Дело №2-290/2012 Решение по иску прокурора Русско-Полянского района к администрации Новосанжаровского с/п о признании незаконным бездействия по организации наружного освещения на улицах



№ 2-290/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Русская-Поляна                                                                                     26 июня 2012 года

Русско-Полянский районный суд Омской области

в составе председательствующего С.В. Ганина,

при секретаре Белой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Русско-Полянского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области по организации наружного освещения на улицах в с.<адрес> и д.<адрес> и о возложении обязанности обеспечить уличное освещение в с.<адрес> и д.<адрес> Русско-Полянского муниципального района Омской области в срок до 01.11.2012г.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Русско-Полянского района, обратившись с вышеуказанным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействие администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области по организации наружного освещения на улицах в с.<адрес> и д.<адрес> и о возложении обязанности обеспечить уличное освещение в с.Новосанжаровка и д.Жуковка Русско-Полянского муниципального района Омской области в срок до 01.11.2012г.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что в прокуратуру Русско-Полянского района поступило коллективное обращение жителей Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области.

По вышеуказанному обращению прокуратурой района проведена проверка в части исполнения администрацией Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района обязанности по организации наружного освещения улиц Новосанжаровского сельского поселения в ходе которой выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.

Результаты проверки свидетельствуют о наличии нарушений указанного выше законодательства в деятельности администрации Новосанжаровского сельского поселения, выразившееся в том, что по настоящее время не обеспечена охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов неопределенного круга лиц посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий на территории поселения путем организации освещения улиц в с.<адрес> и д.<адрес> Новосанжаровского сельского поселения Русско- Полянского муниципального района Омской области.

Так, 22 мая 2012 года комиссией ОГИБДД в составе 2 человек проведена проверка состояния улично-дорожной сети Новосанжаровского сельского поселения. В ходе проверки было установлено, что администрация Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области ненадлежащим образом выполняет возложенные федеральным законодательством обязанности по содержанию автомобильных дорог, организации освещения улиц на территории Новосанжаровского сельского поселения.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих вдорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Закона) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 1 и пунктом 8 статьи 6 Закона, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Пунктами 1 и 11 статьи 13 Закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 21 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения, находящимся в компетенции поселения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

Недостаточное освещение - отсутствие освещения в необходимых местах, где оно должно быть предусмотрено согласно требованиям СНиП 2.05.02-85 ГОСТ Р 50597-93, является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, незащищенности участков дорожного движения, что нарушает право граждан на безопасные условия проживания.

В соответствии с пунктом 2.5 строительных норм и правил СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», утвержденных постановлением Госстроя от 17.12.1985 года № 233 (с изменениями на 30.06.2003 года), стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м, на кольцевых пересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Если расстояние между соседними освещаемыми участками составляет менее 250 м, рекомендуется устраивать непрерывное освещение дороги, исключающее чередование освещенных и неосвещенных участков.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 2 Федерального закона, приведенного выше, установлено, что под безопасностью дорожного движения необходимо понимать состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

В соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», СНиП 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений» - в городах и поселках городского типа на улицах для движения пешеходов должны быть оборудованы тротуары или пешеходные дорожки с искусственным освещением в вечернее и ночное время.

Согласно п. 5 ст. 4 Устава Новосанжаровского сельского поселения, принятого решением Совета Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области от 21 ноября 2005 г. № 22 к вопросам местного значения сельского поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и областного значения.

Исходя из сведений предоставленных администрацией Новосанжаровского сельского поселения наружное освещение улиц в с. <адрес> и д. <адрес> отсутствует в связи с отсутствием денежных средств на закупку стартеров и подключение.

Однако вышеуказанные обстоятельства не освобождают администрацию Новосанжаровского сельского поселения от обязанности по организации наружного освещения в с. <адрес> и д. <адрес>

Указанные выше факты в деятельности администрации Новосанжаровского сельского поселения напрямую затрагивают публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения улицы общего пользования в Новосанжаровском сельском поселении Русско-Полянского муниципального района Омской области.

Недостаточное освещение улиц и дорог, а так же его полное отсутствие в местах, где оно необходимо, является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности движения, незащищенности участников дорожного движения. Все это способствует ухудшению криминогенной обстановки.

В судебном заседании помощник прокурора Русско-Полянского района Ларина Е.А. исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области, будучи надлежащим образом уведомленным, в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело без его участия, с исковыми требованиями согласен, иск признал в полном объеме, а также заявил, что последствия признания иска ему известны и понятны. С учетом имущественного положения просил снизить размер государственной пошлины.

От представителя ответчика - администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области поступило заявление в соответствии со ст.173 ГПК РФ о признании иска.

Представителю ответчика - администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области Кочергину И.И., разъяснен порядок и последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Согласно ст.173 ГПК РФ суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон.

При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Истец, против принятия судом признания иска не возражает.

Судом установлено, что признание иска не противоречит закону, совершено в интересах обеих сторон и не нарушает интересов других лиц.

Суд принимает признание иска ответчиком и считает необходимым удовлетворить заявленные истцом требования.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок, который прокурор просил установить администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области для устранения нарушений суд полагает разумным и достаточным.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании п.п. 9 п.1 ст. 333.36 НК РФ истец - прокурор Русско-Полянского района, освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ ответчик - администрация Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области, освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст.39, 103, 173, 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Требования прокурора Русско-Полянского района Омской области удовлетворить.

2. Признать незаконным бездействие администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области по организации наружного освещения на улицах в с.<адрес> и д.<адрес> Русско-Полянского района Омской области.

3. Возложить обязанность на администрацию Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области обеспечить уличное освещение в с.<адрес> и д.<адрес> Русско-Полянского муниципального района Омской области в срок до 01.11.2012г.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                 С.В. Ганин

Копия верна: Судья       С.В. Ганин

Секретарь суда: