Дело № 2-165/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 июня 2011 года г. Рудня Руднянский районный суд Смоленской области В составе: председательствующего судьи Солдатенковой М.В., при секретаре Гуровой Н.В., с участием помощника прокурора Руднянского района Мурашкина В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Руднянского района Алексеева А.В. в защиту интересов несовершеннолетних к МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа Руднянского района Смоленской области, администрации МО Руднянский район Смоленской области, Руднянскому районному представительному Собранию о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Руднянского района Алексеев А.В., в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с заявлением к МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа Руднянского района Смоленской области, администрации МО Руднянский район Смоленской области о понуждении к совершению действий. В исковом заявлении указано, что прокуратурой Руднянского района установлено, что МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа Руднянского района Смоленской области и учредителем данного образовательного учреждения Администрацией МО «Руднянский район» Смоленской области нарушается законодательство об образовании и о противодействии терроризму. Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним устанавливает Федеральный закон от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму». Одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Одним из направлений в борьбе с угрозами терроризма является организация работы по обеспечению безопасности, профилактике и недопущению чрезвычайных происшествий. В соответствии с п.п. 3 п.3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» от 10.06.1992 года №3266-1 образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения (ст.56 Закона). Данные меры предполагают обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях» утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года №44 направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность и определяют санитарно-гигиенические требования, в том числе и в территории участка образовательного учреждения. Пункт 2.2.3 указанных Правил устанавливает, что территория участка общеобразовательного учреждения должна ограждаться забором высотой 1.5 м. и вдоль него -зелеными насаждениями. Участок общеобразовательного учреждения должен иметь наружное освещение. (п.2.2.11 Правил). В соответствии с п.п.4 п.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решении вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В нарушении вышеуказанных требований законодательств территория МОУ <адрес> школа Руднянского района частично ограждена забором, не освещена наружным освещением, что способствует свободному доступу посторонних лиц на территорию школы, проезд по территории автотранспорта и является предпосылкой и условием совершения тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе террористических актов. МОУ <адрес> школа Руднянского района является юридическим лицом и действует на основании Устава, утвержденного Постановлением Главы МО «Руднянский район» Смоленской области №382 от 08.05.2003 года. Учредителем МОУ <адрес> школа является Администрация МО «Руднянский район» Смоленской области (п.1.2 Устава). Отношения между школой и учредителем определяются договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ними и в соответствии с законодательством РФ (п.1.10 Устава). Согласно Договора, обязанностью учредителя является финансирование школы на основе учрежденных расходов по смете школы. Прокурор считает, что неисполнение требований законодательства об образовании, о противодействии терроризму и санитарно-эпидемиологических норм и правил создает опасность для жизни и здоровья обучающихся, может способствовать совершению террористического акта, влекущего за собой реальную опасность для жизни и здоровья детей, причинения значительного имущественного ущерба, наступления иных общественно опасных последствий. Прокурор Руднянского района просит обязать администрацию муниципального образования «Руднянский район» Смоленской области выделить денежные средства на установку ограждения забором высотой 1,5 м. территории МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа Руднянского района Смоленской области в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа Руднянского района Смоленской области при перечислении денежных средств на установку ограждения территории незамедлительно принять меры по установке ограждения школы забором высотой 1,5 м. Определением Руднянского районного суда Смоленской области от 20.05.2011 года в качестве соответчика по данному гражданскому делу привлечено Руднянское районное представительное Собрание. В возражении на исковое заявление, поступившем от Главы МО Руднянский район Смоленской области Д указано, что администрация МО Руднянский район Смоленской области с исковыми требованиями прокурора Руднянского района не согласна, поскольку Руднянским районным представительным Собранием в соответствии с бюджетным законодательством принимается решение о бюджете МО Руднянский район Смоленской области. Администрация МО Руднянский район Смоленской области осуществляет исполнение бюджета МО Руднянский район Смоленской области. В возражении также указано, что в бюджете МО Руднянский район Смоленской области на 2011 год не предусмотрено финансирование строительства забора МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа, так как это не входит в полномочие органов местного самоуправления в соответствии с ФЗ от 16.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ФЗ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений МОУ, обустройство прилегающих к ним территорий. На балансе МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа забор не числится, следовательно, общеобразовательное учреждение было принято в эксплуатацию без возведенного вокруг него забора. Исковое заявление прокурора Руднянского района требует финансирования строительства нового объекта, а не обеспечение содержания здания и сооружения образовательного учреждения. Администрация МО Руднянский район Смоленской области считает, что фактически предметом спора является решение Руднянского районного представительного Собрания об утверждении бюджета муниципального образования Руднянский район Смоленской области, которым не предусмотрено строительство новых объектов. Полагает, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по иску прокурора и просит в иске прокурора Руднянского района отказать. В возражении на иск прокурора Руднянского района, поступившем от председателя Руднянского районного представительного Собрания И указано, что действующим законодательством не предусмотрено возложения обязанностей на органы местного самоуправления по строительству объектов для образовательных учреждений, а предусмотрено возложение обязанностей по содержанию объектов образовательных учреждений. В возражении также указано, что в бюджете МО Руднянский район на 2011 год не предусмотрено финансирование строительства ограждений территорий образовательных учреждений. Считает, что исковые требования прокурора Руднянского района могут быть выполнены при возложении судом на Руднянское районное представительное Собрание обязанности предусмотреть при формировании бюджета района на 2012 год расходы на строительство ограждений территорий муниципальных образовательных учреждений и возложении обязанностей госзаказчика на образовательные учреждения, являющиеся самостоятельными юридическими лицами. Просит провести рассмотрение дела без участия представителя. В судебном заседании помощник прокурора Мурашкин В.С. исковые требования прокурора уточнил, указал, что в связи с тем, что осуществление расходов из средств местного бюджета и формирование местного бюджета происходит только по решению Руднянского районного представительного Собрания, то он просит обязать Руднянское районное представительное Собрание предусмотреть в бюджете муниципального образования Руднянский район Смоленской области на 2012 год расходы на строительство ограждений территории МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа Руднянского района Смоленской области и обязать МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа Руднянского района Смоленской области в срок до 01.09.2012 года принять меры по строительству ограждений территории МОУ забором согласно действующего на момент возведения ограждения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН. Представитель ответчика администрации МО «Руднянский район» Смоленской области П2 в судебном заседании полагал, что уточненные требования прокурора Руднянского района подлежат удовлетворению в полном объеме. Представитель ответчика Руднянского районного представительного Собрания в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в возражениях на исковое заявление прокурора Руднянского района ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель ответчика директор МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа Руднянского района Смоленской области П1 в судебном заседании указала, что согласно действующих норм СанПиН территория участка образовательного учреждения должна быть ограждена забором. Заслушав мнения помощника прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования прокурора Руднянского района подлежат удовлетворению в полном объеме. В материалах дела представлен Устав МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа, утвержденный Постановлением Главы МО Руднянский район Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ согласно п.1.2 Учредителем школы является Муниципальное образование Руднянский район Смоленской области. Пункт 1.10 Устава устанавливает, что отношения между Школой и Учредителем определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ. Договор от ДД.ММ.ГГГГ заключен между МО «Руднянский район» Смоленской области (Учредитель) в лице Главы И и МОУ <адрес> средняя школа в лице директора М Целью совместной деятельности сторон является создание благоприятных условий для обучения и воспитания детей, охраны и укрепления их здоровья, обеспечение интеллектуального, физического и личностного развития. Пункт 3. Договора устанавливает обязанности Учредителя. п.3.1. Договора определяет, что Учредитель обязан финансировать школу на основе учрежденных расходов по смете школы. В соответствии с информационным письмом Отдела образования администрации МО «Руднянский район» № от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном образовании расположено 17 образовательных учреждений из них частично ограждены 6 образовательных учреждений, в том числе и Понизовская СОШ. В материалах дела представлена бюджетная роспись (расходы) с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ и оборотная ведомость по нефинансовым активам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа. Решением Руднянского районного представительного Собрания № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден бюджет муниципального образования Руднянский район Смоленской области на 2011 год. Финансирование строительных работ по ограждению забором территории МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа в бюджет муниципального образования Руднянский район Смоленской области на 2011 год не включено. В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Согласно ст.51 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Данные меры предполагают обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года №44 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Согласно п.2.2.3 указанных Правил, территория участка образовательного учреждения должна ограждаться забором высотой 1,5 метра и вдоль него - зелеными насаждениями. В судебном заседании установлено, что территория МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа Руднянского района Смоленской области частично ограждена забором, что приводит к нарушению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 года №196 утверждено Типовое положение «Об образовательном учреждении». В соответствии с пунктами 75,76 указанного Типового положения, деятельность учреждения финансируется его учредителем (учредителями), в соответствии с договором между ними. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются собственные средства учредителя. Согласно п.1.2 Устава МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа, утвержденного Постановлением Главы МО «Руднянский район Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ учредителем школы является Муниципальное образование Руднянский район Смоленской области. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ст.35 вышеуказанного Закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится в том числе, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. В соответствии с п.3 ст.52 Закона формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что в нарушение норм действующего законодательства, территория МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа Руднянского района Смоленской области не ограждена забором, что приводит к нарушению прав учащихся на безопасность и здоровье в результате незащищенности объекта образования, так как на территорию осуществляется свободный доступ посторонних лиц, проезд автотранспорта. Данные нарушения могут являться предпосылкой и условием совершения тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе террористических актов, влекущих за собой реальную опасность для детей. Поскольку деятельность МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа Руднянского района Смоленской области финансируется его учредителем - Администрацией МО Руднянский район Смоленской области, то финансирование работ по ограждению забором территории МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа Руднянского района Смоленской области подлежит осуществлению за счет собственных средств учредителя. Вместе с тем, финансирование строительных работ по ограждению забором территории МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа в бюджет муниципального образования Руднянский район Смоленской области на 2011 год не включено, а формирование, утверждение и отчета о исполнении бюджета МО Руднянский район Смоленской области, является исключительной компетенцией Руднянского районного представительного Собрания. Таким образом, суд, в защиту интересов несовершеннолетних, полагает необходимым возложить на Руднянское районное представительное Собрание при принятии бюджета муниципального образования Руднянский район Смоленской области на 2012 год предусмотреть в бюджете расходы на строительство ограждения забором территории МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа Руднянского района, а МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа Руднянского района, при выделении денежных средств, в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести мероприятия, связанные со строительством ограждения забором территории согласно действующих по момент возведения ограждения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Руднянского района обоснованны и подлежат удовлетворения в полном объеме. Руководствуясь ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Руднянского района Алексеева А.В. удовлетворить. Обязать Руднянское районное представительное Собрание предусмотреть в бюджете муниципального образования Руднянский район Смоленской области на 2012 год расходы на строительство ограждения забором территории МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа Руднянского района Смоленской области. Обязать муниципальное образовательное учреждение <адрес> средняя общеобразовательная школа Руднянского района Смоленской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по строительству ограждения забором территории школы, согласно действующим на момент возведения ограждения санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Руднянский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения. Судья