решение о признании права собственности на жилой дом и включении его в наследственную массу



Дело №2-187/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кемерово « 11 » февраля 2011 года

Рудничный районный суд г. Кемерово

В составе: председательствующего Ушаковой О.А.,

при секретаре Почечуевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марковой Г.Э. к администрации г. Кемерово о признании права собственности на жилой дом и включении его в наследственную массу,

У С Т А Н О В И Л:

Маркова Г.Э. обратилась в суд с иском к администрации г. Кемерово о признании права собственности на жилой дом рубленный общей площадью 86,9 кв.м, в том числе жилой 57,9 кв.м, кадастровый номер [Номер обезличен], расположенный, по адресу: [Адрес обезличен], за ФИО1, умершим 12.08.2010 года, включении указанного жилого дома в наследственную массу.

Требования мотивировала тем, что 24.04.1978 года её муж ФИО1 на основании договора купли-продажи приобрел у ФИО5 жилой дом расположенный на земельном участке размером 575 кв.м по адресу: [Адрес обезличен]. Договор купли-продажи дома удостоверен Кедровским поссоветом и зарегистрирован в реестре под №[Номер обезличен]. Право собственности на жилой дом зарегистрировано в БТИ. После покупки дома, они пользовались домом как своим собственным. Затем они решили перестроить дом, за получением разрешения снести старый и построить новый дом ФИО1 обратился с заявлением в Кедровский поссовет.

Решением исполкома Рудничного районного Совета депутатов трудящихся г. Кемерово №57 от 26.03.1980 года об отводе земельного участка для строительства индивидуального дома ее мужу ФИО1 был выделен земельный участок по адресу: [Адрес обезличен]. 07.05.1980 года ФИО1 было получено разрешение №[Номер обезличен] от [Дата обезличена] на строительство нового рубленного жилого дома, заключен типовой договор №[Номер обезличен] о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка общей площадью 575 кв.м по адресу: [Адрес обезличен]. В настоящее время указанный земельный участок имеет кадастровый номер [Номер обезличен].

ФИО1 на предоставленном ему земельном участке выстроил рубленный жилой дом общей площадью 86,9 кв.м, в том числе жилой площадью – 57,9 кв.м, с инвентарным номером [Номер обезличен], размеры указанного жилого дома были уточнены при составлении технического паспорта от 15.10.2010 года, перепланировки выявлено не было.

12.08.2010 года её муж ФИО1 умер, после его смерти она является наследником первой очереди, однако не может оформить наследство поскольку не было зарегистрировано его право собственности на весь жилой дом, расположенный по адресу: [Адрес обезличен], а также в кадастровом паспорте отсутствуют данные о нем, как о правообладателе указанного жилого дома.

В судебном заседании истец Маркова Г.Э. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснила, что 24.04.1978 года на основании договора купли – продажи её супруг ФИО1 приобрел жилой дом, расположенный по адресу: [Адрес обезличен]. На основании решения исполкома Рудничного районного Совета депутатов трудящихся г. Кемерово №57 от 26.03.1980 года об отводе земельного участка для строительства индивидуального дома - ФИО1 был выделен земельный участок, расположенный по адресу: [Адрес обезличен], вместе с тем 07.05.1980 года ФИО1 было получено разрешение №[Номер обезличен] от [Дата обезличена] на строительство нового рубленного жилого дома, а также заключен типовой договор №[Номер обезличен] о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка общей площадью 575 кв.м, расположенного по адресу: [Адрес обезличен]. В настоящее время указанный земельный участок имеет кадастровый номер [Номер обезличен]. На указанном земельном участке ФИО1 был выстроен жилой дом общей площадью 86,9 кв.м, в том числе жилой 57,9 кв.м. 12.08.2010 года ее муж ФИО1 умер. После его смерти она своевременно приняла наследство, но свидетельство о праве на наследство не получила, так как правоустанавливающие документы на указанный жилой дом отсутствуют.

Представитель ответчика администрации г. Кемерово Азовцева И.В., действующая на основании доверенности (л.д.49), в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, дело просила рассмотреть в её отсутствие, представила отзыв (л.д.48), в котором не возражала в признании права собственности ФИО1, умершего12.08.2010 года, на жилой дом, расположенный по адресу: [Адрес обезличен], с техническими параметрами согласно градостроительному заключению от 13.01.2011 года № 04-1/44.

Представитель 3-го лица КУГИ КО Шевченко Е.А., действующая на основании доверенности (л.д.50), в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в её отсутствие, представила отзыв (л.д.50 об.), в котором пояснила, что в связи с представленными истцом Марковой Г.Э. документами у КУГИ КО отсутствуют основания для возражений на исковое заявление Марковой Г.Э. КУГИ КО не возражает против удовлетворения заявленных требований.

Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Свидетель ФИО8 в судебном заседании пояснила, что с 1985 года она проживает по [Адрес обезличен], с ней по соседству по [Адрес обезличен] проживает Маркова Г.Э. Когда она купила свой дом, то у Марковых уже был построен новый дом. Маркова Г.Э. проживала вдвоем с мужем ФИО1, в 1994 году у них родился сын, в 2010 году ФИО1 умер. С 1985 года Марковы дом не перестраивали.

Свидетель ФИО9 в судебном заседании пояснил, что Марковы купили дом по [Адрес обезличен], который снесли и построили на том же месте новый двухэтажный жилой дом. В 2010 году ФИО1 умер, в настоящее время в доме проживает истец Маркова Г.Э. с сыном.

Не доверять показанием свидетелей у суда нет оснований.

В соответствии со ст. 222 ч.3 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» отвод гражданам земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов производился в бессрочное пользование.

ЗК РСФСР (ред. 01.07.1970 года) в ст. 11 закрепил вышеуказанное положение, предусмотрев, что земля предоставляется в бессрочное или временное пользование, в месте с тем, ЗК РСФСР (ред. 01.07.1970 года) в ст. 104 предписал, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства гражданам предоставляются в бессрочное пользование.

В соответствии с ч.1 ст. 87 ЗК РСФСР (ред. 01.07.1970 года) на землях городов, при переходе права собственности на строение, переходит также и право пользования земельным участком или его частью.

В соответствии с ч.1 ст. 12 ЗК РСФСР (ред. 01.07.1970 года) предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода на основании решения уполномоченных органов.

Согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» от 25.10.2001 года при переходе права собственности на недвижимость до введения в действие Земельного кодекса РФ к новому собственнику вне зависимости от субъективного состава также переходит от прежнего землепользователя право постоянного (бессрочного) пользования в отношении и земельного участка, на котором расположено соответствующее недвижимое имущество, и которое необходимо для его дальнейшего использования.

Из смысла приведенных норм права следует, что они не содержат каких-либо ограничений по переходу тех же прав на земельный участок от прежнего собственника строения к новому, то есть к новому собственнику строения переходит тоже право пользования земельным участком, что было у прежнего собственника.

На основании ст. 40 ч.1 п.2 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно информации ГПКО «Центр технической инвентаризации Кемеровской области», материалов инвентарного дела (л.д.51-81), судом установлено, что решением исполкома Кедровского поселкового Совета от 20.11.1958 года ФИО10 признан владельцем строения, расположенного в [Адрес обезличен], земельный участок 0,06 га, состоящего из одной комнаты размером 3 х 4 кв.м, построенного в 1958 году, с выдачей регистрационного удостоверения (л.д.81).

Согласно выписки из решения №140 от 10.06.1964 года исполнительного комитета Рудничного районного Совета депутатов трудящихся «О рассмотрении заявлений граждан об отводе и определении размеров земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов» ФИО10 выдано регистрационное удостоверение на дом рубленный 4,45 х 6,80, сени 2,20 х 6,50 с выделением земельного участка для строительства индивидуального дома в [Адрес обезличен] в количестве 700 кв.м (л.д.80).

Из заключения от 12.08.1964 года следует, что Кемеровское городское БТИ на основании регистрационного удостоверения №2064 от 12.08.1964 года, инструкции «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортный поселках РСФСР» от 25.12.1945 года ( утв. Народным комиссариатом коммунистического хозяйства РСФСР) за ФИО10 на праве личной собственности зарегистрировано домовладение, расположенное в [Адрес обезличен], состоящее из жилого бревенчатого дома 6,80 х 4,45, сеней тесовых, из одной жилой комнаты площадью 11,40 кв.м, площадью земельного участка 700 кв.м, фактически 575 кв.м. (л.д.80 об.).

Согласно выписке из решения исполнительного комитета Рудничного районного Совета депутатов трудящихся №12 от 18.01.1978 года «О рассмотрении заявлений граждан об отводе и определении размеров земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов» ФИО5 оформлен план к свидетельству о праве на наследство по закону от 11.03.1975 года на выстроенный пристрой с жилой площадью 19,3 кв.м, общей площадью 24,5 кв.м, с размером земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в [Адрес обезличен], в количестве 575 кв.м (л.д.67).

Из договора от 24.04.1978 года (л.д.9) установлено, что ФИО1 приобрел у ФИО5 жилой рубленный дом с надворными постройками с жилой площадью 19,3 кв.м, расположенный на земельном участке размером 575 кв.м, по адресу: [Адрес обезличен], договор зарегистрирован 24.04.1978 года Кедровским поссоветом в реестре за №[Номер обезличен].

Согласно выписке из решения исполнительного комитета Рудничного районного Совета депутатов трудящихся № 57 от 26.03.1980 года «О рассмотрении заявлений граждан об отводе и определения размеров земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов» ФИО1 отведен земельный участок для строительства индивидуального бревенчатого дома жилой площадью 51,36 кв.м, общеполезной площадью 94,26 кв.м в [Адрес обезличен] (л.д.10).

Из типового договора №[Номер обезличен] от [Дата обезличена] о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности (л.д.11-12) следует, что на праве бессрочного пользования ФИО1 предоставлен земельный участок, значащийся под №[Номер обезличен] по [Адрес обезличен], площадью 575 кв.м, для возведенного одноэтажного одноквартирного деревянного дома полезной площадью 94,26 кв.м, в том числе жилой – 51,36 кв.м.

Согласно разрешения №[Номер обезличен] от [Дата обезличена] Управления главного архитектора города на основании заявления ФИО1, акта обследования дома от 12.02.1980 года и решения исполкома Рудничного районного Совета Депутатов трудящихся от 26.03.1980 года №[Номер обезличен] ФИО1 разрешено снести бревенчатый дом по [Адрес обезличен], принадлежащий ему по договору-купле №[Номер обезличен] от [Дата обезличена] года и на этом же земельном участке построить новый рубленный дом.

Согласно технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: [Адрес обезличен], составленного по состоянию на 15.10.2010 года (л.д. 24-36) данный жилой дом имеет технические характеристики: год постройки – 1983; общая площадь 86,9 кв.м, в том числе жилая – 57,9 кв.м, собственником данного объекта на основании типового договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности № [Номер обезличен] от [Дата обезличена] указан ФИО1

Таким образом, установлено, что право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: [Адрес обезличен] переходило от первого собственника ФИО10 к другим собственникам указанного жилого дома, в том числе и ФИО1 Типовым договором о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности №[Номер обезличен] от [Дата обезличена] собственнику дома по адресу: [Адрес обезличен] – ФИО1 в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого деревянного дома размером 94,26 кв.м, в том числе жилой площадью 51,36 кв.м. был предоставлен земельный участок общей площадью 575 кв.м.

Судом установлено, что ФИО1 на месте жилого дома, расположенного по адресу: [Адрес обезличен], приобретенного им по договору купле - продажи №[Номер обезличен] от [Дата обезличена], был возведен новый жилой дом, в результате чего изменилась его площадь.

Так согласно договора от [Дата обезличена] ФИО1 купил дом жилой площадью – 19,3 кв.м. Решением исполнительного комитета Рудничного районного Совета депутатов трудящихся № [Номер обезличен] от [Дата обезличена] отведен земельный участок для строительства индивидуального бревенчатого дома общеполезной площадью 94,26 кв.м., в том числе жилой площадью 51,36 кв.м, в [Адрес обезличен] (л.д.10), однако согласно технического паспорта в настоящее время общая площадь жилого дома составляет 86,9 кв.м, в том числе жилая – 57,9 кв.м, ФИО1 не было зарегистрировано право собственности на указанный жилой дом в предусмотренном законом порядке, в связи с чем, суд считает установленным, что жилой дом, расположенный по адресу: [Адрес обезличен] является самовольной постройкой.

Согласно градостроительного заключения Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Кемерово о соответствии градостроительным требованиям расположения жилого и нежилых строений от 13.01.2011 года (л.д.39-40) земельный участок по адресу: [Адрес обезличен], на котором располагаются жилое и нежилые строения, в соответствии с градостроительной документацией о градостроительном планировании развития и застройки территории г. Кемерово, расположен в зоне индивидуальной жилой застройки с приусадебными участками, использование земельного участка и объекта недвижимости соответствуют градостроительным регламентам территориальной зоны. Жилое строение (2-х этажное) является вновь выстроенное общей площадью 86,9 кв.м, жилой площадью – 57,9 кв.м, в том числе: литер А – рубленный, размером 7,22 м х 7,6 м – 1,82 м х 4,1 м; литер а – дощ., размером 4,1 м х 2,8 м,; литер а1 – дощ., размером 1,6 м х 4,8 м - не нарушает требования СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», (утв. постановлением Госстроя России от 30.12.1999 года №94), п.п.2.10, 2.12 местных нормативов градостроительного проектирования на территории г. Кемерово (утв. постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов четвертого созыва от 16.08.2007 года №165), требования п. 2.14 абз. 2, СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Согласно кадастрового паспорта земельного участка от 17.11.2010 года (л.д.38) земельный участок, расположенный по адресу: [Адрес обезличен], площадью 575 кв.м имеет кадастровый номер [Номер обезличен], предыдущий кадастровый номер [Номер обезличен], граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кадастровый номер [Номер обезличен] равнозначен кадастровому номеру [Номер обезличен], сведения об экономических характеристиках земельного участка определены на 27.11.2008 года.

Согласно сообщения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КО от 07.12.2010 года (л.д.41) жилой дом №[Номер обезличен] по ул. [Адрес обезличен] расположен в сложившейся индивидуальной жилой застройке [Адрес обезличен]. [Данные изъяты] не возражает против размещения индивидуального жилого дома с хозяйственным постройками по [Адрес обезличен], так как оно не противоречит требованиям действующих санитарно-эпидемиологических норм и правил.

Суд считает, установленным, что жилой дом, расположенный по адресу: [Адрес обезличен] не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем суд, считает возможным признать за ФИО1, умершим 12.08.2010 года, право собственности на самовольно возведенный жилой дом общей площадью 86,9 кв.м, в том числе жилой площадью 57,9 кв.м, с кадастровым номером [Номер обезличен], на находящемся у него в постоянном ( бессрочном) пользовании земельном участке, расположенном по адресу: [Адрес обезличен].

В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

На основании ст. 218 ч.2 п.2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно свидетельства о заключении брака от 10.12.1977 года истец Маркова Г.Э. состояла в зарегистрированном браке с ФИО1, факт смерти наследодателя ФИО1 – 12.08.2010 года подтверждается свидетельством о смерти (л.д.8).

Учитывая изложенное суд считает, обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Марковой Г.Э. о признании права собственности на жилой дом общей площадью 86,9 кв.м, в том числе жилой площадью 57,9 кв.м, с кадастровым номером [Номер обезличен], расположенный по адресу: [Адрес обезличен], за ФИО1, умершим [Дата обезличена] и включении его в наследственную массу после смерти ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Марковой Галины Эриховны удовлетворить полностью.

Признать за ФИО1, умершим 12.08.2010 года, право собственности на жилой дом общей площадью 86,9 кв.м, в том числе жилой площадью 57,9 кв.м, имеющий кадастровый номер [Номер обезличен], расположенный по адресу: [Адрес обезличен].

Включить недвижимое имущество - жилой дом общей площадью 86,9 кв.м, в том числе жилой площадью 57,9 кв.м, имеющий кадастровый номер [Номер обезличен], расположенный по адресу: [Адрес обезличен] в наследственную массу наследодателя ФИО1, умершего 12.08.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления 16.02.2011 года мотивированного решения суда.

Председательствующий: