№ 2-439/2010- решение по иску о признании незаконным отказа о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и понуждении к действию



Дело № 2-439/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 ноября 2010 года г. Рудня

Руднянский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Лобковой Т.Н.,

представителей ответчика: Литвиненко В.М., Ефименковой Н.В.,

при секретаре Трошкиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кочаненко Матрены Степановны к администрации Голынковского городского поселения Руднянского района Смоленской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Кочаненко М.С. обратилась в суд с иском к администрации Голынковского городского поселения Руднянского района Смоленской области по тем основаниям, что как участник Великой Отечественной войны обратилась к Главе Голынковского городского поселения с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Однако решением жилищной комиссии ей было отказано в постановке на учет в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что износ ее квартиры составляет 51 % и пригоден для проживания. Ей предложено было произвести капитальный ремонт. С данным решением не согласна. Дом, в котором находится ее квартира был построен еще в 1959 г., отопление печное, удобств никаких нет. Согласно акта обследования оконные и дверные блоки требуют замены, т.к. повреждены гнилью и перекошены, разрушена кирпичная кладка печи и дымовой трубы, необходима перекладка печи, необходим ремонт штукатурки стен и потолка и другие внутренние работы. Она в своем преклонном возрасте не имеет возможности производить какой-либо ремонт, тем более печки. Просит признать акт обследования дома от ХХ г. и заключение о признании жилого дома пригодным для постоянного проживания от 04.052010 г незаконным и поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Кочаненко в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствии, свои исковые требования поддерживает

Представители ответчика-администрации Голынковского городского поселения Руднянского района Смоленской области Литвиненко В.М., Ефименкова Н.В. требования признали в полном объеме, глава муниципального образования Голынковского городского поселения Руднянского района Смоленской области Литвиненко В.М. суду пояснил, что администрация поселения связана с оценкой процента износа квартиры истицы по БТИ- 51% и заключением межведомственной комиссии, по которой квартира пригодна к проживанию, но в ней необходимо произвести капитальный ремонт. Поскольку на основании заключения судебной строительно-технической экспертизы процент физического износа квартиры составляет 60% и она не пригодна для проживания, с требованиями истицы согласен, полагает возможным их удовлетворить.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Кочаненко М.С. обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Из материалов дела видно:

Согласно паспорта данные истицы Кочаненко Матрена Степановна, ХХ г. рождения.

В соответствии с удостоверением серии ВВ №**, выданным ХХ г. Кочаненко М.С. является участником Великой Отечественной войны.

Согласно справки №** Р Руднянского отделения Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» квартира №5 в жилом доме №6, расположенная по адресу: Смоленская область, Руднянский район, п. С. общей площадью ХХ г. кв.м., жилой ХХ г. кв.м., зарегистрированная за Кочаненко Матреной Степановной на основании договора купли-продажи 1024 от ХХ г.- имеет процент износа -51 %. Инвентаризационная стоимость составляет 53742 руб.00 коп.

В соответствии с техническим паспортом квартира №** д. №**, литера А, по адресу: Смоленская область, Руднянский район, п. С. имеет инвентарный номер- 19П, указан год постройки здания- 1961 г., физический износ- 51%.

На основании заявления от 28.05.2010г. Кочаненко М.С. обратилась к главе администрации МО Голынковского городского поселения о постановке на очередь как нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании заявления от 28.05.2010 года Кочаненко М.С. обратилась к Главе администрации Голынковского городского поселения о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Согласно Акта обследования квартиры №** дома №** по ул. Железнодорожной в п. С. от ХХ г. Межведомственная комиссия, назначенная Распоряжением Главы МО Голынковского городского поселения Руднянского района Смоленской области от 11.09.2007 года №37-р, от 19.02.2010 года №5 по заявлению Кочаненко М.С., произвела обследования квартиры №** находящейся в многоквартирном доме №** год ввода в эксплуатацию- 1961 г., общей площадью ХХ г. кв.м., жилой- ХХ г. кв.м.

Состояние жилого помещения: фундамент дома кирпичный, стены кирпичные, кровля 2-х скатная из асбестоцементных листов по наклонным стропилам и обрешетке деревянные,

оконные и дверные заполнения деревянные, перекрытие и покрытие деревянные, отопление печное, электроосвещение, водопровод, канализация отсутствуют, природный газ подведен к газовой плите. Сведения о несоответствии установленным требованиям: оконные и дверные блоки требуют замены, т.к. повреждены гнилью и перекошены, имеются разрушенные кирпичные кладки внутри печки и дымовой трубы, необходима перекладка печки или устройство индивидуального газового отопления, необходим ремонт штукатурки стен и потолка, другие внутренние работы по усмотрению заявителя.

Межведомственная комиссия рекомендовала Кочаненко М.С. провести капитальный ремонт квартиры.

По результатам обследования помещения комиссия пришла к заключению о необходимости и возможности проведения капитального ремонта квартиры с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие.

Согласно Заключения Межведомственной комиссии о признании жилого дома (помещения) пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ХХ г., назначенной Распоряжением Главы МО Голынковского городского поселения п. С. от ХХ г. №**-р, от ХХ г. №** по результатам рассмотренных документов Кочаненко М.С. и на основании Акта Межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования квартиры комиссия приняла заключение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта домовладения с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие.

В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии при администрации Голынковского городского поселения от ХХ г., жилищная комиссия, рассмотрев заявление Кочаненко М.С. участника ВОВ, зарегистрированной по адресу: п. С. постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении- решила отказать Кочаненко М.С. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как представленные документы и заключение межведомственной комиссии для оценки жилого помещения и признании жилого помещения жилым помещением или непригодным для проживания не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ. Рекомендовано обратиться в суд.

Из ответа главы МО Голынковского городского поселения Руднянского района Смоленской области №** от ХХ г. следует, что жилищная комиссия приняла решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Кочаненко М.С. согласно п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ.

Из заключения эксперта от ХХ г. следует, процент физического износа ограждающих и несущих конструкций квартиры, принадлежащей Кочаненко М.С., находящееся по адресу: Смоленская область, Руднянский район, п. С., д.№**, кв.№** на день выдачи заключения составляет 60 % в связи с большим сроком эксплуатации п. С. ( 49 лет). Указанная квартира не соответствует требованиям СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» и требованиям СанПин 2.1.2. 1002-00 по тепловой защите, предъявляемым к жилым помещениям. Техническое состояние строительных конструкций квартиры №№** характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей. Квартира является непригодной для постоянного проживания из-за отсутствия отопления, из-за наличия дефектов в ограждающих и несущих конструкциях стен и пола и из-за невозможности выполнить работы в квартире истицы по устранению выявленных дефектов без вмешательства в конструктивное решение жилого д. №№** по п. С.. Невозможно выполнить работы по устранению появившихся дефектов в кв. №№** с минимизацией критериев риска до допустимого уровня. Проведение работ по восстановлению печного отопления в п. С. невозможно, без выполнения работ и профилактике существующих дымоходов в квартирах, расположенных ниже этажом и смежной квартире с квартирой №**, расположенной на втором этаже жилого дома № №** по п. С. Для устранения появившихся дефектов в квартире №№** необходимо выполнить комплексный капитальный ремонт, охватывающий не только квартиру № №**, но и все здание в целом, при котором будут устранены физический и моральный износы, т.е. предусматривается одновременное восстановление изношенных конструктивных элементов, инженерного оборудования и повышение степени благоустройства здания вцелом.

В силу п.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся в том числе и участники Великой Отечественной войны.

На основании подпункта 3 п.1 ст. 15 указанного закона участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки в том числе:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В рамках реализации данного федерального закона Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (с изменениями от 9 января 2010 г.) в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Правительству Российской Федерациипредусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом и обеспечить заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» установлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.

Согласно п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 (с изменениями от 2 августа 2007 г.) признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления

Согласно п.33 настоящего Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является, в том числе ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Пункт 47 настоящего Положения устанавливает, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

По смыслу п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, если межведомственная комиссия приняла решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта домовладения с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие, то после проведения капитального ремонта жилого помещения комиссия вновь проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.

Как установлено в судебном заседании и следует из заключения эксперта, жилое помещение- квартира № №** в д. №№** по п. С. 1961 года постройки с физическим износом ограждающих и несущих конструкций составляет 60 %. Помещение не соответствует требованиям СНиП 31-01-2003, СаНПиН 2.1.2.1002-00, квартира является непригодной для постоянного проживания из- за отсутствия отопления и наличия дефектов в ограждающих и несущих конструкциях стен и пола, невозможности выполнения выявленных дефектов без вмешательства в конструктивное решение жилого дома №№**

Межведомственная комиссия в своем акте обследования от ХХ г. указала, что оконные и дверные блоки требуют замены, т.к. повреждены гнилью и перекошены, имеются разрушенные кирпичные кладки внутри печки и дымовой трубы, необходима перекладка печки или устройство индивидуального газового отопления, необходим ремонт штукатурки стен и потолка, другие внутренние работы по усмотрению заявителя. Рекомендовала Кочаненко М.С. провести капитальный ремонт дома. Однако, как указал в своем заключении эксперт указанный капитальный ремонт квартиры не может быть произведен без комплексного капитального ремонта всего здания- жилого дома в целом. При этом в заключении Межведомственной комиссии отсутствуют сведения об оценке соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и о его пригодности (непригодности) для постоянного проживания.

Вместе с тем, согласно п. 2.1. Положения по оценки непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985 года №529 (действующая редакция) жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.

На основании п. 2.4. указанного Положения к непригодным для постоянного проживания жилым помещениям следует относить: жилые помещения, имеющие дефекты планировки и уровня внутреннего благоустройства по утвержденному настоящим Положением перечню -приложение 1, а также жилые помещения, санитарно-гигиенические условия которых не отвечают показателям по утвержденному настоящим Положением перечню -приложение 2.

По заключению эксперта спорная квартира не соответствует требованиям СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» и требованиям СанПиН 2.1.2.1002-00 по тепловой защите, предъявляемым к жилым помещениям из-за снижения несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей. Следовательно постоянное проживание в указанной квартире напрямую создает угрозу не только жизни истицы, но и всех жильцов дома.

У суда нет оснований сомневаться в достоверности данного экспертом заключения, оно дано специалистом-инженером по техническому надзору за строящимися объектами, имеющему специальные познания в области строительно-технического производства и стаж работы 32 года.

Представители ответчика заключение строительно-технической экспертизы не оспаривали.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что квартира №№** принадлежащая Кочаненко М.С., расположенная по адресу: п. С., является непригодной для проживания, а Кочаненко Матрена Степановна нуждается в жилом помещении и подлежит постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Кочаненко Матрены Степановны-удовлетворить.

Признать жилое помещение- квартиру №№**, расположенную по адресу: п. С.-непригодной для постоянного проживания.

Акт обследования дома от ХХ г. и заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от ХХ г. незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования Голынковского городского поселения Руднянского района Смоленской области поставить Кочаненко Матрену Степановну, ХХ г. года рождения, уроженку д. Г. на учет как нуждающуюся в жилом помещении с момента обращения, т.е. с ХХ г..

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Руднянский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения.

Судья