Решение о принании права собственности на жилой дом.



№ 2-1584/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Рудничного районного суда г. Кемерово Нестеренко А.О.,

при секретаре Шефер Е.В.,

рассмотрев в открытом заседании в г. Кемерово 20.12.2010

гражданское дело по иску Кузьминой Л.В. к Администрации г. Кемерово о признании её права собственности на самовольную постройку по адресу: [Адрес обезличен], общей площадью 50,1 кв.м, жилой площадью 28,2 кв.м,

с участием истицы, представителя ответчика Кадошникова С.Ф., действующего по доверенности от 20.05.2010 со сроком до 31.12.2010 (л.д. 42), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области - Малашкина О.Н., действующего по доверенности от 16.11.2010 со сроком до 16.11.2011 (л.д. 40),

УСТАНОВИЛ:

Кузьмина Л.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Кемерово о признании её права собственности на самовольную постройку по адресу: [Адрес обезличен], общей площадью 59,2 кв.м, жилой площадью 37,7 кв.м, а также жилой пристрой 16,1 кв.м (литер А) и сени 12,5 кв.м (литер а) (с учётом уточнений), что мотивировала следующим.

Ей на праве собственности принадлежит дом по указанному адресу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 01.12.2005. Без получения необходимых разрешений ей летом 2005 года, т.е. ещё до регистрации права собственности, дом был перестроен, в результате чего изменились общая и жилая площади дома, планировка комнат. 23.08.2010 она обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Кемерово для узаконения перепланировки, однако ей 14.09.2010 было выдано градостроительное заключение, где разъяснено, что этот вопрос может быть решён только в судебном порядке.

В судебном заседании истица Кузьмина Л.В. заявленные требования поддержала, уточнила, что просит признать право собственности на дом согласно характеристикам, указанным в техническом паспорте строения - [Адрес обезличен], общей площадью 50,1 кв.м, жилой площадью 28,2 кв.м. Пояснила, что сохранение самовольной постройки не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает каких-либо норм, что подтверждается положительными заключениями компетентных органов.

Представитель ответчика - Администрации г. Кемерово - Кадошников С.Ф. исковые требования не признал, пояснил, что из технического паспорта на жилой дом следует, что постройка, обозначенная литерой «А», уже включена в общую жилую площадь дома, поэтому требование истицы в данной части не подлежит удовлетворению, так как оно является дублирующим. Также в техническом паспорте не указано, что сени, обозначенные литерой «а», являются объектом незаконного строения и, как следствие, они не являлись объектом исследования технической экспертизы, поэтому не решен вопрос о соблюдении при их возведении технических норм и правил. Спорный жилой дом, не соответствует утвержденному регламенту землепользования по Кемеровской области. Также истцом не представлены документы, подтверждающие её права на земельный участок, не установлены границы земельного участка.

Представитель третьего лица - Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области - Малашкин О.Н. возражал против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на дом без жилого пристроя было выдано в 2005 г., а в 2006 г. были утвержден регламент землепользования по Кемеровской области, поэтому возведение жилого пристроя является нарушением правил зонирования территории. Выписка из решения исполнительного комитета Рудничного совета депутатов трудящихся от 23.01.1963 № 17 о выделении для строительства жилого дома по [Адрес обезличен], земельного участка в размере 1500м2, не является правоустанавливающим документом на земельный участок. Таким документом может быть договор бессрочного пользования земельным участком.

Судья, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив его письменные материалы, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Под самовольной постройкой понимается жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1 ст. 222 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 ГК РФ).

В силу п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность; государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В частности, правоподтверждающим документом на земельный участок является регистрационное удостоверение на строение, которое выдано органами бюро технической инвентаризации в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной Народным Комиссариатом коммунального хозяйства РСФСР и согласованной с Народным Комиссариатом юстиции РСФСР 25.12.1945 (далее – Инструкция), было установлено, что для составления реестров и регистрации строений за владельцами бюро инвентаризации обязаны, в том числе выявить самовольно возведенные строения для принятия в отношении последних мер, установленных Постановлением СНК РСФСР от 22.05.1940 № 390, и к регистрации их в соответствии с решением местных Советов по данному строению (§ 7д). Бюро инвентаризации после регистрации прав владения в реестровых книгах делают на документах владельцев строений соответствующие регистрационные надписи (приложение 5), а в случаях отсутствия документов владельцам строений выдаются регистрационные удостоверения по прилагаемой форме (приложение 6), подтверждающие право собственности на строение или право застройки (§ 19). Согласно § 5 Инструкции объектом регистрации является домовладение в целом с самостоятельным земельным участком, под отдельным порядковым номером по улице, переулку, площади независимо от числа совладельцев данного домовладения. Из § 6 Инструкции следует, что право пользования земельным участком, обслуживающим строение, в порядке настоящей Инструкции отдельно не регистрируется.

Правоустанавливающий документ, указанный в регистрационном удостоверении (постановление или решение исполкома, администрации или иной документ), является документом о признании прав застройщика как на дом, так и на занимаемый им и предназначенный для его обслуживания земельный участок.

В соответствии со ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Аналогичный принцип единства строения и земельного участка был закреплен и ранее действовавшим законодательством (Положением о земельных распорядках в городах, утвержденным Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 13.04.1925; ст. 33 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г.; ст. 87 Земельного кодекса РСФСР 1970 г.; ст. 37 Земельного кодекса РСФСР 1991 г.).

Предусмотрен данный принцип и положениями гражданского законодательства п. 2 ст. 271, ст. 552 ГК РФ).

Судом установлено, что решением исполнительного комитета Рудничного районного Совета депутатов трудящихся от 23.01.1963 № 18-а (№ 17) «Об утверждении списков жителей дер. Красный Яр с узаконением за ними домовладений и закреплении земельных участков» утверждена ведомость на домовладения, в том числе, ФИО1 (так в документе) – дом [Номер обезличен] по ул. [Адрес обезличен], 1959 года постройки, жилой площадью 29,9 кв.м, расположенном на земельном участке площадью 1500 кв.м (л.д. 27-28). В выписке из данного Решения отмечено, что исполком городского Совета решил узаконить домовладение 7,55м*7м жилой площадью 29,9 кв.м 3 комнаты за ФИО1 с выдачей регистрационного удостоверения, определить размер земельного участка для строительства индивидуального дома в [Адрес обезличен], в количестве 1500 кв.м (л.д. 32).

Согласно данным архива ГПКО «Центр технической инвентаризации Кемеровской области» и материалам инвентарного дела (л.д. 30) производилась первичная регистрация домовладения за ФИО1 на основании вышеуказанного Решения, в связи с чем, было выдано регистрационное удостоверение от 13.02.1963 № 403. 22.01.1991 производилась регистрация домовладения за ФИО18 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 17.01.1991 № 4-66. 15.03.1991 производилась регистрация домовладения за ФИО2 и ФИО3 на основании договора дарения от 12.03.1991 № 1-313. 27.04.1998 произведён учёт 3/10 доли за ФИО18, ФИО4, ФИО5 на основании свидетельства о праве наследства по закону от 27.03.1998 № 1-1246 (умер ФИО3). 01.09.1998 произведён учёт 1/10 доли за ФИО6 и 1/10 доли за ФИО7 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 27.05.1998 № 1-2400 (умер ФИО3). 25.09.1998 произведён учёт ? доли за ФИО2 на основании договора купли от 01.09.1998 № 1-4896 (продавцы ФИО13, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7). 22.06.2010 произведён учёт домовладения за Кузьминой Л.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 01.11.2005 № 1-4-5220 (умер ФИО2).

Как видно из свидетельства о праве собственности соответствующее право зарегистрировано 01.12.2005 за Кузьминой Л.В. на жилой дом общей площадью 37,7 кв.м, жилой площадью 29,9 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером [Номер обезличен] по адресу: [Адрес обезличен] (л.д. 23). Основанием к регистрации права и перехода права собственности послужило свидетельство о праве на наследство по закону (л.д. 24).

По указанному адресу зарегистрирована по месту жительства истица Кузьмина Л.В., что подтверждается справкой о составе членов семьи и отметкой о регистрации в паспорте (л.д. 7, 25).

По утверждению истицы Кузьминой Л.В. ещё летом 2005 года, до регистрации права собственности на дом, она перестроила его, в результате чего изменились общая и жилая площади дома, планировка комнат. Эти обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

Данный дом 1959 года постройки, одноэтажный, имеет общую площадь 50,1 кв.м, жилую – 28,2 кв.м, образованную жилым домом (литера А) и жилым пристроем (литера А1), что подтверждается техническим паспортом по состоянию на 23.06.2010 (л.д. 10-20).

В градостроительном заключении Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Кемерово (л.д. 8-9) указано, что строения под литерами А и А1 не нарушают требований планировки и застройки территорий малоэтажного строительства; в отношении территории, на которой расположен земельный участок, не принято решения о развитии, однако использование земельного участка и объекта недвижимости не соответствует градостроительным регламентам территориальной зоны Ж4 – жилой зоне с малоэтажными домами, подлежащей реконструкции под жилую зону с многоэтажными жилыми домами; рекомендовано обратиться в суд за признанием права собственности по ст. 222 ГК РФ.

Тем не менее, строение соответствует требованиям пожарной безопасности, отвечает строительным нормам и правилам, что подтверждается заключениями соответствующих органов и организаций (л.д. 46-53). Указанные заключения являются допустимыми доказательствами как исходящие от уполномоченных на то органов и организации, не противоречащими другим доказательствам, не оспариваемыми лицами, участвующими в деле.

Судья, оценивая представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу о том, что решение исполнительного комитета Рудничного районного Совета депутатов трудящихся от 23.01.1963 № 18-а (№ 17), на основании которого ФИО1 выдано регистрационное удостоверение на [Адрес обезличен] означает не иначе, как признание органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, права ФИО1 на земельный участок площадью 1500 кв.м, занимаемый соответствующим домом. Эти же права и в том же объёме на дом и земельный участок вследствие вышеуказанных сделок и наследования перешли к Кузьминой Л.В. Факт перестройки дома не влечёт прекращения возникшего права на земельный участок.

Поскольку в решении исполкома, устанавливающим право гражданина на земельный участок, предоставленный ему для индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, и невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным соответствующему гражданину на праве собственности. Поэтому Кузьмина Л.В. вправе зарегистрировать своё право собственности на этот земельный участок.

Также суд считает, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается соответствующими заключениями компетентных органов и организаций, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

В силу изложенного доводы ответчика и третьего лица об отсутствии правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на земельный участок отвергаются как не основанные на законе.

Кроме того, утверждение ответчика о том, что неустановление границ земельного участка на местности в соответствии с требованиями законодательства не позволяет индивидуализировать земельный участок, противоречит положениям ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с которыми ранее учтённые земельные участки считаются объектами недвижимости.

Ответчик и третье лицо, заявляя, что использование земельного участка и строения не соответствуют градостроительным регламентам территориальной зоны, не учитывают, что Генеральный план города Кемерово, утверждённый решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.03.1997, и Правила землепользования и застройки в городе Кемерово, утверждёнными постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 № 75, не могут распространяться на недвижимое имущество, созданное до введения этих норм в действие. Так, согласно п. 3 Постановления, которым данные Правила утверждены, они вводятся в действие с даты его опубликования - приложение «Официально» к газете «Кузбасс», № 34, 24.08.2007. Генеральный план города Кемерово, являясь нормативно-правовым актом вообще не был опубликован.

Истица Кузьмина Л.В. предпринимала меры к легализации постройки, о чём свидетельствуют её пояснения, обращение в Управление архитектуры и градостроительства за получением необходимых разрешений. Несмотря на то, что данное структурное подразделение Администрации г. Кемерово некомпетентно в решении вопросов выдачи разрешительной строительной документации (этим занимается Комитет строительного контроля), однако из поведения истицы явствует её намерение получить такую документацию.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить полностью исковые требования Кузьминой Л.В. к Администрации г. Кемерово о признании её права собственности на самовольную постройку по адресу: [Адрес обезличен], общей площадью 50,1 кв.м, жилой площадью 28,2 кв.м.

Признать право собственности Кузьминой Л.В. на жилой дом, расположенный по адресу: [Адрес обезличен], общей площадью 50,1 кв.м, жилой площадью 28,2 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Рудничный районный суд г. Кемерово в течение 10 дней со дня принятия 27.12.2010 решения судом в окончательной форме.

Судья