решение об оспаривании Комитета строительного контроля администрации г. Кемерово



Дело № 2- 1217/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кемерово « 27 » сентября 2010 года

Рудничный районный суд г. Кемерово Кемеровской области

в составе: председательствующего Ушаковой О.А.

при секретаре Почечуевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Игишевой Л.Н. об оспаривании решения Комитета строительного контроля администрации г. Кемерово,

У С Т А Н О В И Л:

Игишева Л.Н. обратилась в суд с заявлением к администрации г. Кемерово о признании незаконным решение Комитета строительного контроля администрации г. Кемерово №1112 от 30.12.2009 года и об обязании Комитета строительного контроля администрации г. Кемерово выдать решение о согласовании перепланировки произведенной в квартире, общей площадью 60 кв.м., в том числе жилой площадью 43,9 кв.м., подсобной площадью – 16,1 кв.м., расположенной по адресу: [Адрес обезличен].

Свои требования мотивировала тем, что она на основании договора мены №2-1949 от 18.10.1997 года является собственником квартиры, состоящей из 4 комнат, общей площадью 60,5 кв.м., в том числе - жилой площадью 45,2 кв.м., подсобной площадью 15,3 кв.м., расположенной по адресу: [Адрес обезличен].

Она произвела перепланировку в данной квартире, после которой общая площадь квартиры не изменилась.

Согласно проекта ООО «Архитектурная компания» перепланировка квартиры произошла за счет проведения следующих работ: увеличение площади прихожей произошла за счет площади демонтированных шкафов; площади - кухни за счет площади ванной; площади санузла - за счет площади коридора, также произошло объединение ванной и туалета в совмещенный санузел. Указанные строительные мероприятия не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания и соответствуют требованиям СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания», СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», СН и П 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СНиП 3.05.01-85 «Внутренние санитарно-технические нормы».

Для узаконивания перепланировки квартиры она обратилась в Комитет строительного контроля администрации г. Кемерово, где ей было отказано в согласовании существующей перепланировки и было предложено обратиться в суд.

Считает, что данная перепланировка не нарушает права и законные интересы других граждан не создает угрозу опасности жизни и здоровью граждан.

Заявитель Игишева Л.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить по тем же основаниям.

Заинтересованное лицо, представитель Комитета строительного контроля администрации г. Кемерово Чиченин А.А., действующий на основании доверенности от 31.12.2009 года (л.д.36), в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствии, представил письменный отзыв (л.д.49-50), в котором требования заявительницы Игишевой Л.Н. не признал, просил в их удовлетворении отказать, пояснил, что Игишева Л.Н. обратилась в Комитет строительного контроля администрации [Адрес обезличен] с заявлением о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: [Адрес обезличен] [Адрес обезличен], с приложением пакета документов, предусмотренного ст.26 ЖК РФ.

При нарушении установленного порядка осуществления переустройства либо перепланировки жилого помещения применяется ст. 29 ЖК РФ ("Последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки"), где, определено, что самовольными являются переустройство или перепланировка, совершенные при отсутствии решения о согласовании. Ст. 29 ч.4 ЖК РФ предусматривает возможность сохранения жилого помещения в переустроенном (перепланированном) состоянии в судебном порядке, если орган, осуществляющий согласование, откажет в сохранении самовольного переустройства (перепланировки), в административном порядке.

Вместе с тем, ЖК РФ не предусмотрен порядок согласования органами местного самоуправления самовольной перепланировки, а есть только общий порядок получения решения о согласовании предполагаемой перепланировки.

При этом, в форме решения о согласовании перепланировки, утвержденной постановлением Правительства РФ, говорится только о намерении перепланировки и переустройства в будущем. Согласование перепланировки и (или) переустройства должно предшествовать фактическому её выполнению.

Считает, что у администрации г. Кемерово отсутствуют правовые основания для согласования выполненной перепланировки. Кроме того, исполнение решения суда приведет к нарушению администрацией г. Кемерово норм действующего законодательства РФ.

Суд, выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает, заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 254 ч. 1 ГПК РФ, «гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы».

Порядок согласования переустройства или перепланировки жилого помещения установлен ст. 26 ЖК РФ, в соответствии с которой переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировки по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланированное жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальной конторе копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланированного жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласование в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя) занимающих переустраиваемое и (или) перепланированное жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланированного жилого помещения по договору социального найма).

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты получения органом, осуществляющим согласование.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч.2 ст. 26 ЖК РФ документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотренный ч.5 ст. 26 ЖК РФ документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что перечень документов, установленный ч. 2 ст. 26 ЖК РФ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 ЖК РФ,

Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Судом установлено, что согласно договора мены квартиры от 18.10.1997 года (л.д.9) Игишевой Л.Н., ФИО5, ФИО6, в результате обмена, передана в собственность квартира, состоящая из четырех комнат, полезной площадью 60,5 кв.м., в том числе жилой – 45,2 кв.м., расположенная по адресу: [Адрес обезличен], данный договор мены зарегистрирован в администрации г. Кемерово 18.11.1997 года, реестровый номер 16550.

В 2009 году по заявке заявителя Игишевой Л.Н. ООО «Архитектурная компания» был разработан проект под номером 2009-08/08-АР по перепланировки квартиры, расположенной по адресу: [Адрес обезличен] (л.д.14-24), однако проект не был согласован с Комитетом строительного контроля администрации г. Кемерово в установленном законом порядке.

Из технического паспорта от 24.12.2009 года на квартиру, расположенную по адресу: [Адрес обезличен] (л.д. 26-30) следует, что она имеет технические характеристики: общая площадь – 60 кв.м., жилая – 43,9 кв.м., подсобная площадь 16,1, что свидетельствует о перепланировке указанной квартиры.

30.12.2009 года Игишева Л.Н. получила ответ Комитета строительного контроля администрации г. Кемерово на письменное обращение о выдаче ей согласования на перепланированное жилое помещение, который свидетельствует об отказе в выдаче Игишевой Л.Н. решения о согласовании перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: [Адрес обезличен].

Суд считает установленным, что Игишевой Л.Н., при обращении с заявлением о согласовании перепланировки принадлежащей ей квартиры, был предоставлен весь перечень необходимых для согласования документов, установленных ч.2 ст. 26 ЖК РФ.

Суд не может принять довод представителя Комитета строительного контроля администрации г. Кемерово о том, что закон не позволяет произвести согласование уже произведенного переустройства жилых помещений, а также о том, что в этом случае, гражданин должен обращаться в суд с заявлением о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии.

С учетом существующего правового регулирования орган местного самоуправления обязан рассмотреть поданное гражданином заявление об оформлении результата выполненных им работ по переустройству и (или) перепланировки жилого помещения и принять по нему соответствующее решение.

Согласно ст. 29 ЖК РФ:

1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

3. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

4. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

5. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:

1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Таким образом, ст. 29 ЖК РФ по смыслу ее частей 4 и 5, подлежащих толкованию в неразрывном единстве, направлена на защиту прав граждан и позволяет суду отказать в иске о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма, если им будет принято решение о сохранении жилого помещения в существующем состоянии (при наличии соответствующего встречного заявления), поскольку этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни, либо здоровью. Тем самым, посредством правосудия защищается нарушенное (оспариваемое) право гражданина на сохранение жилого помещения в переустроенном (перепланированном) состоянии.

Так, положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных п.7 ч.1 ст.14 ЖК РФ, ст.ст. 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройства и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.

Суд не является органом, компетентным принимать выполненные строительные работы. В соответствии со ст. 2 ГПК РФ, посредством правосудия обеспечиваются права граждан, защищаются и восстанавливаются их нарушенные либо оспариваемые права, свободы и законные интересы.

Исходя из содержания и места ст. 29 ЖК РФ в системе норм ЖК РФ следует, что она регулирует отношения, возникшие на той стадии, когда гражданину компетентным органом отказано в согласовании переустройства (перепланировки) и предъявлено требование о приведении жилого помещения в прежнее состояние, при не выполнении данного требования органу местного самоуправления предоставляется право обратиться в суд с соответствующим иском.

Таким образом, суд считает, что положения ст. 29 ЖК РФ не препятствуют органу местного самоуправления согласовать самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку.

В соответствии со п.7 ч.1 ст.14 ЖК РФ, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относятся к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Судом установлено, что Игишевой Л.Н., в соответствии с требованиями ст. 26 ЖК РФ, были предоставлены все необходимые документы для согласования перепланировки, принадлежащей ей квартиры, расположенной по адресу: [Адрес обезличен].

Вместе с тем, по результатам обследования [Данные изъяты] №2009-08/08 от 24.09.2010 года квартиры, принадлежащей Игишевой Л.Н., расположенной по адресу: [Адрес обезличен] (л.д.45-46), установлено, что произведенная перепланировка помещения не отразится на прочности и устойчивости несущих и ограждающих конструкций здания в целом. После произведенной перепланировки дальнейшая эксплуатация здания безопасна для жизни и здоровья людей.

Таким образом, суд, исходя из мотивов отказа администрации г. Кемерово от 30.12.2009 года в согласовании произведенной заявителем Игишевой Л.Н. перепланировки квартиры, расположенной по адресу: [Адрес обезличен], считает, что данный отказ является незаконным и необоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования Игишевой Л.Н. – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комитета строительного контроля администрации г. Кемерово № 1112 от 30.12.2009 года в выдачи Игишевой Л.Н. решения о согласовании перепланированного жилого помещения, расположенного по адресу: [Адрес обезличен]; общей площадью 60 кв.м., в том числе жилой площадью 43,9 кв.м., подсобной площадью – 16,1 кв.м.

Обязать Комитет строительного контроля администрации г. Кемерово согласовать выполненную перепланировку жилого помещения, расположенного по адресу: [Адрес обезличен]; общей площадью 60 кв.м., в том числе жилой площадью 43,9 кв.м., подсобной площадью – 16,1 кв.м., принадлежащего на праве собственности Игишевой Л.Н..

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня составление мотивированного решения суда 01.10.2010 года.

Председательствующий: