Дело № 2- 671/10
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г. Кемерово « 26 » мая 2010 года
Рудничный районный суд г. Кемерово Кемеровской области
в составе: председательствующего Ушаковой О.А.
при секретаре Почечуевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кощеева С.Ю. об оспаривании решения комитета строительного контроля администрации г. Кемерово
У С Т А Н О В И Л:
Кощеев С.Ю. обратился в суд с заявлением к администрации г. Кемерово об обязании выдать решение о согласовании перепланировки произведенной в квартире, расположенной по адресу: [Адрес обезличен], [Адрес обезличен].
Свои требования мотивировал тем, что согласно договора купли-продажи от 02.09.2003 года, он приобрел квартиру, состоящую из трех комнат, общей площадью 58,2 кв.м., в том числе жилой – 40,6 кв.м., расположенную по адресу: [Адрес обезличен], [Адрес обезличен].
В 2004 году он решил сделать в своей квартире перепланировку и изготовил проект. В соответствии с проектом им была сделана перепланировка квартиры.
В 2009 году он обратился в комитет строительного контроля администрации г. Кемерово за разрешением на перепланировку, представил все необходимые документы, на что 26.04.2010 года из комитета строительного контроля администрации г. Кемерово ему был дан отказ в выдачи решения и признании перепланировки незаконной.
Заявитель считает, что комитет строительного контроля администрации г. Кемерово неправомерно отказал ему в согласовании перепланировки, тем самым создав препятствие к осуществлению им гражданских прав, так как он не может продать вышеуказанную квартиру, не оформив перепланировку.
20.05.2010 года в суд поступило уточненное заявление Кощеева С.Ю. в котором он просит признать незаконным решение комитета строительного контроля администрации г. Кемерово №06-10/698 от 26.04.2010 года об отказе в согласовании сохранения жилого помещения, расположенного по адресу: [Адрес обезличен], [Адрес обезличен] в перепланированном виде и о приведении данного жилого помещения в прежнее состояние, а также обязать комитет строительного контроля администрации г. Кемерово выдать решение о согласовании перепланировки указанной квартиры, принадлежащей ему на праве собственности.
Свои требования мотивировал тем, что в апреле 2010 года его представитель обратился в комитет строительного контроля администрации г. Кемерово с заявлением о выдачи решения о согласовании перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: [Адрес обезличен], [Адрес обезличен], принадлежащего ему на праве собственности, на основании договора купли- продажи от 02.09.2003 года.
К заявлению были приложены документы: договор купли – продажи квартиры от 02.09.2003 года, свидетельство о государственной регистрации права собственности, технический паспорт на квартиру по состоянию на 21.02.2003 года, т.е. перепланируемого жилого помещения, проект выполненный в соответствии с требованиями законодательства, технический паспорт перепланированного жилого помещения, с учетом его изменений, техническое заключение о том, что не нарушена несущая способность и устойчивость несущих конструкций здания и обеспечивается безопасность эксплуатации здания для жизни и здоровья людей, доверенность представителя.
Однако вместо решения о согласовании перепланировки квартиры комитет строительного контроля администрации г. Кемерово обязал его привести квартиру в прежнее состояние, установив срок до 10.05.2010 года, ссылаясь на отсутствие основания, предусмотренного ст. 26 ч.6 ЖК РФ. Считает, что комитет строительного контроля администрации г. Кемерово неправомерно вынес данное решение, так как делает ссылку на отсутствие того самого решения, с заявлением о выдачи которого он обратился.
Считает, что предварительное решение о согласовании перепланировки носит оповестительный характер для органов местного самоуправления. Решение о согласовании означает, что конкретные функции контроля осуществлены, работы по перепланировки и переустройству будут производиться или проводятся (проведены) в соответствии с требованиями законодательства. Главные требование жилищного законодательства им выполнены, так как перепланировка квартиры произведена в соответствии с проектом, выполненным лицензированным предприятием, в соответствии с требованиями действующих норм, правил и госстандартов, при этом проведенная перепланировка, согласно техническому заключению, выданному ГПИ «Кемеровогорпроект», не нарушает права и законные интересы граждан, и не создает угрозы жизни и здоровью.
Заявитель Кощеев С.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствии с участием представителя Сенниковой О.В. л.д.22).
Представитель заявителя Кощеева С.Ю. – Сенникова О.В., действующая на основании доверенности л.д.20) в судебном заседании уточненные требования истца поддержала, просила их удовлетворить по тем же основаниям.
Заинтересованное лицо, представитель комитета строительного контроля администрации г. Кемерово Чиченин А.А., действующий на основании доверенности от 31.12.2009 года л.д.44), в судебном заседании требования заявителя Кощеева С.Ю. не признал, просил в их удовлетворении отказать, представил письменный отзыв л.д.42-43), в котором пояснил, что Кощеев С.Ю. обратился в комитет строительного контроля администрации г. Кемерово с заявлением о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: [Адрес обезличен], [Адрес обезличен], с приложением пакета документов предусмотренного ст. 26 ЖК РФ. Комитетом строительного контроля администрации г. Кемерово Кощееву С.Ю., в согласовании перепланировки указанного помещения отказано, поскольку перепланировка квартиры, расположенной по адресу: [Адрес обезличен], [Адрес обезличен] была выполнена заявителем самовольно, без согласования с органами местного самоуправления, что является нарушением требований ст. 26 ч.6 ЖК РФ.
Представленные Кощеевым С.Ю. документы, а именно: свидетельство о государственной регистрации права, договор купли-продажи квартиры не могут считаться надлежащими правоустанавливающими документами на представленное к согласованию перепланировки жилое помещение, расположенное по адресу: [Адрес обезличен], [Адрес обезличен], в виду того, что в соответствии с представленными документами квартира имеет общую площадь 58,2 кв.м., жилую – 40,6 кв.м., в то время как, в соответствии с представленным техническим паспортом помещения от 26.03.2009 года, жилое помещение имеет технические характеристики: трехкомнатная квартира жилой площадью 49,7 кв.м. Считает, что данные расхождения указывают на тот факт, что Кощеевым С.Ю. представлены правоустанавливающие документы на отсутствующее в натуре жилое помещение, в то время как правоустанавливающие документы на существующее в натуре в настоящий момент жилое помещение, с техническими характеристиками: трехкомнатная квартира жилой площадью 40,6 кв.м., расположенное по адресу: [Адрес обезличен], [Адрес обезличен] - не представлены.
Кроме того в соответствии с п. 2 ст. 26 ЖК РФ в орган, осуществляющий согласование перепланировки жилого помещения предоставляется технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. Ответчик считает, что представленный истцом технический паспорт является техническим паспортом переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения, что не отвечает требованиям ст. 26 ч.2 ЖК РФ. Представленные заявителем правоустанавливающие документы утеряли свою юридическую силу, как документы, содержащие сведения не соответствующие действительности. А также не был представлен паспорт переустраиваемого и перепланируемого жилого помещения.
На основании ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае не предоставления определенных в ст. 26 ч.2 ЖК РФ документов.
При нарушении установленного порядка осуществления переустройства либо перепланировки жилого помещения применяется ст. 29 ЖК РФ, которой определено, что самовольными являются переустройство или перепланировка, совершенные при отсутствии решения о согласовании. Ст. 29 ч.4 ЖК РФ предусматривает возможность сохранения жилого помещения в переустроенном (перепланированном) состоянии в судебном порядке, если орган, осуществляющий согласование, откажет в сохранении самовольного переустройства (перепланировки). Истцу в данном случае необходимо доказать, что самовольным переустройством (перепланировкой) не нарушаются права и законные интересы граждан и нет угрозы их жизни и здоровью.
Кроме того, считает, что в ЖК РФ не установлен порядок согласования органами местного самоуправления самовольной перепланировки, а есть только общий порядок получения решения о согласовании предполагаемой перепланировки.
При этом в форме решения о согласовании перепланировки, утвержденной постановлением Правительства РФ, говориться только о намерении перепланировки и переустройства в будущем. Согласование перепланировки и (или) переустройства должно предшествовать фактическому её выполнению.
Ответчик считает, что у администрации г. Кемерово отсутствуют правовые основания для согласования выполненной перепланировки. Кроме того, исполнение решения суда приведет к нарушению администрацией г. Кемерово норм действующего законодательства РФ.
Суд, выслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, считает, заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 254 ч. 1 ГПК РФ, «гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы».
Порядок согласования переустройства или перепланировки жилого помещения установлен ст. 26 ЖК РФ, в соответствии с которой переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировки по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланированное жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальной конторе копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланированного жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласование в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя) занимающих переустраиваемое и (или) перепланированное жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланированного жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты получения органом, осуществляющим согласование.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч.2 ст. 26 ЖК РФ документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предусмотренный ч.5 ст. 26 ЖК РФ документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что перечень документов, установленный ч. 2 ст. 26 ЖК РФ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Судом установлено, что согласно договора купли-продажи квартиры от 02.09.2003 года л.д.7) Кощеев С.Ю. купил в собственность квартиру, состоящую из трех комнат, общей площадью 58,20 кв.м., в том числе жилой – 40,60 кв.м., расположенную по адресу: [Адрес обезличен], [Адрес обезличен]. Истцом, на указанную квартиру, 16.09.2003 года в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории КО было получено свидетельство о государственной регистрации права, где общая площадь квартиры указана – 58,2 кв.м., в том числе жилая – 40,6 кв.м. л.д.8).
В 2004 году по заявке заявителя Кощеева С.Ю. ГУП проектным институтом Кемеровогорпректом был разработан проект № 204-01/783-АС по перепланировки квартиры, расположенной по адресу: [Адрес обезличен], [Адрес обезличен] л.д.13-19), однако проект не был согласован с комитетом строительного контроля администрации г. Кемерово в установленном законом порядке.
Из технического паспорта от 26.03.2009 года на квартиру, расположенную по адресу: [Адрес обезличен], [Адрес обезличен] л.д. 9-12) следует, что она имеет технические характеристики: общая площадь – 58,7 кв.м., жилая – 49,7 кв.м., что свидетельствует о произведенной перепланировки указанной квартиры.
26.04.2010 года комитет строительного контроля администрации г. Кемерово на письменное обращении Кощеева С.Ю., о выдаче согласования на перепланированное им жилое помещение, расположенное по адресу: [Адрес обезличен], [Адрес обезличен], указал, что представленный им технический паспорт, перепланированного помещения свидетельствует о самовольном переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, проведенной при отсутствии основания, предусмотренного ст. 26 ч.6 ЖК РФ и обязал заявителя в срок до 10.05.2010 года привести данное жилое помещение в первоначальное состояние л.д.6).
Суд считает, что ответ комитета строительного контроля администрации г. Кемерово от 26.04.2010 года, свидетельствует об отказе в выдаче Кощееву С.Ю. решения о согласовании перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: [Адрес обезличен], [Адрес обезличен].
Суд считает установленным, что весь перечень документов, перечисленных в ч.2 ст. 26 ЖК РФ, необходимых для согласования перепланировки был предоставлен Кощеевым С.Ю. при обращении с заявлением о согласовании перепланировки принадлежащей ему квартиры.
Суд не может принять доводы представителя комитета строительного контроля администрации г. Кемерово о том, что Кощеевым С.Ю. был представлен договор купли – продажи квартиры от 02.09.2003 года на не существующее в натуре жилое помещение, поскольку он как раз и обратился с заявлением о согласовании перепланировки для того, чтобы в установленном законом порядке оформить свое право собственности на перепланированное жилое помещение и, соответственно, не мог представить каких- либо иных документов.
Суд, также не может согласиться с доводами представителя комитета строительного контроля администрации г. Кемерово о том, что закон не позволяет произвести согласование уже произведенных переустройств жилых помещений, а также о том, что в этом случае гражданин должен обращаться в суд с заявлением о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии.
С учетом существующего правового регулирования орган местного самоуправления обязан рассмотреть поданное гражданином заявление об оформлении результата выполненных им работ по переустройству и (или) перепланировки жилого помещения и принять по нему соответствующее решение.
Согласно ст. 29 ЖК РФ:
1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
3. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
4. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
5. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:
1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.
6. Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.
Так, положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных п.7 ч.1 ст.14 ЖК РФ, ст.ст. 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройства и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Суд не является органом, компетентным принимать выполненные строительные работы. В соответствии со ст. 2 ГПК РФ посредством правосудия обеспечиваются права граждан, защищаются и восстанавливаются их нарушенные либо оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Из содержания и места ст. 29 ЖК РФ в системе норм ЖК РФ следует, что она регулирует отношения, возникшие на той стадии, когда гражданину компетентным органом отказано в согласовании переустройства (перепланировки) и предъявлено требование о приведении жилого помещения в прежнее состояние, при не выполнении данного требования органу местного самоуправления предоставляется право обратиться в суд с соответствующим иском.
В качестве одного из условий вынесения судом решения о продаже такого жилого помещения с публичных торгов либо о расторжении в отношении него договора социального найма в ч.5 ст. 29 ЖК РФ указывается на принятие судом решения о сохранении жилого помещения в переустроенном (перепланированном) состоянии.
Таким образом, ст. 29 ЖК РФ по смыслу ее частей 4 и 5, подлежащих толкованию в неразрывном единстве, направлена на защиту прав граждан и позволяет суду отказать в иске о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма, если им будет приято решение о сохранении жилого помещения в существующем состоянии (при наличии соответствующего встречного заявления), поскольку этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни либо здоровью. Тем самым посредством правосудия защищается нарушенное (оспариваемое) право гражданина на сохранение жилого помещения в переустроенном (перепланированном) состоянии.
С учетом изложенного, суд считает, что вопрос о сохранении жилого помещения в самовольно переустроенном (перепланированном) состоянии может решаться судом при рассмотрении дел по иску органа, осуществляющего согласование, о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма, когда ответчиком по такому делу подано заявление о сохранении жилого помещения в переустроенном (перепланированном) состоянии, по заявлению заинтересованного лица об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании переустройства (перепланировки), по иску к органу местного самоуправления, отказавшему в утверждении соответствующего акта о завершении переустройства (перепланировки), по иску других лиц, оспаривающих право истца на выполненные переустройства (перепланировку) либо возражающих против них.
Таким образом, суд считает, что положения ст. 29 ЖК РФ не препятствуют органу местного самоуправления, согласовать самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку.
В соответствии со п.7 ч.1 ст.14 ЖК РФ согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относятся к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Судом установлено, что Кощееву С.Ю., в соответствии с требованиями ст. 26 ЖК РФ, были предоставлены все необходимые документы для согласования перепланировки, принадлежащей ему квартиры, расположенной по адресу: [Адрес обезличен], [Адрес обезличен].
Вместе с тем, по результатам обследования квартиры по адресу: [Адрес обезличен], [Адрес обезличен] Кощеевым С.Ю. было представлено Техническое заключение ГИП «Кемеровогражданстроя» №2004-01/783-АС от 01.07.2009 года л.д.19), из которого следует, что при обследовании указанной квартиры деформации и трещин в наружных и внутренних конструкциях не обнаружено. Проект выдан после фактически выполненных работ. В процессе перепланировки указанного жилого помещения; не нарушена несущая способность и устойчивость несущих и ограждающих конструкций здания и обеспечивается безопасность эксплуатации здания для жизни и здоровья людей.
Указанные выводы представителем администрации г. Кемерово не оспаривались в судебном заседании.
Таким образом, суд, исходя из мотивов отказа администрации г. Кемерово от 26.04.2010 года в согласовании произведенной заявителем Кощеевым С.Ю. перепланировки квартиры, расположенной по адресу: [Адрес обезличен], [Адрес обезличен], считает, что данный отказ является незаконным и необоснованным, суд также считает, необоснованными требования администрации г. Кемерово о приведении указанного жилого помещения в срок до 10.05.2010 года в прежнее состояние.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования Кощеева С.Ю. – удовлетворить.
Признать незаконным отказ комитета строительного контроля администрации г. Кемерово № 06-10/698 от 26.04.2010 года в выдачи Кощееву С.Ю. решения о согласовании перепланированного жилого помещения расположенного по адресу: [Адрес обезличен], [Адрес обезличен]; общей площадью 58,7 кв.м., в том числе жилой площадью 49,7 кв.м.
Признать незаконным требование комитета строительного контроля администрации г. Кемерово № 06-10/698 от 26.04.2010 года о необходимости приведения в прежнее состояние Кощеевым С.Ю. в срок до 10.05.2010 года жилого помещения, расположенного по адресу: [Адрес обезличен], [Адрес обезличен]; общей площадью 58,7 кв.м., в том числе жилой площадью 49,7 кв.м.
Обязать комитет строительного контроля администрации г. Кемерово согласовать выполненную перепланировку жилого помещения, расположенного по адресу: [Адрес обезличен], [Адрес обезличен]; общей площадью 58,7 кв.м., в том числе жилой площадью 49,7 кв. м., принадлежащего на праве собственности Кощееву С.Ю..
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня составление мотивированного решения суда 31.05.2010.
Председательствующий: