о признании права собственности



ДЕЛО № 2-1061/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рудничный районный суд г.Кемерово, Кемеровской области

В составе председательствующего: Соколовой Л.П.

при секретаре : Николаевой Ю.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово

06.09.2010 г.

гражданское дело по иску Быковой Л.И. к Администрации г.Кемерово о признании права собственности на самовольную постройку и включении имущества в наследственную массу,

УСТАНОВИЛ:

Истица Быкова Л.И. обратилась в суд с иском к Администрации г.Кемерово о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: [Адрес обезличен], где жилой дом, общей площадью 53,8 кв.м., жилой площадью 40,6 кв.м. и хозяйственные постройки - баня, площадью 24,8 кв.м за ФИО1, умершим 28.06.2008 г., включить данный дом в наследственную массу.

Мотивирует свои требования тем, что она является наследником по закону после смерти своего мужа. При жизни он не оформил правоустанавливающие документы на данный дом.

Жилой дом по [Адрес обезличен], был построен на их совместные средства, на месте ветхого дома, купленного ими по договору купли-продажи от 10.03.1989 г. и оформленного по совместному решению супругов на ФИО1, также была возведена и баня.

Решением исполнительного комитета Городского Совета депутатов трудящихся от 07.02.1956 г. земельный участок под жилой дом площадью 600 кв.м. был предоставлен первому собственнику дома ФИО2 на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование.

В настоящее время она обратилась в Управление Архитектуры и градостроительства, где выдано градостроительное заключение о том, что фактическое использование земельного участка соответствует градостроительным регламентам.

Истица Быкова Л.И. в судебном заседании свои исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Администрации г. Кемерово Азовцева И.В., действующая на основании доверенности от 19.03.2010 г. №01-40/404, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что спорный дом находится в водоохраной зоне реки Томь, истицей не представлено сведений о выполнении при строительстве инженерных сооружений, которые бы предотвращали подтопление.

Представитель 3-го лица – Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в судебное заседание не явился, причину не сообщил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, свидетеля, исследовав письменные материалы по делу, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.222 ч 1 ГК РФ жилой дом, другое строение, сооружение или другое недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений является самовольной постройкой.

Согласно ч.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

В соответствии с договором купли-продажи 10.03.1989 г. ФИО1 купил у ФИО3 жилой дом по [Адрес обезличен] бревенчатый жилой площадью 15,4 кв.м, полезной 25,5 с надворными сооружениями (л.д.14).

Из технического паспорта на объект индивидуального жилищного строительства по [Адрес обезличен], видно, что на земельном участке имеются: жилой дом 2007 г. постройки лит. Б (дер/рубл., раз. 8,0х 5,54 м), лит. б (дер/досч., раз 3,83х 5,08 м.), общей площадью 53,8 кв.м., жилой площадью 40,6 кв.м., хозяйственные постройки лит. Г2 – баня (дер/рубл.), площадью застройки 24,8 5 кв.м (л.д.17-25).

Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Кемерово, рассмотрев обращение Быковой Л.И., выдало заключение о том, что вновь выстроенное строение по [Адрес обезличен] не соответствует градостроительным регламентам: находится в жилой зоне с малоэтажными жилыми домами, в зоне подтопления 1% обеспеченности паводковыми водами, в водоохраной зоне р. Томь, границы приквартирных земельных участков удалены менее чем на 3 м, при этом хозяйственная постройка - баня не нарушает требований строительных норм и правил проектирования и строительства (л.д.47-48).

Согласно договору о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на правах личной собственности 07.02.1956 г. в соответствии с решением исполкома №160 Совета депутатов трудящихся от 30.06.1950 г. земельный участок, значившийся под [Адрес обезличен], общей площадью 600 кв.м., был предоставлен застройщику ФИО2 под строительство рубленого одноэтажного одноквартирного дома из одной комнаты, размером 4,70х3,80 с надворными постройками в соответствии с проектом. В этом же договоре указано, что дом выстроен, а договор в установленном законом порядке нотариально удостоверен (л.д.28). Отвод земли произведен по акту от 17.02.1956 г.

Из представленного для обозрения суда инвентарного дела ГП Кемеровской области «Центр технической инвентаризации Кемеровской области» следует, что в последующем дому по [Адрес обезличен] присвоен адрес [Адрес обезличен]. По договору купли от 07.01.1957 г. этот дом перешел в собственность ФИО4 которая произвела к дому пристрой размером 4,70х 3,80 м., он был узаконен решением №35 исполнительного комитета Рудничного районного Совета депутатов трудящихся 09.02.1965 г. на земельном участке в количестве 600 кв.м.

В соответствии с договором купли от 11.03.1965 г. собственником дома стала ФИО5 которая по договору купли-продажи от 15.05.1985 г. произвела его отчуждение ФИО5 с 15.05.1985 г. на основании договора купли-продажи собственником дома стал ФИО6 который и произвел сделку купли- продажи дома с ФИО1 10.03.1989 г.

ФИО1 умер 07.07.2008 г. (л.д.9-11).

Из пояснений в суде свидетеля 1 проживающей по [Адрес обезличен] следует, что дом супругов Быковых по [Адрес обезличен], граничит с принадлежащим ей на праве собственности домом, три года назад Быковы собственными средствами перестроили свой дом, на месте старого был возведен новый дом. Возведенный Быковыми дом права соседей не нарушает, ФИО1 умер, никто другой притязаний на дом не имеет. Кроме того свидетель пояснила, что в зоне расположения их домов берег реки Томь высокий, русло реки далеко и подтоплений не бывает.

Суд доверяет показаниям свидетеля 1 не усматривая ее заинтересованности в исходе дела.

Из технического паспорта на дом по адресу [Адрес обезличен], по состоянию на 02.02.1989 г., представленного суду МП Кемеровской области «ЦТИ Кемеровской области», видно, что жилой дом, полученный в собственность ФИО1 имел фундамент в виде деревянных столбов, которые сгнили, бревенчатые стены имели искривление и горбатость линий, деревянные перекрытия дома имели прогиб, шиферная крыша – неплотное покрытие, полы – стертость, уклон, окна – перекос, внутренние стены дома – трещины. Процент износа основного строения составил 61%.

Сообщениями Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (л.д. 45), МЧС России (л.д.46) возведенное ФИО1 жилое строение не нарушает правил СанПиН 2.1.2.1002-00 и пожарной безопасности.

Таким образом, судом установлено, что спорный жилой дом построен при жизни ФИО1 в 2007 г., на месте дома, возведенного в 1956 г. и перешедшего к нему в собственность в результате нескольких гражданско-правовых сделок, совершенных в установленном законом порядке и никем не оспоренных, пришедшего в негодность, расположенного на земельном участке, по [Адрес обезличен], предоставленном первоначальному собственнику в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого дома на правах личной собственности 07.02.1956 г. в соответствии с решением исполкома №160 Совета депутатов трудящихся от 30.06.1950 г. ФИО1 пользовался как домом, так и земельным участком, на котором он расположен до дня своей смерти.

Согласно ст.2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1948 г. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» отвод гражданам земельных участков как в городе, так вне города, для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование.

Ст. 11 Земельного Кодекс РСФСР 1970 г. предусмотрено, что земля предоставляется в бессрочное или временное пользование, а ст. 104 предписано, что земельные участки гражданам предоставляются в бессрочное пользование.

Ст. 87 п.1 Земельного Кодекса было предписано, что на землях городов при переходе права собственности на строение переходит и право пользования земельным участком или частью его.

Аналогичное положение содержит ст. 37 ЗК РСФСР (с 25.04.1991 г.), ст. 352 п.3 ГК РФ (с 01.01.1995 г.).

Из содержания и смысла вышеприведенных норм материального закона следует, что при переходе прав собственности на строение к новому собственнику переходят и права на земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника строения, т.е. в данном случае право постоянного (бессрочного) пользования.

Вышеизложенное полностью согласуется с общим принципом земельного законодательства, закрепленного пп.1 п.1 ст.1 ЗК РФ, каковым является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Ст.20 п.3 ЗК РФ предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимся в муниципальной или государственной собственности земельным участком, возникшее у гражданина до введения в действие Земельного Кодекса РФ, сохраняется.

Поскольку имеющимися в материалах дела доказательствами установлены обстоятельства, имеющие значение для дела:

жилой дом по [Адрес обезличен] создан ФИО1 на земельном участке, отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, с получением необходимых разрешений на размещение на данном земельном участке вновь построенного жилого строения и хозяйственной постройки в виде бани, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, то суд считает возможным удовлетворить исковые требования Быковой Л.И. о признании права собственности на жилой дом за ФИО1 Данный дом в связи со смертью ФИО1 может быть включен в наследственную массу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Быковой Л.И. к Администрации г.Кемерово о признании права собственности на жилой дом и включении в наследственную массу.

Признать право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: [Адрес обезличен], где жилой дом лит. Б (дер/рубл., раз. 8,0х 5,54 м), лит. б (дер/досч., раз 3,83х 5,08 м.), общей площадью 53,8 кв.м., жилой площадью 40,6 кв.м., хозяйственные постройки лит. Г2 – баня (дер/рубл.), площадью застройки 24,8 5 кв.м за ФИО1, умершим 28.06.2008 г., включить данный дом в наследственную массу.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления 08.09.2009 г. мотивированного решения суда.

Судья: