Дело № 2-1120/2011 именем Российской Федерации Рудничный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего Бережной С.В. при секретаре Кряхтуновой Н.В. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кемерово 10 августа 2011 года дело по иску Гомзякова С.И. к Администрации г. Кемерово о признании права собственности на жилое помещение, У С Т А Н О В И Л: Гомзяков С.И. обратился в суд с иском к Администрации г. Кемерово о признании права собственности на квартиру, общей площадью 35,8 кв.м, жилой – 28,2 кв.м, расположенную по адресу: [Адрес обезличен]. В иске Гомзяков С.И. указал, что в соответствии с ордером [Номер обезличен] от 21.11.1989 г. вышеуказанное жилое помещение было предоставлено матери истца ФИО1 на состав семьи из двух человек: ФИО1 (наниматель), Гомзяков С.И. [Данные изъяты] В настоящее время истец проживает в данном жилом помещении и состоит на регистрационном учете по месту жительства по указанному адресу. Основание выдачи ордера: список ш. «(наименование обезличено)» от 20.11.1989 г. фонд ЖЭУ-2 п/о «(наименование обезличено)», ор 03531. При ликвидации указанного юридического лица в муниципальную собственность спорное жилое помещение не передавалось. Истец указывает, что ранее в приватизации не участвовал. В судебное заседание истец не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представитель истца Гомзякова С.И. Вершинина Л.В., действующая на основании доверенности от 24.01.2011 г. (л.д. 10), исковые требования своего доверителя поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила требования удовлетворить. Ответчик - Администрация г. Кемерово, извещенный надлежащим образом и своевременно о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился (л.д. 17); возражений относительно исковых требований не предоставил. Свидетели ФИО2, ФИО3 - соседи истца, пояснили, что Гомзяков С.И. постоянно проживает по адресу: [Адрес обезличен], им известно, что истец намерен приватизировать занимаемое жилое помещение. У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей, так как свидетели не заинтересованы в исходе дела. Выслушав пояснения представителя истца, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. При этом суд исходит из следующего: В соответствии со ст.1 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с посл. изменениями), приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 11 указанного Закона РФ каждый имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), или юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья. В пункте 4 постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 г. «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» сказано, что, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.). Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» государство, закрепляя в законе право на приватизацию обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдения принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ. Судом было установлено: Согласно ордера [Номер обезличен] от 21.11.1989 г. (л.д. 5) жилое помещение, расположенное по адресу: [Адрес обезличен] было предоставлено матери истца ФИО1 на состав семьи из двух человек: ФИО1 (наниматель), Гомзяков С.И. [Данные изъяты] В качестве основания выдачи ордера указано: список ш. «(наименование обезличено)» от 20.11.1989 г. фонд ЖЭУ-2 п/о «(наименование обезличено)», ор 03531. 22.08.2006 г. умерла ФИО1 (л.д. 8). По данным поквартирной карточки (л.д. 6), справки, выданной ЖЭУ [Номер обезличен] МУП «ПЖРЭТ Рудничного района» г.Кемерово от 09.06.2011 г. (л.д. 7), в спорном жилом помещении с 28.05.1987 г. зарегистрирован по месту жительства Гомзяков С.И., [Дата обезличена] г.рождения. По данным технического паспорта спорное жилое помещение имеет общую площадь 35,8 кв.м, в том числе жилую площадь 28,2 кв.м. (л.д. 13-15). По сведениям, предоставленным Комитетом по жилищным вопросам Администрации г.Кемерово в ответе от 29.07.2011 г. [Номер обезличен] (л.д. 16), спорный дом до настоящего времени в муниципальную собственность города Кемерово не передавался и в реестр муниципальной собственности не включался; администрация города не имеет законных оснований на приватизацию жилого помещения. Суд считает, что поскольку спорное жилое помещение в процессе ликвидации фондодержателя в муниципальную собственность г. Кемерово не передавалось, в Реестр муниципальной собственности не внесено, соответственно отсутствуют законные основания на заключение с истцом договора на передачу спорного жилого дома в собственность в порядке приватизации. Суд приходит к выводу, что указанные обстоятельства нарушают законные права и интересы истца. Те обстоятельства, что жилое помещение не было передано в муниципальный жилищный фонд и не внесено в реестр муниципальной собственности не должны умалять права Гомзякова С.И., согласно вышеизложенной позиции Конституционного суда РФ и гарантированные законодательством на приватизацию жилого помещения, занимаемого им на основании социального найма жилого помещения. В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Согласно ст.ст. 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005г., фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения. С учетом вышеизложенного, суд считает, что Гомзяков С.И. имеет право на приватизацию жилого помещения независимо от того, в чьем фонде находится данное жилое помещение, что не противоречит Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Тот факт, что ранее право на приватизацию Гомзяков С.И. не реализовал и ему не принадлежат на праве собственности иные жилые помещения ответчиком не оспаривается, подтверждается справкой, выданной Комитетом по жилищным вопросам Администрации г.Кемерово (л.д. 24). Исходя из того, что в соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, согласно ст. 2, 6 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» и согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, изложенным в постановлении от 03.11.1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», истец вправе приобрести жилое помещение в собственность; требование истца о признании за ним права собственности на жилое помещение – квартиру общей площадью 35,8 кв.м, жилой – 28,2 кв.м, расположенную по адресу: [Адрес обезличен], является обоснованным и подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Гомзякова С.И. к Администрации г. Кемерово о признании права собственности на жилое помещение удовлетворить в полном объеме. Признать за Гомзяковым право собственности на жилое помещение – квартиру общей площадью 35,8 кв.м, жилой – 28,2 кв.м, расположенную по адресу: [Адрес обезличен]. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 15.08.2011 г. Председательствующий: (подпись)