решение о признании права собственности на часть домостроения



Дело № 2- 934/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кемерово «11 » августа 2011 года

Рудничный районный суд г. Кемерово Кемеровской области,

В составе: председательствующего Ушаковой О.А.,

при секретаре Почечуевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой М.Э. к Администрации г. Кемерово о признании права собственности на самовольную постройку

У С Т А Н О В И Л:

Истец Степанова М.Э. обратилась в суд с иском к Администрации г. Кемерово о признании права собственности на жилой дом общей площадью 63,2 кв.м., в том числе жилой 27,8 кв.м, расположенный по адресу: [Адрес обезличен]. Свои требования мотивировала тем, что ею в 2009 году был построен данный жилой дом, который является самовольной постройкой, так как дом был постороен на земельном участке - отведенном для этих целей, но без необходимых разрешений. Сохранение самовольно возведенного дома не нарушает права и охраняемые законом права других лиц, не создает угрозы жизни и здоровью граждан.

Истец Степанова М.Э., в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя Новоселова В.Г.(л.д.47).

Представитель истца Новоселов В.Г., действующий на основании доверенности (л.д.41), в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что Распоряжением Администрации г. Кемерово №579 от 21.03.1996 года ФИО6 был предоставлен в аренду земельный участок по адресу: [Адрес обезличен], с оформлением юридических документов на ранее выстроенный дом и хозяйственные постройки. Степанова М.Э. на основании свидетельства о праве на наследство от 24.09.1996 года приняла наследство после смерти матери ФИО6 в виде жилого дома общей площадью 51,9 кв.м., в том числе жилой площадью 36,3 кв.м., находящегося по адресу [Адрес обезличен], принадлежащего наследодателю на основании регистрационного удостоверения от 30.04.1996 года №32. В январе 2003 года дом сгорел и на его месте истец выстроила в 2009 году новый дом, при этом в установленном законом порядке разрешение на строительство дома истцом получено не было. Считает, что постройка не угрожает жизни и здоровью граждан, не нарушает строительных, градостроительных, противопожарных норм и правил, просит признать за истцом право собственности на самовольную постройку - жилой дом общей площадью 63,2 кв.м., в том числе жилой - 27,8 кв.м, расположенный по адресу: [Адрес обезличен].

Представитель ответчика Бурматов Е.С., действующий на основании доверенности ( л.д.51) в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что у Степановой М.Э. отсутствуют какие-либо права на земельный участок, расположенный по адресу: [Адрес обезличен]. Полагает, что по истечении 3-х лет с момента предоставления земельного участка в аренду, право аренды прекратилось, аренда не продлена, земельный участок не выкуплен, а поскольку дом выстроен с нарушением разрешённых параметров, то он построен в отсутствие разрешения на строительство. Администрация г. Кемерово не располагает сведениями о нарушении постройкой прав других лиц, сноса строения не требовала и не требует.

Представитель третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - КУГИ КО Шевченко Е.А., действующая на основании доверенности (л.д.50) в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменный отзыв на исковое заявление (л.д.48-49), согласно которого, считает исковые требования не обоснованными, не подлежащими удовлетворению, поскольку жилой дом, расположенный по адресу: [Адрес обезличен] является самовольной постройкой, так как создан на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами. Доказательств, предоставления истцу земельного участка для строительства индивидуального жилого дома общей площадью 63,2 кв.м., в том числе жилой- 27,8 кв.м. по адресу: [Адрес обезличен] -не представлено. Жилой дом был построен без получения необходимых для этого разрешений.

В силу п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. В материалах дела имеется выписка из распоряжения г. Кемерово №579 от 21.03.1996 года, согласно которому предписывалось заключить договор аренды земельного участка сроком на 3 года. Доказательств заключения договора аренды не представлено. Кроме того площадь дома, указанная в данной выписке из распоряжения имеет размеры: общая площадь 51,9 кв.м., в том числе жилая -36,3 кв.м., в то время как согласно представленным истцом документам общая площадью жилого дома составляет 63,2 кв.м., в том числе жилая 27,8 кв.м., жилой дом является вновь выстроенной в 2009 году постройкой. Для строительство данного жилого дома земельный участок не выделялся, разрешение на его строительство не выдавалось, следовательно он является самовольной постройкой.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования законными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 222 ч.3 ГК РФ «право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан».

На основании ст. 80 ч.1 ЗК РСФСР (в ред. от 24.12.93) «земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией».

Согласно ст.81 ч.1 ЗК РСФСР (в ред. от 24.12.93) «земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, используются для возведения жилых домов и служебно - хозяйственных строений».

Приобретение прав на земельные участки осуществлялось через местный Совет народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок, путём принятия им соответствующих решений, что являлось основанием возникновения соответствующего права на земельные участки, при этом государственные акты, договоры подтверждали уже существующее право на землю.

Судом установлено, что Распоряжением Администрации г. Кемерово №579 от 21.03.1996 года (л.д.30,31) ФИО6 был предоставлен в аренду, на три года, земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу [Адрес обезличен] с оформлением юридических документов, с выдачей регистрационного удостоверения на ранее выстроенный дом общей площадью 51,9 кв.м., жилой площадью 36,3 кв.м. и хозяйственные постройки.

Таким образом, с момента принятия названного распоряжения Администрации г. Кемерово у ФИО6 возникло право аренды указанного земельного участка, которое сохранялось за ней до ее смерти, поскольку распоряжение не отменено и не изменено, решения об изъятии земельного участка не было принято, а потому установленных законом оснований к прекращению права аренды не возникло.

На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 24.09.1996 года (л.д.38) Степанова М.Э. приняла наследство после смерти матери ФИО6 в виде жилого дома общей площадью 51,9 кв.м., в том числе жилой площадью 36,3 кв.м., находящегося по адресу [Адрес обезличен], принадлежащего наследодателю на основании регистрационного удостоверения от 30.04.1996 года №32.

В соответствии с ч.1 ст. 37 ЗК РСФСР (ред. 24.12.1993 года) «при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю».

В соответствии с п.1 ст. 35 ЗК РФ (ред. 25.10.2001 года) «при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник».

Исходя из указанных норм закона, суд считает, что к Степановой М.Э., при переходе к ней право собственности в порядке наследования на жилой дом общей площадью 51,9 кв.м., в том числе жилой площадью 36,3 кв.м., находящегося по адресу [Адрес обезличен], перешло и право пользования земельным участком, на котором он расположен площадью 1000 кв.м. на тех же условиях и в том же объеме, на которых пользовался прежний их собственник, то есть на условиях аренды.

Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ «под самовольной постройкой понимается жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил».

В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ «право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан».

Однако отсутствие в ст. 222 ГК РФ такого вида землепользования, как аренда, не исключает признание права на самовольную постройку за арендатором земельного участка, поскольку нормы ст. 263 ГК РФ и ст. ст.22, 30 Земельного кодекса РФ позволяют предоставлять землю под строительство объектов недвижимости, т.е. приобретать заинтересованным лицам права на земельный участок в указанных целях.

Согласно правовой позиции, выраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2007 года, утверждённого Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007, по смыслу ст. 222 ГК РФ право собственности на жилой дом, возведённый гражданином без необходимых разрешений, на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства жилья, может быть признано при соблюдении прочих условий, установленных данной статьёй.

Действие указанного разъяснения не отменено. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав», содержащее разъяснения условий признания права собственности на самовольные постройки (п. 25), прямо не исключает такой возможности для арендаторов земельных участков.

Судом установлено, что на месте принадлежащего на праве собственности Степановой М.Э. жилого дома общей площадью 51,9 кв.м., в том числе жилой площадью 36,3 кв.м., находящегося по адресу [Адрес обезличен], ею самовольно в 2009 году выстроен жилой дом общей площадью 63,2 кв.м., в том числе жилой площадью 27,8 кв.м.

Согласно техническому паспорту по состоянию на 17.06.2009 года установлено, что жилой дом, расположенный по [Адрес обезличен], 2009 года постройки, состоит из двух комнат и кухни, общей площадью 63,2 кв.м, жилой площадью 27,8 кв.м, техническое состояние всех основных строительных конструкций хорошее (л.д. 17-30).

Земельный участок по [Адрес обезличен], поставлен на кадастровый учёт, имеет кадастровый номер [Номер обезличен], площадь 1113+/-12 кв.м. кв.м, разрешенное использование: земли индивидуальной жилой постройки, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 8-10).

Градостроительным заключением от 15.03.2010 года (л.д.35-37), установлено, что земельный участок с жилым и нежилым строениями по адресу: [Адрес обезличен], располагается в территориальной зоне Ж3-Г – жилой зоне с малоэтажными жилыми домами, в зоне влияния горных выработок (вне зоны провалов), использование земельного участка и объекта недвижимости соответствует градостроительным регламентам территориальной зоны, жилое строение литера А, общей площадью 63,2 кв.м., жилой площадью 27,8 кв.м. -не нарушает требований СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного строительства», утверждённым постановлением Госстроя России от 30.12.1999 № 94, п. 2.10, 2.12 местных нормативов градостроительного проектирования на территории г. Кемерово, утверждённых постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 16.08.2007 № 165.

В соответствии с заключением отдела [Данные изъяты] от 04.05.2011 года № 2317 размещение индивидуального жилого дома по адресу: [Адрес обезличен] не противоречит требованиям действующих санитарных норм и правил (л.д.12).

Техническим заключением № 46-11 от 28.04.2011 года выданным [Данные изъяты] ( л.д.13-16) установлено, что был произведен технический осмотр дома по [Адрес обезличен], по результатам которого было признано, что эксплуатация дома безопасна для жизни и здоровья людей.

Согласно заключению [Данные изъяты] от 10.07.2011 года (л.д.53-68), составленному по результатам обследования технического состояния строительных конструкций индивидуального жилого дома - литер А, расположенного по адресу [Адрес обезличен], установлено, что строительные конструкции находятся в работоспособном состоянии, люди могут находится в нем без угрозы для жизни и здоровья. Жилой дом можно продолжать использовать по функциональному назначению, нарушения санитарных и пожарных норм отсутствуют, не затрагиваются характеристики надежности и безопасности, не нарушаются права третьих лиц и не превышаются предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Судом установлено, что Степанова М.Э. не обращалась за выдачей разрешения на строительство и (или) ввода объекта в эксплуатацию спорного жилого дома, что само по себе не является препятствием в осуществлении своих прав в отношении самовольно возведенного жилого дома истцом Степановой М.Э.

Суд, оценивая в совокупности представленные доказательства, считает, что спорный жилой дом, расположенный по адресу: [Адрес обезличен] является самовольной постройкой, возведен в границах отведённого в установленном законом порядке земельного участка, его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Суд считает, что право собственности Степановой М.Э. на жилой дом общей площадью 63,2 кв.м, в том числе, жилой площадью 27,8 кв.м, расположенный по адресу: [Адрес обезличен], может быть признано в соответствии со ст.222 ч.3 ГК РФ.

Вышеуказанные доводы представителя ответчика противоречат фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном толковании закона.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Исковые требования Степановой М.Э. - удовлетворить.

Признать право собственности за Степановой М.Э. на жилой дом общей площадью 63,2 кв.м, в том числе, жилой площадью 27,8 кв.м, расположенный по адресу: [Адрес обезличен].

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления 16.08.2011 года мотивированного решения.

Председательствующий: