РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации р.п. Русская Поляна 27 июня 2012 г. дело №2-268/2012г. Русско-Полянский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Ганина С.В. при секретаре Белой В.П. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Герасименко ФИО11 к Военному комиссариату Омской области, ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Русско-Полянском районе Омской области о признании за ним права на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС российского образца и возложении обязанности на Военный комиссариат Омской области выдать Герасименко В.И. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС российского образца, о возложении обязанности на ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Русско-Полянском районе Омской области возобновить Герасименко В.И. выплату ежемесячной денежной выплаты по категории «Ликвидаторы 1986-1987», выплатив задолженность с 01.02.2007г., о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда в размере 100000 рублей, УСТАНОВИЛ: Герасименко В.И. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать за ним право на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС российского образца и обязать Военный комиссариат Омской области выдать ему указанное удостоверение. Обязать Государственного учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Русско-Полянском районе Омской области возобновить ему выплату ежемесячной денежной выплаты по категории «Ликвидаторы 1986-1987», выплатив задолженность с 01.02.2007г., а также взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей. Свои требования мотивировал тем, что 26.09.1987г. приказом Ошского областного военного комиссара №205 от 22.09.1987г., в качестве старшего команды 84/983 он был командирован для сопровождения военнообязанных для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При исполнении служебных обязанностей находился в 30 километровой зоне на месте ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. 19 июня 1991 года Ошским городским военным комиссариатом, в установленном законом порядке, ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, серии А №. Данное удостоверение являлось бессрочным и действительным на всей территории СССР. В 1993 году, по болезни, он был уволен со службы майором запаса и является пенсионером Министерства обороны. В связи с необходимостью обмена вышеназванного удостоверения союзного образца на удостоверение российского образца, и неясности органа который должен производить замену удостоверений, им был сделан запрос в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое рекомендовало по указанному вопросу обратиться в местные органы власти по месту жительства. Министерство труда и социального развития Омской области изъяло у него удостоверение серии А № и уничтожило документ, о чем был составлен соответствующий Акт № от 24.11.2006г. Названным Министерством 31.05.2006г. ему было выдано новое удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, серии Р №. В начале 2007г. ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области сообщило ему о прекращении единовременных выплат по категории «Ликвидаторы 1986-1987», которые осуществлялись с 01.01.2005г. по 31.01.2007г. Причиной такого решения явилось письмо Департамента социальной поддержки населения Министерства труда и социального развития Омской области № ДСП-01/84 от 31.01.2007г. о признании его удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, серии Р №, недействительным. Согласно названного письма, Министерство труда и социального развития Омской области не являлось органом, уполномоченным на выдачу данного удостоверения, при этом указывалось на соответствующие полномочия военных комиссариатов субъектов Российской Федерации. Он неоднократно обращался в Военный комиссариат Омской области по вопросу получения удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового, российского образца и получал ответы, в которых в том числе указывалось, на необходимость сдачи в ОВК г. Омска удостоверения старого образца и необходимость предоставления документов о пребывании в зоне отчуждения. В тоже время он предоставлял ответчику вышеназванный Акт № Министерства труда и социального развития Омской области, подтверждающий официальное уничтожение документа и, соответственно наличие его на момент уничтожения. Также считает, что выдачей ему в 1991 году удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, Министерство обороны фактически признало его участником названного события. Согласно Решения Верховного суда РФ от 19.02.2004г. № ГКПИ 03-1519, для замены удостоверений ему достаточно было предоставить копию ранее выданного удостоверения, о чем ответчик не мог не знать при наличии письма Центрального вещевого управления МО РФ от 10.10.2005г. №, в котором имелась ссылка на названное Решение Верховного суда. Более того, штабом Сибирского военного округа был дан ответ от 03.11.2005г. исх. 19/ВК/4080), о наличии у него права на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС нового образца. Несмотря на это, в письмах Военного комиссариата Омской области указывалось на прекращение переписки с ним, так как ранее давались ответы. В связи с получением по его запросу из Главного организационно-мобилизационного управления Главного штаба вооруженных сил Кыргызской республики, ранее не предоставлявшегося ответчику, Списка военнообязанных, принявших участие в ликвидации последствий на ЧАЭС, имеющих право на льготы, утвержденного 11.06.1991г. Ошским областным военным комиссаром, 20.04.2011г. им было подано заявление с просьбой о выдаче удостоверения нового образца, к которому был приложен как данный список, так и присланные выписки из приказов Ошского областного и городского военных комиссариатов. Согласно названного Списка, войсковая часть №, в которой он находился при выполнении вышеуказанного задания на Чернобыльской АЭС, пребывала в 30 - км зоне. Несмотря на предоставление дополнительного документа, подтверждающего пребывание в зоне отчуждения, официального ответа от Военного комиссариата Омской области по его заявлению от 20.04.2011г. не последовало по настоящее время, что расценивается истцом с учетом давности поданного заявления как отказ в выдаче удостоверения, так как согласно п.7 «Порядка выдачи удостоверений» решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения принимается уполномоченным органом в месячный срок с момента принятия от гражданина заявления. Кроме того, было получено письмо Генерального штаба Вооруженных сил Российской федерации от 18.10.2011г. №, в котором ставится под сомнение законность получения им удостоверения на льготы в 1991 году, тем самым подтверждается отказ в выдаче удостоверения нового образца, и это несмотря на то, что удостоверение от 1991г. было выдано уполномоченным органом Министерства обороны и не было признано незаконным в установленном законом порядке - судом. Таким образом, замена удостоверений представляет собой лишь процедурный вопрос, который не должен влиять на уже имеющееся у него право - право участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, дающее ему законное основание на получение установленных законом льгот. Несмотря на это, Государственным учреждением - Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Русско-Полянском районе 01.02.2007г. были прекращены выплаты ему ежемесячных денежных выплат по категории «Ликвидаторы 1986-1987г.», в связи с вышеназванным письмом департамента социальной поддержки населения № № от 31.01.2007г, т.е. без учета того, что его право участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не отменялось в судебном порядке. Его обращения в военную прокуратуру Омского гарнизона, какого - либо результата не имели. Как участник ликвидации последствий названной катастрофы, все эти годы он пользовался соответствующими льготами на оплату коммунальных услуг, получение курортно - санаторного лечения и иного лечения, причем необходимость такого лечения устанавливалась по медицинским показаниям Омского областного военного комиссариата. Получал ежемесячные денежные выплаты в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», был награжден знаком «Двадцатилетие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», включен в книгу «Ченобыльский крест» (изд. 2007г.) - по данным ответчика, как работавший в зоне АЭС с 26.09.1987 года по 19.10.1987года. Таким образом, нарушение его прав как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, связанных с отказом в выдаче нового удостоверения и прекращении ежемесячных денежных выплат, послужило поводом для обращения в суд. Истец полагает, что затягивание выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС российского образца Военным комиссариатом Омской области и прекращение ежемесячных денежных выплат по категории «Ликвидаторы 1986-1987г.» ГУ-УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области, способствовали нарушению и ограничению его прав гарантированных ст. 39 Конституции РФ, ст.13, ст.15, 27.1 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что привело не только к нарушению его имущественных прав, но и к тяжелым нравственным переживаниям, которые ведут к ухудшению его самочувствия, ухудшению здоровья, так как ухудшился сон, участились головные боли, появились апатия, депрессия, нервозность, жалобы на сердце. При этом он инвалид 2 группы и ему запрещены любые психо-эмоциональные нагрузки. Его нравственные переживания могут быть подтверждены супругой ФИО4 и сыном ФИО5. В связи с чем, им заявлено требование о компенсации морального вреда ответчиками. В судебном заседании истец Герасименко В.И. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что в период катастрофы на Чернобыльской АЭС проходил службу в ВС СССР, в Ошском городском военном комиссариате, в должности ст. помощника начальника 3 отделения. 26.09.1987г. был направлен согласно приказа Ошского областного военного комиссара в командировку в г.Киев, в качестве сопровождающего команды военнообязанных призванных на специальные сборы. В задачи команды входила ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Из г.Киев с командой он был направлен в войсковую часть, которая занималась работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данная воинская часть располагалась в 18 км. от Чернобыльской АЭС. В его командировочном удостоверении были сделаны соответствующие отметки о нахождении в воинской части в 30 километровой зоне ЧС с 26.09.1987г. по 19.10.1987г. - 14 суток. Данный период был включен ему в выслугу лет. Герасименко В.И. пользовался всеми льготами ликвидатора последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проходил лечение в санаториях по путевкам Министерства обороны РФ, получал ежемесячные денежные выплаты. Первое удостоверение ликвидатора последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС он получил 19.06.1991г. - это удостоверение было выдано Ошским областным военным комиссариатом. В связи с десятилетием событий военный комиссар Русско-Полянского района вручил ему подарочные часы. ГУ-УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области производил ему ежемесячные денежные выплаты, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 01.01.2005г. до 31.01.2007г. Работники отдела социальной защиты населения Русско-Полянского района произвели замену первого удостоверения, на новое удостоверение, по которому продолжались выплаты из пенсионного фонда до 01.02.2007г., затем выплаты прекратились. Пенсионный фонд представил информацию о необходимости получения удостоверения нового образца в Военном комиссариате Омской области. Герасименко В.И. обратился в Военный комиссариат Омской области о замене удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставил все необходимые документы, в том числе, удостоверение. Однако, новое удостоверение ему не выдали по настоящее время. Моральный вред, причиненный Герасименко В.И. заключается в его душевных переживаниях и волнениях, в течение длительного периода времени. Представитель ответчика - Военного комиссариата Омской области Блоха Н.А., возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в отзыве. В ходе судебного заседания пояснила, что документов, подтверждающих участие Герасименко В.И. в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нет. Он сопровождал команду которая находилась в населенных пунктах, которые не расположены в 30 километровой зоне от Чернобыльской АЭС. Нет оснований для выдачи нового удостоверения. Герасименко В.И. не был лишен в судебном порядке права на льготы как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В ранее представленном отзыве против удовлетворения исковых требований возражал. Указал, что документов, подтверждающих участие Герасименко В.И. в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, не имеется. Проверкой установлено, что Герасименко В.И. был уволен с военной службы 2 марта 1993 года с должности старшего помощника начальника 3-го отделения Ошского городского военного комиссариата Ошской области Республики Кыргызстан. После постановки Герасименко В.И. на воинский учет офицеров запаса в военном комиссариате Русско-Полянского района Омской области, с 1993 года по настоящее время, военным комиссариатом Омской области неоднократно делались запросы в военный комиссариат Ошской области Республики Кыргызстан, в архивы Киевского и Одесских военных округов Республики Украина, Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, о подтверждении участия Герасименко В.И. в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно, полученных ответов из указанных выше учреждений, факт участия майора запаса Герасименко В.И. в ликвидации последствии аварии на Чернобыльской АЭС не подтверждается. При подтверждении прохождения военной службы кадровыми органами Государственного комитета Республики Кыргызстан по делам обороны период нахождения с 26 сентября 1987 года по 19 октября 1987 года майора Герасименко В.И. в зоне ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не подтвержден, в расчете выслуги лет, произведенном начальником финансового отдела Госкомитета Республики Кыргызстан по делам обороны, данный период также не подтвержден. Герасименко В.И. неоднократно обращался в Администрацию Президента РФ, в приемную Министерства обороны РФ в связи, с чем ему давались разъяснения об отсутствии подлинных документов, подтверждающих участие истца в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Одновременно был уведомлен, что его участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не подтверждается и ответами из военного комиссариата Ошской области и из архивов Киевского и Одесских военных округов. Согласно приказа Ошского областного военного комиссариата от 22 сентября 1987 года №, в соответствии с Директивой Генерального Штаба ВС СССР от 28 апреля 1987 года №, в период с 26 сентября 1987 года по 19 октября 1987 года он был отправлен старшим команды в в/часть № для сопровождения команды № в количестве 62 человек. На путь следования истцу были выданы ВПД от станции Андижан до станции Киев и обратно. Войсковая часть 93632 дислоцировалась в населенных пунктах Гостомель и Страхолесье Киевской области на расстоянии 80-100 км от места аварии на ЧАЭС, то есть вне 30-ти километровой зоны отчуждения. Сопровождение команд пополнения проводилось только до пересыльных пунктов, также расположенных вне зоны отчуждения. Все воинские части, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы, а также пункты приема военнообязанных, куда командировались офицеры военных комиссариатов, сопровождавшие команды для замены личного состава, получившего предельно допустимые дозы радиоактивного облучения, дислоцировались вне зоны отчуждения (30 км зоны ЧАЭС). Офицеры военных комиссариатов в указанных зонах не должны были находиться и статус участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на них не распространяется. Если отдельные офицеры по служебной необходимости направлялись в зону отчуждения, то они должны представить соответствующие подтверждающие документы (выписку из приказа командира в/части о включении в перечень лиц допущенных к работам на ЧАЭС, о направлении их на работу или для выполнения служебного задания в зону ЧАЭС или справку установленного образца об участии в ликвидации последствий катастрофы, выданную этой воинской частью). Из ответа Отраслевого государственного архива Министерства обороны Украины от 10 декабря 1999 года № усматривается, что в период с 26 сентября 1987 года по 19 октября 1987 года истец в составе в/части № участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не принимал, в проверенных документах в/части № за указанный выше период истец не значится. В военный комиссариат Омской области документов подтверждающих, участие истца в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в соответствии с п. 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов РФ от 8 декабря 2006 года № 727/831/165н, не представлено. Факт участия истца ответами на запросы не подтвержден. На основании вышеизложенного, полагают, что законных оснований для выдачи удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не имеется. Представитель ответчика - ГУ - Управления пенсионного фонда РФ в Русско-Полянском районе Омской области Клименко Л.А., возражала против удовлетворения исковых требований.В судебном заседании пояснила, что пенсионный фонд прекратил ежемесячные выплаты Герасименко В.И., в связи с тем, что поступило письмо из департамента социальной поддержки населения Министерства труда и социального развития Омской области, в котором было указано считать удостоверение Герасименко В.И. как ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС не действительным. Выплаты были прекращены с 01.02.2007г. В ранее представленном отзыве представитель ответчика указал, что Герасименко В.И. является получателем пенсии ЕДВ по категории «Ветеран боевых действий» с 01.02.2007 года по настоящее время. Ранее с 01.01.2005 года по 31.01.2007 года ЕДВ выплачивалось по категории «Ликвидаторы 1986-1987» на основании п. 3 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Выплата ЕДВ по данной категории была закрыта в связи с поступлением письма Департамента социальной поддержки населения №ДСп-01/84 от 31.01.2007 года в связи с признанием удостоверения недействительным. Представитель третьего лица - Министерства труда и социального развития Омской области, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело без его участия. В заявлении указал, что Министерство труда и социального развития Омской области не согласно с исковыми требованиями, так как истцом не представлено доказательств выполнения работ в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. Свидетель ФИО12 пояснила, что в 1987г. ее муж Герасименко В.И. из Киргизской ССР был направлен для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Ей известно, что он находился в 30 километровой зоне отчуждения. В командировке находился больше месяца. Герасименко В.И. было выдано удостоверение как ликвидатору последствий аварии на Чернобыльской АЭС, он получал денежные выплаты, пользовался льготами участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Герасименко В.И. сдал удостоверение старого образца, а новое удостоверение Омский областной военный комиссариат не выдал. У Герасименко В.И. плохое состояние здоровья, он постоянно переживает о том, что ему не выдают удостоверение, а также в связи с несправедливым к нему отношением. Свидетель ФИО5 пояснил, что у его отца Герасименко В.И. действительно было удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Категории лиц, которые относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и на которых распространяется действие Закона РФ от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( с изменениями от 30.11.2011 года) указаны в ст. 13 настоящего Закона (далее - Закон РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1). В соответствии с пунктом 3 части первой ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 к этим лицам относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ и так далее. В соответствие со ст. 15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 данной категории граждан, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3-12, 14 части первой статьи 14, кроме того гарантии установленные в данной статье. Согласно ст. 27.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1, граждане, указанные в пункте 3 части первой статьи 13 Закона имеют право на ежемесячную денежную выплату. Статьей 22 Перечня документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, в приложении к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2004г. №294, в качестве документов, подтверждающих статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимается удостоверение, выданное в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, ВЦСПС от 31 марта 1990г. № 325 (СП СССР, 1990, №11, ст. 57), которые действуют до 01 января 2006 г., или удостоверение, выданное в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1999г. N 1773-р. На основании материалов дела, пояснений истца, судом установлено, что истцу - Герасименко В.И., 19 июня 1991 года Ошским городским военным комиссариатом было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, серии А №. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1999 года №1773-р, Приказом МЧС РФ, Минтруда РФ и Минфина РФ от 29 февраля 2000 г. N 114/66/23н было утверждено Положение о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно которого, удостоверения союзного образца, ранее выданные гражданам, подлежали замене на удостоверения нового образца и были действительны до 1 января 2006 года. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года №2368-р срок замены старых удостоверений продлен до 1 января 2007 года. В связи с указанными обстоятельствами и не установлением органа, который должен был проводить замену удостоверения, Герасименко В.И. обратился с запросом в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно ответа Минздравсоцразвития России, Герасименко В.И. было рекомендовано обратиться по указанному вопросу в местные органы власти по месту жительства. Представители Министерства труда и социального развития Омской области изъяли у Герасименко В.И. удостоверение союзного образца серии А № и уничтожили документ, о чем был составлен соответствующий Акт № от 24.11.2006г. Взамен названным Министерством 31.05.2006г. ему было выдано новое удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, серии Р № ( л.д. 21, 26-28, 15). На основании указанных удостоверений истец получал льготы в соответствии со ст.15, в том числе ежемесячную денежную выплату в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Русско-Полянском районе в соответствии со ст. 27.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1. Кроме того, был награжден знаком «Двадцатилетие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», включен в книгу «Чернобыльский крест» (изд. 2007г.) - за №298, как работавший в зоне Чернобыльской АЭС с 26.09.1987 по 19.10.1987 года в составе в/ч 93632, что подтверждается справками военного комиссариата Омской области, медицинской справкой, решением о предоставлении скидки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, книжкой получателя льгот, удостоверением к медали «знак двадцатилетие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», выпиской из книги «Чернобыльский крест», справкой пенсионного фонда. (л.д.8-14). С 01.02.2007 года ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области прекратило выплату Герасименко В.И., единовременных выплат по категории «Ликвидаторы 1986-1987», которые осуществлялись с 01.01.2005г. по 31.01.2007г. Причиной такого решения явилось письмо Департамента социальной поддержки населения Министерства труда и социального развития Омской области № ДСП-01/84 от 31.01.2007г. о признании удостоверения Герасименко В.И. как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, серии Р №, недействительным. Согласно названного письма, Министерство труда и социального развития Омской области не являлось органом, уполномоченным на выдачу данного удостоверения, при этом указывалось на соответствующие полномочия военных комиссариатов, так как он являлся пенсионером Министерства обороны (л.д. 20). Согласно материалам дела, Герасименко В.И. 02 марта 1993 года по болезни уволился со службы майором запаса, встал на учет в военном комиссариате Русско-Полянского района Омской области и является согласно удостоверения серии А № от 03 июня 1993 года пенсионером Министерства обороны (л.д. 36, 45). В настоящее время Герасименко В.И. также является инвалидом 2 группы по общему заболеванию согласно справке МСЭ за № (л.д. 19). Материалами дела подтверждаются, неоднократные обращения истца к ответчику - в Военный комиссариат Омской области, другие подразделения Министерства обороны РФ, в военную прокуратуру Омского гарнизона, по вопросу получения удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового российского образца. В ответ на них он получал отказы, в которых в том числе указывалось на необходимость сдачи им удостоверения старого образца и о необходимости предоставления документов о пребывании в 30 километров зоне отчуждения (л.д.5, 17, 29-32). Фактически ответчиком ставилось под сомнение наличие оснований для выдачи удостоверения. Истец обращался по указанному вопросу в различные инстанции, в том числе: в Штаб Сибирского военного округа, Генеральный штаб ВС РФ, Управление Сибирского военного округа, Центральное вещевое управление Министерства обороны Российской Федерации, Военную прокуратуру Омского гарнизона, Военную прокуратуру сибирского военного округа, Министерство обороны РФ, Верховный суд РФ, Госдуму РФ и в Администрацию Президента РФ. Его обращения определенного результата не дали, должностные лица указанных ведомств зачастую давали ему противоречивые ответы. Согласно ст. 15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой ст. 13 выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации. Такой порядок дважды утверждался приказами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов РФ от 29 февраля 2000г. №114/66/23н и в настоящее время действующим от 08 декабря 2006 года № 727/831/165н. В соответствии с пунктом 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов РФ от 08 декабря 2006 года № 727/831/165н, для оформления и получения удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС граждане, участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, к которому прилагаются: - паспорт гражданина РФ; - удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основаниями для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах, оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем предоставляется кроме перечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка. Из пункта 6 указанного нормативного акта следует, что документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются: - командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах, предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; - трудовая книжка (раздел «Сведения о работе») с записью о работе в зоне отчуждения; - табель учета рабочего времени в зоне отчуждения; - справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения ( в зонах опасности внутри зоны отчуждения); - задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения; - военный билет (раздел «Прохождение учебных сборов» и «Особые отметки») с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); - выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; - выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986-1990 годах. Согласно Решения Верховного суда РФ от 19.02.2004г. № ГКПИ 03-1519, в период действия прежнего от 29 февраля 2000г. №114/66/23н Положения, гражданам, обратившимся с заявлением о выдаче удостоверения нового образца, достаточно было предоставить только копию ранее выданного удостоверения, в связи с тем, что граждане, уже имевшие по закону право на компенсацию и льготы для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, вынуждены вновь подтверждать свой правовой статус. В материалах дела имеется письмо Центрального вещевого управления МО РФ от 10.10.2005 года №, в котором имеется ссылка на названное Решение Верховного суда РФ, и говориться, что истцу на основании представленных документов МЧС России выдало бланк удостоверения Российского образца (л.д.7). Штабом Сибирского военного округа истцу также был дан ответ от 03.11.2005г. исх. №, о наличии у него права на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС нового образца. (л.д.18). Также, согласно письма начальника управления Штаба Сибирского военного округа от 20.01.2006г. №/ВК/152 военному комиссару Омской области дано указание на выдачу Герасименко В.И. удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС нового образца. В судебном заседании также установлено, что 21.12.2006 года по заявлению истца об обжаловании действий должностных лиц - Военного комиссара Омской области об отказе в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на бланке Российского образца и по встречному исковому заявлению Военного комиссара Омской области к Герасименко В.И. о признании недействительным удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и изъятии этого удостоверения, Русско-Полянским районным судом было вынесено определение о прекращении производства по делу в связи с отказом обеих сторон от заявленных требований, по делу 2-114/2006 года. В рамках данного дела Русско-Полянским районным судом Омской области направлялось судебное поручение в Читинский областной суд, для получения письменного отзыва и документов подтверждающих позицию Штаба СибВО по делу и опроса представителя Штаба Сибирского военного округа по существу требований Герасименко В.И.. Согласно протокола судебного заседания, заявленные требования Герасименко В.И. представитель штаба СибВО ФИО13. признала законными и обоснованными, а требования Военного комиссариата Омской области необоснованными. Указала также, что Военный комиссариат Омской области ссылается на ненадлежащий нормативный акт - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», тогда как эти правоотношения регулируются Законом РСФСР от 15.05.1991г. №1244-1. По запросам истца - Герасименко В.И. в Главное организационно-мобилизационное управление Главного штаба вооруженных сил Кыргызкой республики, им были получены документы, подтверждающие его статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.34). Согласно списка военнообязанных, принимавших участие в ликвидации последствий на ЧАЭС, имеющих право на льготы согласно Постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС от 31.03.1990г., утвержденного Ошским областным военным комиссаром 11.06.1991г. Герасименко В.И. 19.06.1991г. выдано льготное удостоверение А №№. (л.д.33). Однако, на его обращение от 20.04.2011 года ответа от Военного комиссариата Омской области не последовало( л.д.22-25). Из имеющихся в материалах дела письма Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 18.10.2011г. №, Военной прокуратуры Омского гарнизона от 03.08.2011 года исх.3/46, следует, что ими ставится под сомнение законность получения Герасименко В.И. удостоверения на льготы в 1991 году, тем самым обосновывается отказ в выдаче удостоверения нового образца. Одновременно указывается на право обращения в суд с целью судебной защиты права на получение удостоверения ( л.д. 46, 29-32). Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Истец в иске и судебном заседании указывает, что 26.09.1987г. приказом Ошского областного военного комиссара № от 22.09.1987г., в качестве старшего команды 84/983 он был командирован для сопровождения военнообязанных для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При исполнении служебных обязанностей находился в 30 километровой зоне на месте ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Согласно списка военнообязанных, принимавших участие в ликвидации последствий на ЧАЭС имеющих права на льготы, утвержденного 11.06.1991 года Ошским областным военным комиссаром К. ФИО14, Герасеменко В.И. было выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС серии А №, основание выписка из приказа ОШ ОВК № от 22.09.1987 года и указана в/ч №. (л.д.33). Согласно выписке из приказа Ошского областного военного комиссариата № от 22.09.1987 года Герасименко В.И. старшим команды № командирован для сопровождения военнообязанных (л.д.37). Ответчиком - Военным комиссариатом Омской области не предоставлено доказательств, в опровержение доводов истца об участии в работах в 30 километровой зоне отчуждения на месте ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В тоже время суд обращает внимание, что удостоверение участника ликвидации последствий на ЧАЭС, дающее право на льготы серии А № в 1991 выдавалось уполномоченным органом - Министерством обороны СССР. Истец с 1991 года по 2007 год пользовался льготами. Дважды ему выдавалось удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании документов представленных суду истцом. Замена удостоверений в соответствие с Порядком и условиями оформления и выдачи удостоверений утвержденным приказами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов РФ от 29 февраля 2000г. №114/66/23н, от 08 декабря 2006 года № 727/831/165н, представляет собой процедурный вопрос, который не должен влиять на уже имеющееся у истца право - право участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, дающее ему законное основание на получение установленных законом льгот. Выдача удостоверения истцу в 1991 году серии А № установленного союзного образца, согласно которого он имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством Союза ССР и союзных республик не была признана незаконной в установленном порядке судом. Суд полагает, что принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека в Российской Федерации как в правовом и социальном государстве, включая право на социальное обеспечение, предполагают по смыслу статей 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч.1 Конституции РФ правовую определенность и связанную с ней предсказуемость и уже однажды признанное право гражданина на льготы, должно уважаться властями и должно быть реализовано, независимо, в том числе и от изменения законодательной политики в сфере социального обеспечения. Кроме того, выдача удостоверения и отказ в выдаче уполномоченным органом-Военным комиссариатом субъекта РФ предполагает соблюдение установленной процедуры. Так, согласно п.7 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов РФ от 08 декабря 2006 года № 727/831/165н7, уполномоченные органы: - осуществляют прием от граждан документов, указанных в пунктах 4,5 и 6 настоящего Порядка; - снимают и заверяют копии с представленных документов (оригиналы возвращаются заявителю); - проводят проверку представленных документов. Для подготовки решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения, проверки документов, представленных гражданами в соответствии с настоящим Порядком, в уполномоченных органах, по распоряжению руководителей (заместителей руководителей) этих органов, создаются комиссии и утверждается их персональный состав. Решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения принимается уполномоченным органом в месячный срок с момента принятия от гражданина заявления и оформляется распоряжением руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа. Из материалов дела следует, что никакого официального документа об отказе в выдаче удостоверения, предусмотренного Порядком, несмотря на неоднократные обращения истца по данному вопросу в течение нескольких лет, не принималось. Таким образом, сама процедура принятия решения о замене удостоверения Военным комиссариатом Омской области нарушена. На основании изложенного, суд полагает, что решение Военного комиссариата Омской области об отказе в выдаче Герасименко В.И. удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, является незаконным. Следовательно, требования истца о признании за ним права на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС российского образца, возложении обязанности на Военный комиссариат Омской области выдать ему указанное удостоверение, подлежат удовлетворению. Выплаты ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области по категории «Ликвидаторы 1986-1987», прекращены Герасименко В.И. на основании письма Департамента социальной поддержки населения Министерства труда и социального развития Омской области № № от 31.01.2007 о признании его удостоверения как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, серии Р №, недействительным, в связи с выдачей не уполномоченным органом. Как следует, из справки ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области от 05.09.2011 года и отзыва представителя, выплаты прекращены с 01.02.2007 года. В связи с тем, что основания для выдачи Герасименко В.И. удостоверения уполномоченным органом имелись, и оно не выдано незаконно, нарушено право истца на указанные выплаты, ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области обязано возобновить выплату Герасименко В.И., выплатив задолженность с 01.02.2007 года. Согласно статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Исходя из норм ч.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Истец, предъявляя требование о компенсации морального вреда указал, что ответчик- Военный комиссариат Омской области длительное время затягивал вопрос о выдаче ему удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что привело не только к нарушению его прав гарантированных Конституцией РФ и Законом РФ от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», но и к тяжелым нравственным переживаниям, которые вели к ухудшению самочувствия. Суд считает, подтвержденной материалами дела вину Военного комиссариата Омской области в нарушении прав истца. Из дела также следует, что истец инвалид 2 группы, имеются выписки из медицинской карты, истории болезни, подтверждающие обострение ряда хронических заболеваний истца, в том числе на нервной почве (л.д.41-43). В тоже время суд несмотря на доводы истца, не находит достаточных оснований для взыскания компенсации морального вреда со второго ответчика - ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области, поскольку прекратив выплату ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области исходило из содержания вышеуказанного письма. Иного документа-основания для продолжения выплат ему предоставлено не было. Таким образом, по мнению суда, имеются основания для взыскания компенсации морального вреда в пользу истца только с Военного комиссариата Омской области. С Военного комиссариата Омской области подлежит взысканию в пользу истца компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей, заявленный истцом размер взыскания в сумме 100 000 рублей суд считает завышенным. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку истец на основании ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная в соответствии со ст.333.20 НК РФ. Частью 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами. Военный комиссариат Омской области и ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области являются некоммерческими учреждениями, финансируемыми из бюджетных средств. Учитывая имущественное положение указанных учреждений, суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины. Суд считает, что в силу ст. 103 ГПК РФ с ответчиков, подлежит взысканию в доход местного бюджета сумма государственной пошлины в размере 200 рублей - с Военного комиссариата Омской области, за удовлетворение требований в пользу ФИО1 о взыскании морального вреда и в размере 150 рублей с каждого за удовлетворение требований о признании права на получение удостоверения, о возложении обязанности на его выдачу и о возложении обязанности возобновить ежемесячные денежные выплаты. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: 1. Исковые требования Герасименко ФИО15 удовлетворить частично. 2. Признать за Герасименко ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС российского образца. 3. Возложить обязанность на Военный комиссариат Омской области выдать Герасименко ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС российского образца. 4. Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Русско-Полянском районе Омской области возобновить выплату Герасименко ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячной денежной выплаты по категории «Ликвидаторы 1986-1987», выплатив Герасименко В.И. задолженность с 01.02.2007года. 5. Взыскать с Военного комиссариата Омской области компенсацию морального вреда в пользу Герасименко ФИО19 в размере 10000 рублей. 6. В удовлетворении заявленных требований в оставшейся части отказать. 7. Взыскать с Военного комиссариата Омской области в местный бюджет государственную пошлину в сумме 350 рублей. 8.Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Русско-Полянском районе Омской области в местный бюджет государственную пошлину в сумме 150 рублей. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья С.В. Ганин Копия верна: Судья С.В. Ганин Секретарь суда: