Дело № 2-169/2011
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
Рудничный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего Бережной С.В.
при секретаре Кряхтуновой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
04 марта 2011 года
дело по иску Кирьянова Н.Е к Администрации г. Кемерово о признании права собственности на самовольную постройку,
У С Т А Н О В И Л:
Кирьянов Н.Е. обратился в суд с иском к Администрации г. Кемерово о признании за ним права собственности на жилое строение: литер А, брусчатые, раз. 8,95 м х 5,91м + 3,19м + 0,25м х 2,59м, литер А1 – жилой пристрой – шлако-литые, раз. 6,0м х 2,46м + 0,39м х 2,85м + 5,45м х 2,59м, литер А2 – жилой пристрой – шлако-литые, раз.7,25м х 4,33м – 2,59м х 0,35м., лит.а – сени-тесовые, разм. 2,58м х 3,5м, общей площадью 102,3 кв.м, в том числе жилой площадью 55,3 кв.м, расположенный по адресу: [Адрес обезличен].
Исковые требования мотивировал тем, что на основании договора купли-продажи от 13.02.1976 г. является собственником жилого дома общей площадью 56,6 кв.м, жилой – 43,6 кв.м. и земельного участка площадью 962 кв.м, расположенного по адресу: [Адрес обезличен]; земельный участок, на котором находится дом был отведен в установленном порядке – предоставлен ФИО1 В связи с тем, что указанный дом был построен в 1951 г., в 1998 г. истец без разрешения на строительство произвел реконструкцию и расширение существующего жилого строения, убрал перегородки в доме и прихожей, демонтировал печь, за счет чего увеличились общая и жилая площади, площадь подсобных помещений. Согласно градостроительного заключения от 08.11.2010 г. жилое и нежилые строения, возведенные на земельном участке по [Адрес обезличен], являются вновь выстроенными, не соответствуют градостроительным регламентам территориальной зоны (Ж4-ИТК) и нарушают градостроительные требования.
Указывает также, что спорный жилой дом построен в 1951 г., реконструкция и расширение существующего спорного жилого дома проведена в 1998 г., т.е. до введения в действие градостроительных регламентов, указанных в градостроительном заключении. Истец считает, что возведенные строения не нарушают права и охраняемые законом интересы владельцев смежных земельных участков, поскольку данные объекты удалены от границ соседних земельных участков и не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель истца – Потапова Л.В., действующая на основании доверенности от 13.12.2010 г. (л.д. 25), требования своего доверителя поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Кемерово – Клемешова Н.В., действующая на основании доверенности от 28.12.2010 г. № 01-40/2347 (л.д. 80), и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, - Шевченко Е.А., действующая на основании доверенности от 01.11.2010 г. № 7-2-11/1 (л.д. 81), возражали против удовлетворения исковых требований. Представитель третьего лица предоставила письменный отзыв, в котором просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований, по тем основаниям, что истцом не предоставлено документов, подтверждающих права истца на земельный участок под строительство жилого дома.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Кирьянова Е.С., Кирьянова Л.М., Кирьянов С.Н., извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились; от Кирьяновой Е.С., Кирьяновой Л.М. поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Свидетели ФИО2, ФИО19 – знакомые истца, ФИО4 – тетя супруги истца, пояснили, что истец в 1976 г. приобрел жилой дом, расположенный по адресу: [Адрес обезличен] и проживает со своей семьей постоянно; что в 1998 г. Кирьянов Н.Е. решил улучшить жилищные условия и перестроил жилой дом, что ФИО2 и ФИО19 оказывали истцу посильную помощь в ходе переустройства: снимали старую штукатурку со стен, перекрывали крышу, пристроили к старому дому пристрой, в котором сделали туалет, баню и сени. Свидетель ФИО4 сообщила, что для строительства пристроя к жилому дому истец в 1998 г. занимал у нее [Данные изъяты] рублей, что в ходе реконструкции жилого дома внутри убрали перегородки, перенесли печку.
Свидетель ФИО5 – соседка истца, пояснила, что проживает в [Адрес обезличен] с 2005 г., что в соседнем доме [Номер обезличен] проживает семья Кирьяновых: Николай Евсеевич, его жена, сын и двое внуков. С домом Кирьянова Н.Е. у них граничат земельные участки, их дом и дом истца расположены в разных частях земельного участка; их дом никаким образом не соприкасается с жилым домом и хозяйственными постройками соседей Кирьяновых и их интересы никак не нарушены.
Суд, выслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным, законным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
При этом суд исходит из следующего:
В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3).
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
Согласно ст. 2 Указа Президиума ВС СССР от 26.08.1948 г. отвод гражданам земельных участков как в городе, так и вне города, для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование.
Размер земельных участков, отводимых гражданам, определяется исполкомами областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся в соответствии с проектами планировки и застройки городов, а также в соответствии с общими нормами, устанавливаемыми Советом Министров СССР.
В соответствии со ст. 3 Основ земельного законодательства СССР от 13.12.1968г. земля находится в исключительной собственности государства и предоставляется гражданам только в пользование.
Удостоверением права бессрочного пользования является государственный акт, форма которого утверждена Советом министров от 17.09.1991г. №493. Однако в соответствии со ст. 1 ФЗ от 20.11.1992г. «О внесении изменений в ст. 7 Закона «О земельной реформе» до юридического оформления земельных участков за гражданами сохраняется ранее установленное право пользования земельными участками. Срок переоформления для граждан установлен не был.
Указом Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 07.03.1996г. № 337 запрещалось обязывать граждан, имеющих земельные участки, выкупать их или брать в аренду.
Согласно ст. 11 ЗК РСФСР 1970 г. земля предоставляется в бессрочное или временное пользование.
Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока.
Согласно ст. 87 ЗК РФСФС 1970 г. земля предоставляется в бессрочное или временное пользование.
На землях городов при переходе права собственности на строение переходит также и право пользования земельным участком или его частью.
При переходе права собственности на строение к нескольким собственникам, а также при переходе права собственности на часть строения земельный участок переходит в общее пользование собственников строения.
В случаях, предусмотренных настоящей статьей, право землепользования лица, к которому перешло право собственности на строение, регистрируется органами коммунального хозяйства.
Согласно ст. 37 ЗК РСФСР 1991 г. при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на строение, находящееся на чужом земельном участке к другому лицу, он приобретает право на пользование соответствующей части земельного участка, занятой строением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с ч. 2 ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Судом было установлено:
На основании решения исполнительного комитета Рудничного районного Совета депутатов трудящихся № 323 от 24.11.1965 г. «Об отводе земельных участков и оформлении юридических документов на выстроенные дома» (л.д. 8, 38) исполнительный комитет решил «расторгнуть договор от 06.07.1944 г. гр. Воронкову Е.И. по [Адрес обезличен]; оформить юридические документы ФИО1 по [Адрес обезличен], дом брев. 8,82х5,95, пристрой шлаколитой 5,13х3,20, сени тес. 2,98х3,17, жил.пл. 43,60 кв.м, подсобная 13 кв.м, зем. участок 600 кв.м».
На основании договора от 13.02.1976 г., заключенного между ФИО6, ФИО7, ФИО8 с одной стороны и Кирьяновым Н.Е. с другой стороны, Кирьянов Н.Е. купил деревянный жилой дом, находящийся в [Адрес обезличен], общей площадью 43,6 кв.м, полезной площадью 56,6 кв.м., расположенный на земельном участке размером 962,8 кв.м. Продавцам жилой дом принадлежал на основании свидетельства о праве на наследство от 24.02.1975 г., выданного 2 Кемеровской нотариальной конторой по реестру [Номер обезличен].
Согласно кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 26.11.2010 г. [Номер обезличен] (л.д. 10) земельный участок с кадастровым [Номер обезличен] находится по адресу: [Адрес обезличен] имеет площадь 1114,02 кв.м.
Суд считает, что несоответствие размера земельного участка, указанного в договоре от 13.02.1976 г. размеру земельного участка, указанному в кадастровом паспорте земельного участка само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО3, поскольку место нахождения спорного объекта недвижимого имущества, указанное в данных документах совпадает; доказательства предоставления земельного участка, на котором расположен спорный жилой дом, под строительство истцом предоставлены (л.д. 8).
В материалах инвентарного дела на спорное домовладение (л.д. 40-78) содержатся сведения о прежних собственниках: ФИО1; ФИО8 (на основании договора купли от 26.01.1966 г. № 127); ФИО9 (на основании договора дарения от 30.09.1969 г. № 2); ФИО6, ФИО7, ФИО8 (на основании вышеуказанного свидетельства о праве на наследство), а также сведения о нынешнем собственнике Кирьянове Н.Е.
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 09.06.2010 г., выданным ГП КО «ЦТИ КО», общая и жилая площадь жилого дома (лит.А) и жилых пристроев (лит. А1, А2) составляет 102,3 кв.м., жилая – 55,3 кв.м. (л.д. 13-22). В техническом паспорте в качестве года постройки указан 1998 г. Однако, как следует из пояснений истца и показаний свидетелей ФИО2, ФИО3, ФИО4, жилой дом лит. А был возведен в 1951 г., а в 1998 году была осуществлена реконструкция спорного жилого дома.
В соответствии с градостроительным заключением о соответствии градостроительным требованиям расположения жилого и нежилых строений [Номер обезличен] от 08.11.2010 г., выданным Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Кемерово (л.д. 11), земельный участок, на котором располагаются жилое и нежилые строения по адресу: [Адрес обезличен], располагается на территориальной зоне Ж4-ИТК - жилой зоне с малоэтажными жилыми домами подлежащей реконструкции под жилую зону с малоэтажными жилыми домами; использование земельного участка и объекта недвижимости не соответствует градостроительным регламентам территориальной зоны; вновь выстроенное жилое строение общей площадью 102,3 кв.м., жилой площадью 55,3 кв.м. лит. А – брус., раз. 8,95м. х 5,91 м. + 3,19м. х 3,9м. + 0,25м. х 2,59 м., лит. А1 –шл/лит., раз. 6,0 м. х 2,46 м. + 0,39м. х 2,85 + 5,45 м. х 2,59 м., лит. А 2 – шл/лит., раз. 7,25м. х 4,33м. – 2,59м. х 0,35м., лит. а – тес/дв. – кирп., раз. 2,58м. х 3,5м. нарушают требования СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного строительства» (утверждены постановлением Госстроя России от 30.12.1999 № 94), п. 2.10, 2.12 местных нормативов градостроительного проектирования на территории г.Кемерово, утвержденных постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов четвертого созыва от 16.08.2007 г. № 165; требования п. 2.14 абз. 2, СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», требования п. 3 ст. 31.2 «Об утверждении Правил землепользования и застройки в г.Кемерово», утвержденных постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 № 75.
В связи с тем, что реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: [Адрес обезличен] была произведена до введения в действие правовых актов, указанных в градостроительном заключении, суд считает, что они не могут быть применены при решении вопроса о соответствии или несоответствии спорного объекта недвижимого имущества вышеуказанным градостроительным требованиям.
Согласно ответа Комитета строительного контроля Администрации г.Кемерово от 04.03.2011 г. [Номер обезличен] Кирьянов Н.Е. в комитет строительного контроля администрации г.Кемерово с заявлением о выдаче разрешения на строительство, а также с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не обращался; им нарушен установленный законом порядок, строительство жилого [Адрес обезличен], осуществлено без соответствующего разрешения, то есть самовольно.
Согласно заключению по результатам обследования технического состояния строительных конструкций в результате перепланировки в жилом доме, расположенном по адресу: [Адрес обезличен] от 16.02.2011 г., подготовленному ООО «...», на основании выполненного визуального обследования строительных конструкций, изучения конструктивной схемы кирпичного жилого дома Лит А с сенями Литер а, жилыми пристроями Лит А1, А2, анализа дефектов и повреждений их технического состояния, можно сделать следующий вывод: строительные конструкции находятся в работоспособном состоянии. Здание индивидуального жилого дома Лит А с сенями Литер а, жилыми пристроями Литер А1, А2, можно продолжать использовать по функциональному назначению, то есть в качестве жилого дома, при этом отсутствуют нарушения санитарных пожарных норм, не затрагиваются характеристики надежности и безопасности, не нарушаются права третьих лиц и не превышаются предельные параметры разрешенного строительства за исключением жилого пристроя Литер А2, который является конструктивно независимым от жилого дома Литер А и может быть демонтирован при необходимости, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, а для увеличения срока эксплуатации здания, рекомендовано выполнять текущий ремонт по мере необходимости.
В соответствии с ответом ОНД г.Кемерово УНД Главного управления МЧС России по Кемеровской области от 17.12.2010 г. (л.д. 23) по вопросу подготовки заключения о соответствии требованиям пожарной безопасности индивидуального жилого дома Н.Е. Кирьяновой, по адресу: [Адрес обезличен], функции контроля (надзора) в области градостроительной деятельности с органов Государственного пожарного надзора сняты (в том числе по подготовке заключений законченных строительных объектов.
Судом установлено также, что согласно сообщению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области [Номер обезличен]-ол от 21.12.2010 г. «О перепланировке индивидуального жилого дома» (л.д. 24) при рассмотрении представленных материалов, отделом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области установлено, что при перепланировке индивидуального жилого [Адрес обезличен], увеличена площадь жилого дома за счет пристройки, где размещены 3 жилых комнаты, кухня, коридор. Данная перепланировка не нарушает требования СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и не ухудшает условия проживания жильцов жилого дома (л.д. 24).
Суд считает, что само по себе расположение спорного объекта недвижимого имущества в жилой зоне Ж-4, предназначенной для строительства многоэтажных домов с преимущественным размещением объектов городского обслуживания, в силу норм действующего законодательства не является основанием для отказа в признании права собственности лица на самовольную постройку при соблюдении требований, установленных п. 3 ст. 222 ГК РФ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что возможно признание за Кирьяновым Н.Е права собственности на самовольно построенное жилое помещение, расположенное по адресу: [Адрес обезличен], общей площадью 102,3 кв.м., жилой площадью 55,3 кв.м.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кирьянова Н.Е к Администрации г. Кемерово о признании права собственности на самовольную постройку удовлетворить в полном объеме.
Признать за Кирьяновым Н.Е. право собственности на жилое строение: литер А, брусчатые, раз. 8,95 м х 5,91м + 3,19м + 0,25м х 2,59м, литер А1 – жилой пристрой – шлако-литые, раз. 6,0м х 2,46м + 0,39м х 2,85м + 5,45м х 2,59м, литер А2 – жилой пристрой – шлако-литые, раз.7,25м х 4,33м – 2,59м х 0,35м., лит.а – сени-тесовые, разм. 2,58м х 3,5м, общей площадью 102,3 кв.м, в том числе жилой площадью 55,3 кв.м, расположенный по адресу: [Адрес обезличен].
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения – 09.03.2011 г.
Председательствующий:
Согласовано
Судья: