г. Кемерово «12» мая 2011 года
Судья Рудничного районного суда г. Кемерово Прошина Я.Г., рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Валиева Н.Э.,
У С Т А Н О В И Л:
10.05.2011 года в Рудничный районный суд г. Кемерово поступило определение государственного инспектора г. Кемерово по пожарному надзору ФИО4 о передаче дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ относится к компетенции судьи. С определением поступил материал об административном правонарушении.
Согласно протокола об административном правонарушении №199 от 10.05.2011 года, в помещении продовольственного магазина ИП Валиева Н.Э. по адресу: [Адрес обезличен], нарушены требования: - п. 21, 3, 33, 52, 43, 51, 27, 108, 15, 13, 40, 57, 16, 37, 64, 53, 6, 60, 7, 22 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01- 03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313; - ст. 89, 43, 60 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - п. 7 2 3, п. 7.2.4 СП 1.13130.2009; - п. 4.1.36, п. 4.2.7, п. 4.1.33 СП 9.13130.2009; - Постановление Коллегии АКО от 25. 04.06г. № 101; - ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; - СНиП 21-01-97* п. 6.27, 7.4, 5.21*, 6.28*, 6.16; - ПТЭЭП п.2.12.17; 1.6.1, 2.2.21, 2.2.20; - ПУЭ глава 1.6, 7.1.36, 2.1.47, 2.1.36, п. 2.1.37, 2.1.21, 2.1.26, п. 4, 10, 14 обязательного приложения, таблицы № 1 п. 9; - таблица № 3 п. 26, 38 НПБ 110-03; - таблица № 2 п. 14, 15 НПБ 104-03, - п. 4.3.1, п. 4.3.6, п. 4.1.33, п. 4.5.1, п. 4.5.4 Приложение «Г» СП 9.13130.2009; - №69-ФЗ статья 25, - ППБ 01-03 п. 15; - НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» раздел 3, а именно:
1. Территория организации своевременно не очищается от горючих отходов, мусора и тары п. 21 ППБ 01-03 (уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
2. Применены декоративно-отделочные, облицовочные материалы (краска, дерево) для отделки стен на путях эвакуации в коридорах и торговом зале, не в соответствии со статьей 134 части 6 и таблиц №28, 29 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, ст. 4 п. 4; ст. 89; ст. 134; ст. 151, таблица № 3, 28, 29 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 3, 53 ППБ 01-03 (возможно возникновение горения на путях эвакуации, при этом эвакуационные пути могут блокироваться опасными факторами пожара, уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
3. Для складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок и которые не обозначены на дверях помещений п. 33 ППБ 01-03 (увеличивается вероятность возникновения пожара при применении оборудования, не отвечающего требованиям для категорий помещений и классов зон, уменьшается уровень обеспечения пожарной безопасности на объекте);
4. Части зданий различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости с соответствующим заполнением проемов (складские помещения класса функциональной пожарной опасности Ф 5.2, торговые залы класса функциональной пожарной опасности Ф 3.1, административно-бытовые помещения класса функциональной пожарной опасности Ф 4.3 - не разделены между собой противопожарными) ст. 4 п. 4; ст. 88; ст. 151 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 7.4; 5.21* СНиП 21-01-97* (распространение горения и опасных факторов пожара на большие площади, уменьшается вероятность эвакуации из объекта, уменьшается время достижения опасных факторов пожара предельных значений, увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
5. Горизонтальные участки путей эвакуации шириной в свету для прохода к одиночным рабочим местам менее 0,7 м: рабочие места продавцов в торговых залах - ширина 40, 41, 57 см) ст. 4 п. 4; ст. 89; ст. 151 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ; СНиП 21-01-97* п. 6.27 (создаются препятствия для движения людей по эвакуационным путям, возможно травмирование людей при эвакуации);
6. Двери, расположенные на путях эвакуации, открываются не по направлению выхода из здания п. 52 ППБ 01-03 (может создаться опасная ситуация, когда будет затруднена или даже невозможна эвакуация группы людей, движущихся плотным потоком, увеличивается время эвакуации, уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
7. Ширина эвакуационных выходов в свету из помещений классов функциональной опасности Ф 5.2; Ф 3.1; Ф4.3 менее 1 метра 20 сантиметров, кроме центрального выхода (3-ий выход - 71 сантиметр, 4-ый выход - 72 сантиметра; 6-ой выход - 71 сантиметр) п. 43 ППБ 01-03; п. 6.16 СНиП 21-01-97* (уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
8. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации в свету из помещений классов функциональной опасности Ф 5.2; Ф3.1; Ф4.3 менее 1 метра 20 сантиметров п. 43 ППБ 01-03; п. 6.27 СНиП 21-01-97* (уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
9. На путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности п. 51 ППБ 01-03 (уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
10. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности частично не обозначены знаками пожарной безопасности (места обозначения огнетушителей) п. 27 ППБ 01-03 (уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
11. Каждый огнетушитель не имеет порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской п. 108, Приложение № 3 п. 8, 16 ППБ 01-03; НПБ 166-97 (уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
12. Не предоставлен распорядительный документ об установлении соответствующего пожарной опасности противопожарного режима п.3 ст. 9 Положения о Государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.04.2004 года; ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; п. 15 ППБ 01-03 (уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
13. Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях не вывешены на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны п. 13 ППБ-01-03 (возможно позднее сообщение о пожаре и как следствие уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
14. Установлены глухие решетки на окнах п. 40 ППБ 01-03 (может создаться крайне опасная ситуация когда основные пути эвакуации будут блокированы опасными факторами пожара, а эвакуация через окна будет невозможна, уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
15. Не произведен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной сети с составлением акта в 2-х экземплярах ППБ 01-03 п.57; ПУЭ глава 1.6; ПТЭЭП п.2.12.17 (возможно увеличение вероятности возникновения пожара);
16. Не выполнены трех проводными линии групповой сети, проложенные от групповых щитков до светильников общего освещения, штепсельных розеток и стационарных электроприемников п. 57 ППБ 01-03; п. 7.1.36 ПУЭ; п. 1.6.1 ПТЭЭП; ст. 4 п. 4; ст. 151 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (возможно увеличение вероятности возникновения пожара);
17. Не вывешены на видные места планы эвакуации людей в случае возникновения пожара в соответствии с ГОСТом 12.2.143 п. 16 ППБ 01-03; ГОСТ 12.2.143 -2009 (возможно увеличение времени начала эвакуации и как следствие уменьшение вероятности эвакуации);
18. Частично не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости, отверстия и зазоры в местах пересечения стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями п. 37 ППБ 01-03 (распространение горения и опасных факторов пожара на большие площади, уменьшается вероятность эвакуации из объекта, уменьшается время достижения опасных факторов пожара предельных значений, увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
19. Частично не заделаны огнестойким материалом отверстия в местах пересечения электрических проводов и кабелей с противопожарными преградами п. 64 ППБ 01-03 (распространение горения о опасных факторов пожара на большие площади, уменьшается вероятность эвакуации из объекта, уменьшается время достижения опасных факторов пожара предельных значений, увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
20. Помещения не обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с Приложением № 3 ППБ 01- 03, п. 108, Приложение № 3 ППБ 01-03 (трудности при борьбе с пожаром на начальной стадии, уменьшается время достижения опасных факторов пожара предельно допустимых значений, увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
21. В полу на путях эвакуации в местах перепада высот менее 45 см не предусмотрены лестницы с числом ступеней не менее трех или пандус с уклоном не более 1:6 (служебное помещение) ст. 4 п. 4; ст. 53; ст. 151 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п.53 ППБ 01-03; п. 6.28* СНиП 21-01-97* (создаются препятствия для движения людей по эвакуационным путям, особенно при плохой видимости и возможно травмирование людей при эвакуации);
22. Загромождены эвакуационные пути (проходы) различными материалами, оборудованием и мусором п. 53 ППБ-01-03 (создаются препятствия для движения людей по эвакуационным путям, особенно при плохой видимости и возможно травмирование людей при эвакуации);
23. Здание не оборудовано установкой автоматической пожарной сигнализации ст. 4 п. 4; ст. 83 п. 10 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4, 10, 14, обязательное приложение, таблица № 1 п. 9; таблица № 3 п. 26, 38; НПБ 110-03; П.16 ППБ 01-03 (позднее обнаружение пожара, увеличивается время эвакуации, и как следствие уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
24. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре ст. 4 п. 4; ст. 83 п. 10 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ; таблица № 2 п. 14, 15 НПБ 104-03; п.16 ППБ 01-03 (позднее обнаружение пожара, увеличивается время эвакуации, и как следствие уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
25. Распределительное устройство не обеспечено электрозащитными средствами, защитными противопожарными средствами (ящиком с песком), предупреждающими плакатами ППБ 01-03 п.3,57; ПТЭЭП п.2.2.21; 2.2.20 (увеличение вероятности возникновения пожара);
26. В местах, где возможны механические повреждения электропроводки, открыто проложенные провода и кабели не защищены от них своими защитными оболочками и недостаточно стойки по отношению к механическим воздействиям (в торговом зале) п. 3, 57 ППБ 01-03; п. 2.1.47 ПУЭ (увеличение вероятности возникновения пожара);
27. Не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности для производственных помещений п. 6 ППБ 01-03 (уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
28. Эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (торговый зал, помещение подвала) п. 60 ППБ 01-03 (увеличение вероятности возникновения пожара);
29. Не организована ежеквартальная проверка огнетушителей с отметкой в соответствующих паспортах и журналах ст. 101 п. 5 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.3.1; п. 4.3.6 СП 9.13130.2009 (трудности при борьбе с пожаром на начальной стадии, уменьшается время достижения опасных факторов пожара предельно допустимых значений, увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
30. Не предоставлен приказ об ответственном лице за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения п.3 ст. 9 Положение о Государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21,04.2004 года; ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ППБ 01-03 п. 108, Приложение №3 п.15 (трудности при борьбе с пожаром на начальной стадии, уменьшается время достижения опасных факторов пожара предельно допустимых значений, увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
31. Не проведено обучение ответственных лиц, назначенных за проведение противопожарного инструктажа, по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума, с получением свидетельства ст. 4 п. 4 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ; №69-ФЗ статья 25; ППБ 01-03 п.15; НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» раздел 3 (возможны неправильные действия при пожаре и как следствие уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
32. Не предоставлен журнал о проведении противопожарного инструктажа с работниками п.3 ст. 9 Положение о Государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.04.2004 года; ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; ППБ 01-03 п.7 (возможны неправильные действия при пожаре и как следствие уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
33. Не предоставлены журнал учета технического обслуживания огнетушителей и журнал проведения испытаний и перезарядки огнетушителей п.3 ст. 9 Положение о Государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.04.2004 года; ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; ст. 101 п. 5 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.1.33; п. 4.5.1; п.4.5.4 Приложение «Г» СП 9.13130.2009 (трудности при борьбе с пожаром на начальной стадии, уменьшается время достижения опасных факторов пожара предельно допустимых значений, увеличивается вероятно поражения опасных факторов пожара);
34. Не предусмотрены ограждения с перилами у лестницы, высотой более 45 см, расположенной в подвальном помещении п. 3 ППБ 01-03; п. 6.28* СНиП 21-01-97*(создаются препятствия для движения людей по эвакуационным путям, особенно при плохой видимости и возможно травмирование людей при эвакуации);
35. Противопожарные расстояния между зданиями используются под складирование материалов, тары и строительства временного сооружения п. 22 ППБ 01-03 (уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
36. Прокладка защищенных электропроводов (кабелей) с оболочками из сгораемых материалов и частично незащищенных проводов, расположенная на стенах из сгораемых материалов в помещениях, выполнена не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, а именно не отделена от поверхности слоем несгораемого материала, выступающим с каждой стороны провода (кабеля) не менее чем на 10 мм ППБ 01-03 п.3,57; ПУЭ п. 2.1.36; п. 2.1.37 (увеличение вероятности возникновения пожара);
37. Соединение электропроводов и кабелей, расположенных на стенах в помещениях ООО «[Данные изъяты]» и ИП ФИО3, выполнено не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, а именно в скрутку и в открытых коробках ППБ 01-03 п.З, 57, 60; ПУЭ п. 2.1.21, 2.1.26 (увеличение вероятности возникновения пожара);
38. Эксплуатируются поврежденные выключатели, расположенные в торговом зале п. 60, 57 ППБ 01-03 (увеличение вероятности возникновения пожара);
10.05.2011 года в отношении помещения продовольственного магазина ИП Валиева Н.Э. по адресу: [Адрес обезличен], вынесен протокол о временном запрете эксплуатации, с 10.05.2011 года и до рассмотрения дела об административном правонарушении судом. Протокол о временном запрете деятельности вынесен в связи с чем, что обнаруженные нарушения в области пожарной безопасности создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а именно:
- уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- возможно возникновение горения на путях эвакуации, при этом эвакуационные пути могут блокироваться опасными факторами пожара, уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- увеличивается вероятность возникновения пожара при применении оборудования не отвечающего требования для категорий помещений и классов зон, уменьшает уровень обеспечения пожарной безопасности на объекте;
- распространение горения и опасных факторов пожара на большие площади, уменьшается вероятность эвакуации из объекта, уменьшается время достижения опасных факторов пожара предельных значений, увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- создаются препятствия для движения людей по эвакуационным путям, возможно травмирование людей при эвакуации;
- может создаться опасная ситуация когда будет затруднена или даже невозможна эвакуация группы людей движущихся плотным потоком, увеличивается время эвакуации, уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- возможно позднее сообщение о пожаре и как следствие уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- может создаться крайне опасная ситуация когда основные пути эвакуации будут блокированы опасными факторами пожара, а эвакуация через окна будет невозможна, уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- возможно увеличение вероятности возникновения пожара;
- возможно увеличение времени начала эвакуации и как следствие уменьшение вероятности эвакуации;
- трудности при борьбе с пожаром на начальной стадии, уменьшается время достижения опасных факторов пожара предельно допустимых значений, увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- создаются препятствия для движения людей по эвакуационным путям, особенно при плохой видимости и возможно травмирование людей при эвакуации;
- позднее обнаружение пожара, увеличивается время эвакуации, и как следствие уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- увеличение вероятности возникновения пожара);
- возможны неправильные действия при пожаре и как следствие уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
Инспектор по пожарному надзору ФИО4 в судебном заседании пояснила, что по результатам проверки в целях контроля пожарной безопасности в отношении помещения продовольственного магазина ИП Валиева Н.Э. по адресу: [Адрес обезличен], вынесен протокол об административном правонарушении от 10.05.2011 года. Также в отношении помещения продовольственного магазина ИП Валиева Н.Э. вынесен протокол о временном прекращении эксплуатации, поскольку указанные в протоколе нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей. По результатам проверки составлен акт, в котором указаны допущенные нарушения.
Правонарушитель Валиев Н.Э. в судебном заседании пояснил, что допущенные нарушения пожарной безопасности он обязуется устранить.
Выслушав пояснения инспектора, правонарушителя, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что деятельность продовольственного магазина ИП Валиева Н.Э. по адресу: [Адрес обезличен] следует приостановить.
Согласно ч.2 ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20,4 КоАП РФ в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Согласно ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 21 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.
Согласно п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно п. 33 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений.
Около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, следует вывешивать стандартные знаки безопасности.
Применение в процессах производства материалов и веществ с неисследованными показателями их пожаровзрывоопасности или не имеющих сертификатов, а также их хранение совместно с другими материалами и веществами не допускается.
Согласно п. 52 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
Согласно п. 43 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек - зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культовые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проектирования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
При определении максимально допустимого количества людей в помещении в указанных выше случаях следует принимать расчетную площадь, приходящуюся на одного человека, в размере 0,75 м2/чел. При этом размеры путей эвакуации и эвакуационных выходов должны обеспечивать эвакуацию людей за пределы зальных помещений в течение необходимого времени эвакуации людей.
Согласно п. 51 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Согласно п. 27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать".
Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
Согласно п. 108 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3.
Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.
Согласно п. 15 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.
Согласно п. 13 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
Согласно п. 40 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке;
Согласно п. 57 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
Согласно п. 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Согласно п. 37 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры должны быть заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.
Согласно п. 64 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, отверстия в местах пересечения электрических проводов и кабелей (проложенных впервые или взамен существующих) с противопожарными преградами в зданиях и сооружениях должны быть заделаны огнестойким материалом до включения электросети под напряжение.
Согласно п. 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Согласно п. 6 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.) в соответствии с приложением N 1.
Согласно п. 60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, при эксплуатации действующих электроустановок запрещается: пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями; обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Согласно п. 7 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.
Согласно п. 22 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений.
Согласно п. 22 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказ от 18 июня 2003 г. № 313, в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:
определены и оборудованы места для курения;
определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
регламентированы:
порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
действия работников при обнаружении пожара;
определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.
Согласно ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Части здания различной функциональной пожарной опасности разделяются противопожарными преградами и должны быть обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами.
Согласно ст. 43 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами и подразделяются на следующие типы:
1) переносные и передвижные огнетушители;
2) пожарные краны и средства обеспечения их использования;
3) пожарный инвентарь;
4) покрывала для изоляции очага возгорания.
Согласно ст. 60 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания, сооружения и строения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения лицами, уполномоченными владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями.
Номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавливаются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения или строения, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала.
Согласно п. 7.2.3 свода правил «системы противопожарной защиты эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 171, ширину эвакуационного выхода (двери) из торговых залов следует определять по числу эвакуирующихся через выход людей согласно таблице 20, но не менее 1,2 м в залах вместимостью более 50 чел.
Согласно п. 7.2.4 свода правил «системы противопожарной защиты эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 171, ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее, м:
1,4 - при торговой площади до 100 кв. м;
1,6 - при торговой площади св. 100 до 150 кв. м;
2 - при торговой площади св. 150 до 400 кв. м;
2,5 - при торговой площади св. 400 кв. м.
Площадь проходов между турникетами, кабинами контролеров-кассиров и проходов с наружной стороны торгового зала вдоль расчетного узла в площадь основных эвакуационных проходов не включается.
Согласно п. 4.1.36 Свода правил «Техника пожарная огнетушители требования к эксплуатации», утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179, определение необходимого количества огнетушителей для защиты конкретного объекта производят по приложению N 3 правил [3].
Согласно п. 4.2.7 Свода правил «Техника пожарная огнетушители требования к эксплуатации», утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179, огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, должны быть установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола; переносные огнетушители, имеющие полную массу 15 кг и более, должны устанавливаться так, чтобы верх огнетушителя располагался на высоте не более 1,0 м. Они могут устанавливаться на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии.
Согласно п. 4.1.33 Свода правил «Техника пожарная огнетушители требования к эксплуатации», утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179, каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер и специальный паспорт. Учет проверки наличия и состояния огнетушителей следует вести в журнале по рекомендуемой форме (Приложение Г).
Согласно ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно п. 6.27 СНиП 21-01-97*, принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. № 18-7, высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:
1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1 более 15 чел., из помещений других классов функциональной пожарной опасности - более 50 чел.;
0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам;
1,0 м - во всех остальных случаях.
В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Согласно п. 7.4 СНиП 21-01-97*, принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. № 18-7, части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
Согласно п. 5.21* СНиП 21-01-97*, принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. № 18-7, здания и части зданий - помещения или группы помещений, функционально связанных между собой, по функциональной пожарной опасности подразделяются на классы в зависимости от способа их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находится под угрозой, с учетом их возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна, вида основного функционального контингента и его количества:
Ф3 Предприятия по обслуживанию населения (помещения этих предприятий характерны большей численностью посетителей, чем обслуживающего персонала):
Ф3.1 Предприятия торговли;
Согласно п. 6.28* СНиП 21-01-97*, принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. № 18-7, в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6.
При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами.
На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.
Согласно п. 6.16 СНиП 21-01-97*, принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. № 18-7, высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее:
1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.;
0,8 м - во всех остальных случаях.
Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в 6.29.
Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Согласно п. 2.12.17 правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 6 проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств должны проводиться при вводе сети электрического освещения в эксплуатацию, а в дальнейшем - по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя, но не реже одного раза в три года. Результаты замеров оформляются актом (протоколом) в соответствии с нормами испытания электрооборудования (Приложение 3).
Согласно п. 1.6.1 правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 6 потребители должны обеспечить проведение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов, модернизации и реконструкции оборудования электроустановок. Ответственность за их проведение возлагается на руководителя.
Согласно п. 2.2.21 правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 6 в РУ должны находиться электрозащитные средства и средства индивидуальной защиты (в соответствии с нормами комплектования средствами защиты), защитные противопожарные и вспомогательные средства (песок, огнетушители) и средства для оказания первой помощи пострадавшим от несчастных случаев.
Для РУ, обслуживаемых оперативно-выездными бригадами (далее - ОВБ), средства защиты могут находиться у ОВБ.
Согласно п. 2.2.21 правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 6 на дверях и внутренних стенках камер ЗРУ, оборудовании ОРУ, лицевых и внутренних частях КРУ наружной и внутренней установки, сборках, а также на лицевой и оборотной сторонах панелей щитов должны быть выполнены надписи, указывающие назначение присоединений и их диспетчерское наименование.
На дверях РУ должны быть предупреждающие плакаты и знаки установленного образца.
На предохранительных щитках и (или) у предохранителей присоединений должны быть надписи, указывающие номинальный ток плавкой вставки.
Главой 1.6 Правил устройства электроустановок, утвержденной Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР 13 мая 1976 года, регламентирован порядок измерения электрических величин.
Согласно п. 7.1.36 Правил устройства электроустановок, утвержденных Министром топлива и энергетики Российской Федерации 6 октября 1999 года, во всех зданиях линии групповой сети, прокладываемые от групповых, этажных и квартирных щитков до светильников общего освещения, штепсельных розеток и стационарных электроприемников, должны выполняться трехпроводными (фазный - L, нулевой рабочий - N и нулевой защитный - PE проводники).
Согласно п. 2.1.47 Правил устройства электроустановок, утверждена Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР 5 октября 1979 года, в местах, где возможны механические повреждения электропроводки, открыто проложенные провода и кабели должны быть защищены от них своими защитными оболочками, а если такие оболочки отсутствуют или недостаточно стойки по отношению к механическим воздействиям, - трубами, коробами, ограждениями или применением скрытой электропроводки.
Согласно п. 2.1.36 Правил устройства электроустановок, утверждена Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР 5 октября 1979 года, прокладка проводов и кабелей, труб и коробов с проводами и кабелями по условиям пожарной безопасности должна удовлетворять требованиям табл. 2.1.3., согласно которой прокладка защищенных проводов и кабелей в оболочке из сгораемых материалов, осуществляется на роликах, изоляторах или с подкладкой несгораемых материалов.
Согласно п. 2.1.37 Правил устройства электроустановок, утверждена Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР 5 октября 1979 года, при открытой прокладке защищенных проводов (кабелей) с оболочками из сгораемых материалов и незащищенных проводов расстояние в свету от провода (кабеля) до поверхности оснований, конструкций, деталей из сгораемых материалов должно составлять не менее 10 мм. При невозможности обеспечить указанное расстояние провод (кабель) следует отделять от поверхности слоем несгораемого материала, выступающим с каждой стороны провода (кабеля) не менее чем на 10 мм.
Согласно п. 2.1.21 Правил устройства электроустановок, утверждена Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР 5 октября 1979 года, соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке.
Согласно п. 2.1.26 Правил устройства электроустановок, утверждена Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР 5 октября 1979 года, соединение и ответвление проводов и кабелей, за исключением проводов, проложенных на изолирующих опорах, должны выполняться в соединительных и ответвительных коробках, в изоляционных корпусах соединительных и ответвительных сжимов, в специальных нишах строительных конструкций, внутри корпусов электроустановочных изделий, аппаратов и машин. При прокладке на изолирующих опорах соединение или ответвление проводов следует выполнять непосредственно у изолятора, клицы или на них, а также на ролике.
Согласно п. 26, 38 таблицы №3 норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 315, помещения административного и общественного назначения независимо от площади подлежат оборудованию автоматической пожарной сигнализацией,
Согласно п. 14, 15 таблицы 2 норм пожарной безопасности "проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 июня 2003 г. № 323, административные здания до 6 этажей подлежат оборудованию системой оповещения людей при пожаре.
Согласно п. 4.3.1 Свода правил «Техника пожарная огнетушители требования к эксплуатации», утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179, огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации. Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей.
Согласно п. 4.3.6 Свода правил «Техника пожарная огнетушители требования к эксплуатации», утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179, ежеквартальная проверка включает в себя осмотр места установки огнетушителей и подходов к ним, а также проведение внешнего осмотра огнетушителей по 4.3.5.
Согласно п. 4.1.33 Свода правил «Техника пожарная огнетушители требования к эксплуатации», утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179, каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер и специальный паспорт. Учет проверки наличия и состояния огнетушителей следует вести в журнале по рекомендуемой форме (Приложение Г).
Согласно п. 4.5.1 Свода правил «Техника пожарная огнетушители требования к эксплуатации», утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179, о проведенном техническом обслуживании делается отметка в паспорте, на корпусе (с помощью этикетки или бирки) огнетушителя и производится запись в специальном журнале (4.5.4, Приложение Г).
Согласно п. 4.5.4 Свода правил «Техника пожарная огнетушители требования к эксплуатации», утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179, в журнале учета огнетушителей на объекте должна содержаться следующая информация:
- марка огнетушителя, присвоенный ему номер, дата введения его в эксплуатацию, место его установки;
- параметры огнетушителя при первоначальном осмотре (масса, давление, марка заряженного ОТВ, заметки о техническом состоянии огнетушителя);
- дата проведения осмотра, замечания о состоянии огнетушителя;
- дата проведения технического обслуживания со вскрытием огнетушителя;
- дата проведения проверки или замены заряда ОТВ, марка заряженного ОТВ;
- наименование организации, проводившей перезарядку;
- дата поверки индикатора и регулятора давления, кем проверены;
- дата проведения испытания огнетушителя и его узлов на прочность, наименование организации, проводившей испытание; дата следующего планового испытания;
- состояние ходовой части передвижного огнетушителя, дата ее проверки, выявленные недостатки, намеченные мероприятия;
- должность, фамилия, имя, отчество и подпись ответственного лица.
В приложении «Г» Свода правил «Техника пожарная огнетушители требования к эксплуатации», утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179, содержатся рекомендуемые образцы документов по техническому обслуживанию огнетушителей.
Судом установлено, что в отношении продовольственного магазина ИП Валиева Н.Э. по адресу: [Адрес обезличен], составлен протокол об административном нарушении требований в области пожарной безопасности №199 от 10.05.2011 года, поскольку в продовольственном магазине ИП Валиева Н.Э. нарушены требования в области пожарной безопасности: - п. 21, 3, 33, 52, 43, 51, 27, 108, 15, 13, 40, 57, 16, 37, 64, 53, 6, 60, 7, 22 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01- 03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313; - ст. 89, 43, 60 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - п. 7 2 3, п. 7.2.4 СП 1.13130.2009; - п. 4.1.36, п. 4.2.7, п. 4.1.33 СП 9.13130.2009; - Постановление Коллегии АКО от 25. 04.06г. № 101; - ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; - СНиП 21-01-97* п. 6.27, 7.4, 5.21*, 6.28*, 6.16; - ПТЭЭП п.2.12.17; 1.6.1, 2.2.21, 2.2.20; - ПУЭ глава 1.6, 7.1.36, 2.1.47, 2.1.36, п. 2.1.37, 2.1.21, 2.1.26, п. 4, 10, 14 обязательного приложения, таблицы № 1 п. 9; - таблица № 3 п. 26, 38 НПБ 110-03; - таблица № 2 п. 14, 15 НПБ 104-03, - п. 4.3.1, п. 4.3.6, п. 4.1.33, п. 4.5.1, п. 4.5.4 Приложение «Г» СП 9.13130.2009; - №69-ФЗ статья 25, - ППБ 01-03 п. 15; - НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» раздел 3, а именно:
1. Территория организации своевременно не очищается от горючих отходов, мусора и тары п. 21 ППБ 01-03 (уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
2. Применены декоративно-отделочные, облицовочные материалы (краска, дерево) для отделки стен на путях эвакуации в коридорах и торговом зале, не в соответствии со статьей 134 части 6 и таблиц №28, 29 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, ст. 4 п. 4; ст. 89; ст. 134; ст. 151, таблица № 3, 28, 29 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 3, 53 ППБ 01-03 (возможно возникновение горения на путях эвакуации, при этом эвакуационные пути могут блокироваться опасными факторами пожара, уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
3. Для складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок и которые не обозначены на дверях помещений п. 33 ППБ 01-03 (увеличивается вероятность возникновения пожара при применении оборудования, не отвечающего требованиям для категорий помещений и классов зон, уменьшается уровень обеспечения пожарной безопасности на объекте);
4. Части зданий различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости с соответствующим заполнением проемов (складские помещения класса функциональной пожарной опасности Ф 5.2, торговые залы класса функциональной пожарной опасности Ф 3.1, административно-бытовые помещения класса функциональной пожарной опасности Ф 4.3 - не разделены между собой противопожарными) ст. 4 п. 4; ст. 88; ст. 151 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 7.4; 5.21* СНиП 21-01-97* (распространение горения и опасных факторов пожара на большие площади, уменьшается вероятность эвакуации из объекта, уменьшается время достижения опасных факторов пожара предельных значений, увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
5. Горизонтальные участки путей эвакуации шириной в свету для прохода к одиночным рабочим местам менее 0,7 м: рабочие места продавцов в торговых залах - ширина 40, 41, 57 см) ст. 4 п. 4; ст. 89; ст. 151 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ; СНиП 21-01-97* п. 6.27 (создаются препятствия для движения людей по эвакуационным путям, возможно травмирование людей при эвакуации);
6. Двери, расположенные на путях эвакуации, открываются не по направлению выхода из здания п. 52 ППБ 01-03 (может создаться опасная ситуация, когда будет затруднена или даже невозможна эвакуация группы людей, движущихся плотным потоком, увеличивается время эвакуации, уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
7. Ширина эвакуационных выходов в свету из помещений классов функциональной опасности Ф 5.2; Ф 3.1; Ф4.3 менее 1 метра 20 сантиметров, кроме центрального выхода (3-ий выход - 71 сантиметр, 4-ый выход - 72 сантиметра; 6-ой выход - 71 сантиметр) п. 43 ППБ 01-03; п. 6.16 СНиП 21-01-97* (уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
8. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации в свету из помещений классов функциональной опасности Ф 5.2; Ф3.1; Ф4.3 менее 1 метра 20 сантиметров п. 43 ППБ 01-03; п. 6.27 СНиП 21-01-97* (уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
9. На путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности п. 51 ППБ 01-03 (уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
10. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности частично не обозначены знаками пожарной безопасности (места обозначения огнетушителей) п. 27 ППБ 01-03 (уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
11. Каждый огнетушитель не имеет порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской п. 108, Приложение № 3 п. 8, 16 ППБ 01-03; НПБ 166-97 (уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
12. Не предоставлен распорядительный документ об установлении соответствующего пожарной опасности противопожарного режима п.3 ст. 9 Положения о Государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.04.2004 года; ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; п. 15 ППБ 01-03 (уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
13. Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях не вывешены на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны п. 13 ППБ-01-03 (возможно позднее сообщение о пожаре и как следствие уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
14. Установлены глухие решетки на окнах п. 40 ППБ 01-03 (может создаться крайне опасная ситуация когда основные пути эвакуации будут блокированы опасными факторами пожара, а эвакуация через окна будет невозможна, уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
15. Не произведен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной сети с составлением акта в 2-х экземплярах ППБ 01-03 п.57; ПУЭ глава 1.6; ПТЭЭП п.2.12.17 (возможно увеличение вероятности возникновения пожара);
16. Не выполнены трех проводными линии групповой сети, проложенные от групповых щитков до светильников общего освещения, штепсельных розеток и стационарных электроприемников п. 57 ППБ 01-03; п. 7.1.36 ПУЭ; п. 1.6.1 ПТЭЭП; ст. 4 п. 4; ст. 151 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (возможно увеличение вероятности возникновения пожара);
17. Не вывешены на видные места планы эвакуации людей в случае возникновения пожара в соответствии с ГОСТом 12.2.143 п. 16 ППБ 01-03; ГОСТ 12.2.143 -2009 (возможно увеличение времени начала эвакуации и как следствие уменьшение вероятности эвакуации);
18. Частично не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости, отверстия и зазоры в местах пересечения стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями п. 37 ППБ 01-03 (распространение горения и опасных факторов пожара на большие площади, уменьшается вероятность эвакуации из объекта, уменьшается время достижения опасных факторов пожара предельных значений, увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
19. Частично не заделаны огнестойким материалом отверстия в местах пересечения электрических проводов и кабелей с противопожарными преградами п. 64 ППБ 01-03 (распространение горения о опасных факторов пожара на большие площади, уменьшается вероятность эвакуации из объекта, уменьшается время достижения опасных факторов пожара предельных значений, увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
20. Помещения не обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с Приложением № 3 ППБ 01- 03, п. 108, Приложение № 3 ППБ 01-03 (трудности при борьбе с пожаром на начальной стадии, уменьшается время достижения опасных факторов пожара предельно допустимых значений, увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
21. В полу на путях эвакуации в местах перепада высот менее 45 см не предусмотрены лестницы с числом ступеней не менее трех или пандус с уклоном не более 1:6 (служебное помещение) ст. 4 п. 4; ст. 53; ст. 151 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п.53 ППБ 01-03; п. 6.28* СНиП 21-01-97* (создаются препятствия для движения людей по эвакуационным путям, особенно при плохой видимости и возможно травмирование людей при эвакуации);
22. Загромождены эвакуационные пути (проходы) различными материалами, оборудованием и мусором п. 53 ППБ-01-03 (создаются препятствия для движения людей по эвакуационным путям, особенно при плохой видимости и возможно травмирование людей при эвакуации);
23. Здание не оборудовано установкой автоматической пожарной сигнализации ст. 4 п. 4; ст. 83 п. 10 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4, 10, 14, обязательное приложение, таблица № 1 п. 9; таблица № 3 п. 26, 38; НПБ 110-03; П.16 ППБ 01-03 (позднее обнаружение пожара, увеличивается время эвакуации, и как следствие уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
24. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре ст. 4 п. 4; ст. 83 п. 10 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ; таблица № 2 п. 14, 15 НПБ 104-03; п.16 ППБ 01-03 (позднее обнаружение пожара, увеличивается время эвакуации, и как следствие уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
25. Распределительное устройство не обеспечено электрозащитными средствами, защитными противопожарными средствами (ящиком с песком), предупреждающими плакатами ППБ 01-03 п.3,57; ПТЭЭП п.2.2.21; 2.2.20 (увеличение вероятности возникновения пожара);
26. В местах, где возможны механические повреждения электропроводки, открыто проложенные провода и кабели не защищены от них своими защитными оболочками и недостаточно стойки по отношению к механическим воздействиям (в торговом зале) п. 3, 57 ППБ 01-03; п. 2.1.47 ПУЭ (увеличение вероятности возникновения пожара);
27. Не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности для производственных помещений п. 6 ППБ 01-03 (уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
28. Эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (торговый зал, помещение подвала) п. 60 ППБ 01-03 (увеличение вероятности возникновения пожара);
29. Не организована ежеквартальная проверка огнетушителей с отметкой в соответствующих паспортах и журналах ст. 101 п. 5 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.3.1; п. 4.3.6 СП 9.13130.2009 (трудности при борьбе с пожаром на начальной стадии, уменьшается время достижения опасных факторов пожара предельно допустимых значений, увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
30. Не предоставлен приказ об ответственном лице за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения п.3 ст. 9 Положение о Государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21,04.2004 года; ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ППБ 01-03 п. 108, Приложение №3 п.15 (трудности при борьбе с пожаром на начальной стадии, уменьшается время достижения опасных факторов пожара предельно допустимых значений, увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
31. Не проведено обучение ответственных лиц, назначенных за проведение противопожарного инструктажа, по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума, с получением свидетельства ст. 4 п. 4 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ; №69-ФЗ статья 25; ППБ 01-03 п.15; НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» раздел 3 (возможны неправильные действия при пожаре и как следствие уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
32. Не предоставлен журнал о проведении противопожарного инструктажа с работниками п.3 ст. 9 Положение о Государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.04.2004 года; ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; ППБ 01-03 п.7 (возможны неправильные действия при пожаре и как следствие уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
33. Не предоставлены журнал учета технического обслуживания огнетушителей и журнал проведения испытаний и перезарядки огнетушителей п.3 ст. 9 Положение о Государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.04.2004 года; ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; ст. 101 п. 5 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.1.33; п. 4.5.1; п.4.5.4 Приложение «Г» СП 9.13130.2009 (трудности при борьбе с пожаром на начальной стадии, уменьшается время достижения опасных факторов пожара предельно допустимых значений, увеличивается вероятно поражения опасных факторов пожара);
34. Не предусмотрены ограждения с перилами у лестницы, высотой более 45 см, расположенной в подвальном помещении п. 3 ППБ 01-03; п. 6.28* СНиП 21-01-97*(создаются препятствия для движения людей по эвакуационным путям, особенно при плохой видимости и возможно травмирование людей при эвакуации);
35. Противопожарные расстояния между зданиями используются под складирование материалов, тары и строительства временного сооружения п. 22 ППБ 01-03 (уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара);
36. Прокладка защищенных электропроводов (кабелей) с оболочками из сгораемых материалов и частично незащищенных проводов, расположенная на стенах из сгораемых материалов в помещениях, выполнена не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, а именно не отделена от поверхности слоем несгораемого материала, выступающим с каждой стороны провода (кабеля) не менее чем на 10 мм ППБ 01-03 п.3,57; ПУЭ п. 2.1.36; п. 2.1.37 (увеличение вероятности возникновения пожара);
37. Соединение электропроводов и кабелей, расположенных на стенах в помещениях ООО «НИИГД» и ИП Родионова Н.И., выполнено не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, а именно в скрутку и в открытых коробках ППБ 01-03 п.З, 57, 60; ПУЭ п. 2.1.21, 2.1.26 (увеличение вероятности возникновения пожара);
38. Эксплуатируются поврежденные выключатели, расположенные в торговом зале п. 60, 57 ППБ 01-03 (увеличение вероятности возникновения пожара);
Кроме того, 10.05.2011 года в отношении продовольственного магазина ИП Валиева Н.Э. по адресу: [Адрес обезличен] вынесен протокол о временном запрете эксплуатации, с 10.05.2011 года и до рассмотрения дела об административном правонарушении судом. Протокол о временном запрете деятельности вынесен в связи с чем, что обнаруженные нарушения в области пожарной безопасности создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
В судебном заседании установлено, что нарушения в области требований пожарной безопасности, указанные в протоколе об административном правонарушении, до настоящего времени не устранены. Для их устранения необходимо дополнительное время и эвакуация граждан. Посещение здания продовольственного магазина ИП Валиева Н.Э. по адресу: [Адрес обезличен] гражданами и работниками без устранения указанных нарушений угрожает их жизни и здоровью, поскольку при обнаруженных нарушениях:
- уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- возможно возникновение горения на путях эвакуации, при этом эвакуационные пути могут блокироваться опасными факторами пожара, уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- увеличивается вероятность возникновения пожара при применении оборудования не отвечающего требования для категорий помещений и классов зон, уменьшает уровень обеспечения пожарной безопасности на объекте;
- распространение горения и опасных факторов пожара на большие площади, уменьшается вероятность эвакуации из объекта, уменьшается время достижения опасных факторов пожара предельных значений, увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- создаются препятствия для движения людей по эвакуационным путям, возможно травмирование людей при эвакуации;
- может создаться опасная ситуация когда будет затруднена или даже невозможна эвакуация группы людей движущихся плотным потоком, увеличивается время эвакуации, уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- возможно позднее сообщение о пожаре и как следствие уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- может создаться крайне опасная ситуация когда основные пути эвакуации будут блокированы опасными факторами пожара, а эвакуация через окна будет невозможна, уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- возможно увеличение вероятности возникновения пожара;
- возможно увеличение времени начала эвакуации и как следствие уменьшение вероятности эвакуации;
- трудности при борьбе с пожаром на начальной стадии, уменьшается время достижения опасных факторов пожара предельно допустимых значений, увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- создаются препятствия для движения людей по эвакуационным путям, особенно при плохой видимости и возможно травмирование людей при эвакуации;
- позднее обнаружение пожара, увеличивается время эвакуации, и как следствие уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара;
- увеличение вероятности возникновения пожара;
- возможны неправильные действия при пожаре и как следствие уменьшается вероятность эвакуации из объекта и увеличивается вероятность поражения опасных факторов пожара, что создает непосредственную опасность жизни и здоровья людей.
Таким образом, назначение административного наказания в виде предупреждения или штрафа не сможет обеспечить целей административного наказания, суд считает, что целям административного наказания будет способствовать только административное приостановление деятельности, поскольку до момента устранения допущенных нарушений люди в помещении продовольственного магазина ИП Валиева Н.Э. по адресу: [Адрес обезличен] находиться не будут. Суд считает, что эксплуатацию продовольственного магазина ИП Валиева Н.Э. необходимо приостановить на срок до 40 суток, со дня вынесения судебного решения, поскольку данный срок, по мнению суда, необходим для устранения допущенных нарушений.
Судом установлено, что допущенные нарушения в области требований пожарной безопасности создают реальную угрозу для жизни и здоровья людей, в связи с чем, суд считает необходимым приостановить деятельность продовольственного магазина ИП Валиева Н.Э. на срок до 40 суток со дня вынесения постановления. При этом суд считает необходимым в соответствии с ч.5 ст. 29.6 КоАП РФ зачесть срок временного запрета деятельности с 10.05.2011 года по 12.05.2011 года в срок административного приостановления деятельности.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 23.1, ст. 20.4 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Индивидуального предпринимателя Валиева Н.Э. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде приостановления эксплуатации помещения продовольственного магазина ИП Валиева Н.Э. по адресу: [Адрес обезличен], сроком до 40 суток со дня вынесения постановления.
Зачесть срок временного запрета деятельности с 10.05.2011 года по 12.05.2011 года в срок административного приостановления деятельности.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: