Дело № 2-107/2012 Решение по з-ю прокурора района к администрации Розовского сельского поселения об обязании государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги№№№№№



Дело № 2-107/2012

     Р Е Ш Е Н И Е                                   

    Именем Российской Федерации

р.п. Русская Поляна                                                                                 05 марта 2012 года

Русско-Полянский районный суд Омской области

в составе председательствующего Деркач А.Н.,

при секретаре Бреус Л.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Русско-Полянского района к администрации Розовского сельского поселения о признании незаконным бездействия и об обязании государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги ,

                                                               У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Русско-Полянского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации Розовского сельского поселения о признании незаконным бездействия и об обязании государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги     .

     В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства по использованию автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в деятельности администрации Розовского сельского поселения установлено, что администрация поселения ненадлежащим образом выполняет возложенные федеральным законодательством обязанности в сфере использования автомобильных дорог. Просит признать незаконным бездействие администрации Розовского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области в части неисполнения требований законодательства о государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения с идентификационными номерами , в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

          Обязать администрацию Розовского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области устранить выявленные нарушения федерального законодательства путем государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения с идентификационными номерами , в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

          Старший помощник прокурора ФИО4 в судебном заседании заявленные в порядке ст.254 ГПК РФ требования поддержал, просит их удовлетворить по указанным в заявлении основаниям. Указанный срок до ДД.ММ.ГГГГ не оспаривается и является, по их мнению, достаточным с учетом объема предполагаемой работы для осуществления регистрации, изготовления технической документации и решения других вопросов.

            Представитель администрации Розовского сельского поселения в судебное заседание не явился, письменно просят рассмотреть дело в их отсутствие. Заявленные требования, изложенные в заявлении прокурора, не оспаривают, признают полностью и добровольно. Просят освободить от уплаты госпошлины.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Постановлением главы администрации Розовского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности Целинного сельского поселения. На автомобильные дороги общего пользования местного значения с идентификационными номерами , не зарегистрировано право собственности и не оформлена техническая документация.

Согласно Устава Розовского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района территория поселения определена границами, которые установлены Законом Омской области от 30.07.2004 № 548-ОЗ « О границах и статусе муниципальных образований Омской области».

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Пунктом 1 ст. 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с п. 6 ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Частью 4 статьи 2 ФЗ № 122-ФЗ предусмотрена обязательная государственная регистрация прав собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

На основании п.п. 5 п.1 ст. 8 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 и п. 8 ст. 6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Из системного анализа норм вышеуказанного Закона следует, что автомобильные дороги, относимые к муниципальной собственности, определены по принципу исключения всех иных автомобильных дорог - автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. При этом определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги в границах населенных пунктов поселения.

Пунктами 1 и 11 ст. 13 Закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления, в области использования автомобильных дорог, и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

На основании изложенных положений, именно на администрации Розовского сельского поселения лежит непосредственная обязанность по принятию комплекса необходимых мер государственной регистрации права собственности на дороги, находящиеся в пределах границ населенного пункта.

Вместе с тем, установлено, что администрацией Розовского сельского поселения в управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области право собственности на указанные автомобильные дороги, не зарегистрировано в установленном законом порядке.

Указанные нарушения в деятельности администрации Розовского сельского поселения, как исполнительного органа местного самоуправления, затрагивает публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения вышеуказанные улицы общего пользования, не гарантируют реализацию их права на охрану жизни, здоровья, препятствуют развитию инфраструктуры и не обеспечивают сохранность муниципальной собственности.

Указанный срок до ДД.ММ.ГГГГ не оспаривается сторонами и является, по мнению суда достаточным с учетом объема предполагаемой работы для осуществления регистрации, изготовления технической документации и решения других вопросов. В силу части 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями.            От уплаты государственной пошлины освобождены органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков (ст. 333.36 НК РФ).        Руководствуясь ст.ст.194-198,251-253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

           Требования прокурора Русско-Полянского района удовлетворить.

            Признать незаконным бездействие администрации Розовского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области в части неисполнения требований законодательства о государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения с идентификационными номерами в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

          Обязать администрацию Розовского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области устранить выявленные нарушения федерального законодательства путем государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значенияс идентификационными номерами     в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

.

Судья                                А.Н. Деркач