Решение об отказе в признании незаконым решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемепровской области.



№ 2-1646/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рудничный районный суд г. Кемерово в составе судьи Нестеренко А.О.,

при секретаре Рогозиной Е.В.,

рассмотрев в открытом заседании в г. Кемерово 24.11.2011

гражданское дело по заявлению Кримезных Е.И. об оспаривании решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее – КУГИ КО),

с участием представителя заявителя Потупало К.Ю. (нотариальная доверенность от 22.11.2011 сроком действия до 04.10.2014 на л.д. 21), представителя КУГИ КО Затейщиковой М.М. (доверенность от 10.08.2011 сроком действия один год на л.д. 14),

УСТАНОВИЛ:

Кримезных Е.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным (недействительным) отказа КУГИ КО в предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 1500 кв.м, расположенного в границах участка с кадастровым номером [Номер обезличен] по адресу: [Адрес обезличен], выраженного в письме от 24.10.2011 [Номер обезличен], а также в обязании КУГИ КО устранить допущенное нарушение путем предоставления в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства данного земельного участка.

Указанные отказ в связи с необходимостью описания места расположения земельного участка относительно частей света к близлежащим ранее адресованным объектам, не позволяющим КУГИ КО установить наличие (отсутствие) прав третьих лиц, заявитель считает незаконным по следующим основаниям.

Заявление Кримезных Е.И. и прилагаемые к нему документы поданы в КУГИ КО в соответствии с Порядком бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.05.2010 № 176 (далее – Порядок). В данном заявлении было указано место расположения земельного участка, наименование жилого района, улиц, приложены копии соответствующих документов, в том числе, схема места расположения земельного участка, изготовленная по топографической съёмке района, а также приложена кадастровая выписка, содержащая схему земельного участка, в границах которого находится испрашиваемый земельный участок. Указанные документы позволяли четко определить местоположение участка и решить вопрос о наличии (отсутствии) прав третьих лиц. Нормы действующего законодательства не обязывают лиц, обращающихся за предоставлением земельного участка, описывать их месторасположение относительно частей света.

В судебное заседание не явился заявитель Кримезных Е.И., которая о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 19), просила о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д. 20). В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя.

Представитель заявителя Потупало К.Ю. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что предоставленная в КУГИ КО схема места расположения участка была изготовлена самим Потупало К.Ю. на основе электронного документа - съемки земельного участка [Номер обезличен], полученного в филиале ФГУП «[Данные изъяты]». Когда и кем была изготовлена эта съемка, в каком масштабе, какового расположение на ней объектов относительно частей света Потупало К.Ю. не знает, считает эти обстоятельства не значимыми, т.к. эта съемка соответствует тому, что Кримезных Е.И. увидела при выезде на местность. Нанесение контуров испрашиваемого земельного участка, штрихование его сделано Потупало К.Ю. при помощи компьютера. Полагает, что действующее законодательство не предъявляет никаких требований к схемам места расположения земельного участка, поэтому «какую схему хотим, такую и рисуем, главное, чтобы было понятно, где земельный участок расположен». В Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Кемерово, органы кадастрового учета, к кадастровым инженерам за выдачей схемы места расположения земельного участка не обращались ввиду отсутствия надобности. Считает, что предъявленная схема и описание места расположения испрашиваемого земельного участка в совокупности с кадастровой выпиской на земельный участок [Номер обезличен] позволяет однозначно установить место расположения испрашиваемого земельного участка, который сам учтен не был. На предложение сформулировать текстовое содержание запроса КУГИ в части описания места расположения испрашиваемого земельного участка для проверки наличия или отсутствия прав третьих лиц на него, затруднился ответить, пояснив, что это проблемы КУГИ, а не заявителей. Пояснил, что испрашиваемый земельный участок свободен от строений и нужен Кримезных Е.И. для индивидуального жилищного строительства. Также представлены письменные пояснения (л.д. 22-23).

Представитель КУГИ Затейщикова М.М. заявленные требования не признала, считала обжалуемое решение законным и обоснованным, о чем представила письменные возражения на заявление (л.д. 27-29). Уточнила, что в обжалуемом письме не совсем корректно указано на отказ в предоставлении земельного участка. Следовало бы указать, что это отказ в разрешении по существу заявления о предоставлении земельного участка, поскольку по представленным заявителем материалам невозможно высказаться по существу данного вопроса. Ни заявление, ни схема, предоставленные заявителем, не содержат описания места расположения испрашиваемого земельного участка, в частности, не указано его расположение относительно частей света к близлежащим ранее адресованным объектам. Кроме того, из той «картинки», которую заявитель называет схемой, неясно, соответствует ли действительности расположение объектов на ней, неясна актуальность этих данных, масштаб съемки. Сотрудники КУГИ самостоятельно не вправе формулировать текст описания места расположения испрашиваемого земельного участка, который не состоит на кадастровом учете. Это делает, в частности, Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Кемерово, которое по заявлению граждан бесплатно предоставляет схему расположения испрашиваемого земельного участка, направляемую сопроводительным письмом, в котором устанавливается его предварительный адрес, например, [Адрес обезличен]. Данные эти основываются на кадастровых картах, являющихся основой государственного кадастра недвижимости, которые постоянно обновляются. Отсутствие схемы места расположения испрашиваемого земельного участка, неясность расположения земельного участка, испрашиваемого заявителем, относительно частей света к близлежащим ранее адресованным объектам, не позволяет КУГИ сформулировать запросы в регистрационные органы и органы градостроительства с тем, чтобы выяснить вопрос об отсутствии (наличии) прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок, отсутствии (наличии) градостроительных ограничений. После предоставления заявителем надлежащей схемы расположения испрашиваемого земельного участка КУГИ приступит к разрешению заявления по существу.

Суд, выслушав лиц, участвующих в заседании, изучив письменные материалы дела, считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, носит заявительно-разрешительный характер в силу действия принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ) и предоставления таких земельных участков на основании решений компетентных исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (ст. 29 ЗК РФ).

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ).

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 28 ЗК РФ).

Статьей 30 ЗК РФ установлено следующее.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1).

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке, в том числе: 1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о ГКН), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (пункт 4).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке, в том числе: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (пункт 5).

Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, в собственность без предварительного согласования места размещения объекта (п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ).

Закон также устанавливает требования о формировании земельного участка и постановки его на кадастровый учет и в случае приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. Так, п. 7 ст. 36 ЗК РФ установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Законом о ГКН.

Таким образом, разрешение по существу заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принятие такого решения невозможно в отсутствие сформированного (поставленного на государственный кадастровый учет) земельного участка. Очевидно, что для решения указанного вопроса, даже для самой его постановки необходима индивидуализация соответствующего участка земли, которая достигается описанием его местоположения.

Согласно ч. 2 ст. 20 Закона о ГКН предусмотрено, что с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. То есть ими могут быть лица, испрашивающие вышеуказанные земельные участки.

В соответствии с ч. 4 ст. 24, ч. 1 ст. 25 Закона о ГКН внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер, а потому если в течение двух лет со дня постановки его на учет не осуществлена государственная регистрация права на него, то такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

На основании п. 2 ст. 28 ЗК РФ Законом Кемеровской области от 18.07.2002 № 56-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области» установлены случаи, а также порядок предоставления земельных участков, в том числе, для строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, помимо прочего, в собственность граждан бесплатно (ст. 5, 5-1).

Во исполнение указанного областного закона Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.05.2010 № 176 утвержден Порядок бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена (далее – Порядок), которым предусмотрено следующее.

Заявления о бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства могут подавать, в том числе, ветераны труда (п. 2.1). При предоставлении земельного участка из земель, находящихся в собственности Кемеровской области, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово заявление направляется в Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (п. 2.2). К заявлению прилагаются, в том числе, схема места расположения земельного участка (п. 2.3). Уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней обеспечивает: подготовку заключения о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с нормами земельного, градостроительного законодательства, с учетом градостроительной документации, разработанной органами местного самоуправления, и иными документами; направление запросов в уполномоченные органы и организации для выяснения наличия (отсутствия) прав на земельный участок (п. 2.4). В случае получения заключения о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства либо наличия прав иных лиц на испрашиваемый земельный участок уполномоченный орган направляет лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении указанного земельного участка, письменный отказ в предоставлении земельного участка (2.5). В случае получения положительного заключения о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а также отсутствия прав иных лиц на испрашиваемый земельный участок уполномоченный орган принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка гражданину, определенному в п.2.1 настоящего Порядка, в собственность бесплатно (п. 2.6). На основании решения уполномоченного органа гражданин, в пользу которого принято решение о предоставлении земельного участка, обеспечивает выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Законом о ГКН, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, а также осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка (п. 2.7). После постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и представления гражданином оригинала кадастрового паспорта земельного участка уполномоченный орган вносит изменение в решение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в части уточнения местоположения, площади и кадастрового номера земельного участка (п. 2.8).

Порядком не регламентированы действия уполномоченного органа в случае не приложения к заявлению требуемых документов либо приложению документов, не отвечающих требованиям нормативно-правовых актов (например, оставление заявление без рассмотрения и т.п.)

Как видно, Порядком, в отличие от приведенных положений ЗК РФ, установлена иная последовательность мероприятий по предоставлению земельного участка для строительства, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а именно, решение о таком предоставлении принимается еще до формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет, но на основании, в том числе, схемы места расположения земельного участка, которая выполняет роль его идентификации.

Закон не содержит понятия «схема расположения земельного участка», однако правило о том, что такая схема отображается на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 5, 7 ст. 31, п. 7 ст. 36 ЗК РФ), согласуется с тем, что в соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона о ГКН местоположение границ земельных участков отображается на кадастровых картах.

В свою очередь согласно ч. 4 ст. 13 Закона о ГКН кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой форме воспроизводятся внесенные в ГКН сведения о земельном участке.

Требования к картам и планам, являющимся картографической основой ГКН, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 28.07.2011 № 375. Так, картографической основой ГКН являются карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и цифровые топографические карты и планы, созданные на основе мультиспектральных данных дистанционного зондирования Земли с разрешающей способностью 0,5 м (космическая съемка, аэрофотосъемка) в картографической проекции, а также в системе координат, установленной для ведения ГКН. Данные дистанционного зондирования Земли, используемые при создании фотокарт и фотопланов, должны быть получены с космических и (или) воздушных летательных аппаратов не позднее чем за три года до создания таких фотокарт и фотопланов. Фотопланы, являющиеся картографической основой кадастра, создаются на территорию кадастрового округа, кадастрового района или кадастрового квартала и обновляются не реже одного раза в три года.

Согласно п. 5, 7 ст. 31, п. 7 ст. 36 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается и выдается органом местного самоуправления.

Таким образом, схема расположения земельного участка утверждается и выдается органом местного самоуправления, она должна быть отображена на кадастровой карте или плане, удовлетворяющим указанным требованиям, а не на картографической основе ГКН, и уж тем более такая схема не может быть произвольной.

Судом установлено, что Кримезных Е.И. 12.10.2011 обратилась в КУГИ с заявлением о предоставлении ей как ветерану труда бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 15000 кв.м, местоположение которого определено в заявлении как [Адрес обезличен] (л.д. 6). К заявлению были приложены, в том числе, «схема расположения земельного участка на топографической съемке» (л.д. 17), а также выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка, как пояснили стороны, с кадастровым номером [Номер обезличен], в границах которого, по мнению заявителя, находится испрашиваемый земельный участок.

Письмом КУГИ от 24.10.2011 [Номер обезличен] отказано в предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: [Адрес обезличен], что мотивировано тем, что описание местоположения земельного участка, указанного в заявлении, не позволяет определить конкретное расположение участка на местности, а также установить наличие (отсутствие) прав третьих лиц; описание должно быть произведено относительно частей света к близлежащим ранее адресованным объектам недвижимости (л.д. 5).

Суд приходит к выводу, что представленная заявителем «схема расположения земельного участка на топографической съемке» не является документом, предусмотренным п. 2.3 Порядка, - схемой расположения земельного участка, отображенной на кадастровой карте или плане, удовлетворяющим предъявляемым к ним требованиям. Это подтверждается пояснениями представителя заявителя, утверждавшего, что она была изготовлена им самим на основе электронного документа - съемки земельного участка [Номер обезличен], полученного в филиале ФГУП «Ростехинвентаризация» и ему неизвестно, когда и кем была изготовлена эта съемка, в каком масштабе, какового расположение на ней объектов относительно частей света. Представленный документ выполнен произвольно, не исходит от органа местного самоуправления и является фотопланом (съемкой), из которого действительно невозможно установить, когда и кем он изготовлен, в каком масштабе, какового расположение на ней объектов относительно частей света, расположены ли изображенные на ней объекты в системе координат, установленной для ведения ГКН. Вследствие этого представленная заявителем схема не отвечает требованиям достоверности, а, учитывая, что испрашиваемый земельный участок не сформирован и не является учтенным, а также отсутствует текстовое описание его местоположения, позволяющее однозначно установить его расположение относительно системы координат (частей света) и других ранее адресованных объектов недвижимости, у КУГИ отсутствовала возможность проверки наличия (отсутствия) прав третьих лиц на него, а у органов местного самоуправления – возможность проверки соответствия местоположения земельного участка градостроительным ограничениям. Следовательно, заявителем не представлен один из обязательных документов, требуемых п. 2.3 Порядка, что повлекло невозможность разрешения по существу вопроса о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка.

Доводы представителя заявителя о том, что предъявленная заявителем схема и описание местоположения испрашиваемого земельного участка в совокупности с кадастровой выпиской на земельный участок [Номер обезличен] позволяет однозначно установить место расположения испрашиваемого земельного участка, не могут быть приняты во внимание также и ввиду того, что указанная кадастровая выписка в КУГИ до принятия им обжалуемого решения не предоставлялась. Обязанность описания местоположения испрашиваемого земельного участка и предоставления его в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, в силу вышеприведенных норм лежит на заявителе. Доводы представителя заявителя, изложенные в письменных пояснениях о том, что представленная схема и является кадастровым планом территории, противоречат его собственным устным пояснениям в судебном заседании, а, кроме того, опровергаются вышеизложенным. Ссылки сторон на наличие или отсутствие прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок как возможное основание для отказа в его предоставлении не имеют юридического значения, потому как фактически заявление по существу рассмотрено не было, основанием к чему явилась, в том числе, невозможность проверки наличия или отсутствия прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок ввиду отсутствия описания его местоположения.

Несмотря на то, что указанного в обжалуемом письме КУГИ основания отказа в предоставлении земельного участка законом не предусмотрено, в удовлетворении заявления следует отказать полностью, поскольку права, свободы или законные интересы заявителя не были нарушены принятым решением (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать полностью в удовлетворении заявления Кримезных Е.И. о признании незаконным (недействительным) отказа Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: [Адрес обезличен], выраженного в письме от 24.10.2011 [Номер обезличен], а также в обязании указанный орган устранить допущенное нарушение путем предоставления в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства данного земельного участка.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Рудничный районный суд г. Кемерово в течение 10 дней со дня составления 29.11.2011 решения судом в окончательной форме.

Судья