Дело № 2-55/2011г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерациир.п. Русская Поляна 14 февраля 2011 года
Русско-Полянский районный суд Омской области в составепредседательствующего судьи Поздняковой Н.Ю.
при секретаре Пешковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Иванкивой ФИО10, Иванкива ФИО11, О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизацииУСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском о признании за ними по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>. В обоснование своих требований они указали, что Иванкивой О.А., а также членам её семьи более 20 лет назад была предоставлена вышеуказанная квартира. В настоящее время в квартире проживают только истцы. В рамках требований закона РФ от 3 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истцы обратились с заявлением за приватизацией квартиры в Администрацию <адрес> муниципального района и администрацию <адрес> городского поселения и получили отказы по причине того, что вышеуказанная квартира в реестрах муниципальной собственности Русско-Полянского муниципального района и Русско-Полянского городского поселения не значится. Ранее в приватизации жилья истцы не участвовали, жильё используют на условиях договора социального найма, в установленном законом порядке, по ордеру. Аналогичные ответы, об отсутствии в реестрах собственности оспариваемой квартиры, были получены из Министерства имущественных отношений Омской области, территориального Управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области. Отсутствие зарегистрированных прав на квартиру подтверждается ответом УФРС по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, в 1991 году с принятием Постановления ВС РФ № 3020-1 от 27.12.1991г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность... и муниципальную собственность» (в рамках требований п.2 Постановления и Приложения №3 к Постановлению) жилищный фонд находящийся в государственной собственности или в ведении местной администрации, либо на балансе юридического лица, был отнесен, к муниципальной собственности. Однако право муниципальной собственности органами местного самоуправления зарегистрировано не было. Органами местного самоуправления согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ на учёт вышеуказанная квартира как бесхозяйная так же не ставилась, что подтверждается ответом регистрирующего органа. Истцы считают, что требования закона по принятию имущества в муниципальную собственность в связи с необходимостью постановки жилья на учёт как бесхозяйного и признании права муниципальной собственности на квартиру, органами местного самоуправления не были выполнены, при этом наличие права муниципальной собственности на жильё является обязательным условием для приватизации. Отсутствие регистрации права муниципальной собственности на квартиру до настоящего времени, по мнению истцов, нарушает их права на приватизацию жилья, вынуждает в порядке ст. 8 Закона «О приватизации» обратится в суд с вышеуказанным иском.
В судебном заседании истцы Иванкива О.А., Иванкив Р.Р., исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям указанным в заявлении.
Представитель ответчика - Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области Зяблова Е.Д., будучи надлежащим образом уведомленной, в судебное заседание не прибыла, письменно просила рассмотреть дело без её участия, возражений по существу требований не предоставила.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Статьёй 11 Закона о приватизации установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность... и муниципальную собственность» во исполнение требований Закона РСФСР « О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», Закона РСФСР «О собственности в РСФСР», с целью ускорения процессов приватизации.
1.Объекты государственной собственности, указанные в Приложении №1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
2. Объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. Оформление передачи объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. При этом, согласно п.1 названного Приложения 3 к объектам, относящимся к муниципальной собственности были отнесены, в том числе объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), а также здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Таким образом, жилищный фонд, находящийся в государственной собственности или в ведении местной администрации, либо на балансе юридического лица, с принятием данного Постановления был отнесён к муниципальной собственности.
Кроме того, статьёй 18 Закона «О приватизации», как специальной нормой о приватизации жилья установлено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном ведении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно п.3 ст. 65 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица при банкротстве устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).
Пунктом 5 ст. 132 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда, т.е. местной администрации, при этом, иное имущество, не реализованное в ходе конкурсного производства также подлежит принятию органами местного самоуправления в соответствии со ст. 148 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно ст. 225 ГК РФ,бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно Справок, выданных Администрацией <адрес> городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, от 31.012011 года, в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы: Иванкива ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и член семьи: Иванкив ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ г.р., - сын.
Согласно паспорта Иванкивой О.А.(серия №, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ ОВД Русско-Полянского района Омской области), истец зарегистрирована в вышеуказанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно паспорта Иванкива Р.Р.(серия №, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по Омской области) истец зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. Вселение в квартиру произошло на основании Ордера № от 1989 года. Фактом свидетельствующим о приобретении права пользования жилым помещением Иванкивой О.А., ФИО2 суд считает также возможным признать прописку (регистрацию по месту жительства). До принятия Конституционным Судом РФ Постановления от 25.04.1995 года № 3-П « По делу о проверке конституционности частей 1 и 2 статьи 54 ЖК РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой» под вселением в установленном порядке в жилое помещение понималось соблюдение правил прописки. Судебной практикой прописка расценивалась как юридический факт, с наличием или отсутствием которого связывалось осуществление жилищных прав.
Согласно справки № о принадлежности объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанная квартира принадлежит ККПиБ на основании регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ
В техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ, инвентарный номер №, на квартиру по адресу: <адрес>, в сведения о принадлежности квартиры отсутствуют.
Из исторической справкой Архивного отдела Администрации <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что предприятие - Русско-Полянский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства (сокращённо- ККПиБ), после неоднократных переименований и преобразований, было реорганизовано в муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (сокращенно- МП ЖКХ) и в последствии ликвидировано решением Арбитражного суда Омской области дело № К/Э- 255/05 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Омской области ( ДД.ММ.ГГГГ № №), Комитета по управлению имуществом Администрации <адрес> муниципального района, Администрации <адрес> городского поселения в едином банке данных объектов собственности Омской области, реестре федерального, муниципального, поселкового имущества, квартира по адресу: <адрес>, не значится.
В соответствии с договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, квартира по адресу: <адрес>, Комитетом по управлению имуществом администрации <адрес> муниципального района для проживания передана Иванкивой О.А., и членам её семьи.
Из справки, выданной УФРС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что сведения в ЕГРП о регистрации прав на квартиру расположенную по адресу: <адрес> отсутствуют.
Согласно Выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ за Иванкивой О.А. числятся на праве собственности на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>
Справками № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ ГП «Омский центр ТИИЗ» подтверждает что право бесплатной приватизации жилого помещения Иванкив Р.Р. и Иванкива О.А. не использовали.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истцы по данным ЦТИ не использовали право на приватизацию другого жилого помещения, имеют право пользования спорной квартирой, так как вселены в неё на законных основаниях Сведениями о том, что какое либо иное юридическое или физическое лицо являются собственниками спорной квартиры, суд не располагает.
Отсутствие надлежащей передачи квартиры от ККПиБ или с баланса его правопреемника МП ЖКХ в ходе процедуры банкротства в муниципальную собственность не может быть основанием для ущемления прав истцов предоставленных законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 223 ГК РФ, право собственности на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. Ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о регистрации за ним прав собственности на спорное жилое помещение.
В соответствии со ст.1 Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закона о приватизации) под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В соответствии со статьей 2 названного Закона, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.Таким образом, истцы имеют право на получение в порядке приватизации (безвозмездной передачи в собственность) занимаемой ими квартиры по адресу: <адрес>, отказ в приватизации спорного жилого помещения необоснован. Суд полагает возможным судебным решением установить право собственности истцов в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 4199-1 от 23.12.1992г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ИВАНКИВОЙ ФИО14 и ИВАНКИВА ФИО15 удовлетворить полностью.
Признать за Иванкивой ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> и Иванкивым ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности по 1/2 (одной второй) доли в общей собственности на жилое помещение: <адрес>, состоящую из 2 комнат, площадью 38,1 кв.м., жилой площадью 22 кв.м., находящуюся на государственном техническом учете в Русско-Полянском отделе ГП Омской области «<адрес> центр ТИИЗ» инвентарный номер №, номер в реестре жилищного фонда № кн.№.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд в течение 10 дней.
Судья Н.Ю.Позднякова