненко ФИО35, ДД.ММ.ГГГГ. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма за счет субвенций из бюджета Омской области.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                       С.В. Ганин

Копия верна: Судья         С.В. Ганин

Секретарь суда: