Рудничный районный суд г. Кемерово в составе судьи Нестеренко А.О., при секретаре Рогозиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 11.10.2011 дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «СДРСУ-2» (далее - Общество), расположенного по адресу: [Адрес обезличен], с участием представителя Южно-Сибирского управления Ростехнадзора Пересторонина С.С. (доверенность от 16.06.2011 сроком до 31.12.2011), законного представителя лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, - директора Общества Нугаева Х.Х., В отношении Общества главным государственным инспектором Межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производствами и объектами Южно-Сибирского управления Ростехнадзора ФИО1 07.10.2011 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, поскольку нарушены требования Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности), Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании). А именно: при проведении внеплановой проверки соблюдения требований промышленной безопасности на основании распоряжения и.о. руководителя Южно-Сибирского управления ФИО2 от 30. 09. 2011 № 2709-р, о проведении внеплановой выездной проверки ООО «СДРСУ-2» на основании письма от 19.09.2011[Номер обезличен] УФСБ России по Кемеровской области, было установлено, что ООО «СДРСУ-2» осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта - сырьевой склад нефтепродуктов в отсутствии лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации указанного объекта на котором осуществляется использование, хранение, переработка опасных веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»: горючей жидкости-мазута, горючего вещества-битума (на площадке находятся 13 емкостей: 7 емкостей под мазут, 6 емкостей под битум) для установки по производству асфальтобетонных смесей), расположенного по адресу: [Адрес обезличен]. Деятельность, связанная с эксплуатацией взрывопожароопасного производственного объекта - сырьевого склада нефтепродуктов ООО «СДРСУ-2», подлежит лицензированию в установленном порядке (ст. 4. 7 № 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности»). К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой ущерб правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов методами, кроме как лицензирование (ст. 4 №128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Указанные административные правонарушения влекут за собой непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, угрозу причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды, и дальнейшая эксплуатация взрывопожароопасного производственного объекта - сырьевого склада нефтепродуктов ООО «СДРСУ-2» без лицензии представляет потенциальную угрозу. В судебном заседании представитель Ростехнадзора Пересторонин С.С. просил приостановить деятельность Общества, пояснил, что на складе постоянно находится минимум 1 человек, а всего по штатному расписанию на асфальтобетонном заводе работает 15 человек, для устранения выявленных нарушений объективно необходимо не менее 2 месяцев, поскольку только один срок выдачи лицензии составляет 45 дней, а до подачи документов на лицензирование Обществу необходимо устранить остальные нарушения. К административной ответственности предприятие ранее не привлекалось. Представитель юридического лица – директор Общества – Нугаев Х.Х. вину Общества признал, пояснил, что ранее он заблуждался относительно того, что склад нефтепродуктов относится к опасным производственным объектам, потому Обществом и были допущены все те нарушения, которые были выявлены при проверке Ростехнадзором. На складе в емкостях хранятся горючие взрывоопасные вещества – мазут и битум в железнодорожных цистернах, до фактического приостановления деятельности в 15 часов 07.10.2011, деятельность по их использованию, переработке для производства асфальтобетонных смесей осуществлялась. Планировалось осуществлять эту деятельность до ноября в связи с окончанием сезона дорожно-строительных работ. На складе постоянно работает и находится 1 человек. Все нарушения будут устранены в срок, не менее чем в 2 месяца. Ранее к административной ответственности предприятие не привлекалось. Суд, заслушав объяснения указанных лиц, изучив материалы дела, считает, что поведение Общества правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Закон о промышленной безопасности), в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону о промышленной безопасности (п. 1 ст. 2). Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 2). Согласно пп. «в» п. 1 вышеуказанного Приложения объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, горючие вещества - жидкости, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, относятся к категории опасных производственных объектов. В соответствии с требованиями промышленной безопасности, содержащимися в ст. 9 Закона о промышленной безопасности, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц. В силу п. 28 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2011 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию. Согласно п. 2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008, эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах в соответствии с перечнем согласно приложению, т.е. получение, использование, переработка, хранение, транспортирование, уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных вышеуказанным приложением 1 к Закону о промышленной безопасности. Правилами промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 20.05.2003 № 33, установлено следующее: Нефтебазы и склады нефтепродуктов, на которые распространяется действие настоящих Правил, должны иметь: - лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; - разрешение на применение технических устройств, в том числе иностранного производства, на опасных производственных объектах; - документ о регистрации ОПО в государственном реестре (п. 1.5); Организация, эксплуатирующая ОПО нефтебаз или складов нефтепродуктов, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности (п. 1.7); Предотвращение образования во взрывоопасной среде источников зажигания должно достигаться: - применением приемов и режимов технологического процесса, оборудования, удовлетворяющих требованиям электростатической безопасности; - устройством и регулярной проверкой молниезащиты зданий, сооружений и оборудования; - применением в конструкции быстродействующих средств защитного отключения возможных источников зажигания (п. 2.1.6); Технологическое оборудование, здания и сооружения в зависимости от назначения, класса взрывоопасных и пожароопасных зон должны быть оборудованы молниезащитой, защитой от статического электричества и вторичных проявлений молний в соответствии с требованиями нормативных документов по проектированию и устройству молниезащиты зданий и сооружений и защите от статического электричества (3.3.1); В целях защиты от проявлений статического электричества заземлению подлежат наземные трубопроводы через каждые 200 м и дополнительно на каждом ответвлении с присоединением каждого ответвления к заземлителю (3.3.12); Оборудование, отработавшее нормативный срок службы, должно проходить техническое диагностирование и экспертизу промышленной безопасности технических устройств. Эксплуатация оборудования без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности не допускается (4.25). Все оборудование и приборы, монтируемые на нефтебазах и складах нефтепродуктов, должны иметь паспорта организации-изготовителя и копии разрешения органов Госгортехнадзора России на их применение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (4.27). Правилами устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.06.2003 № 80, установлено, что на все трубопроводы высокого давления [свыше 10 МПа (100 кгс/см2)] и трубопроводы низкого давления [до 10 МПа (100 кгс/см2) включительно] категорий I, II, III, а также трубопроводы всех категорий, транспортирующие вещества при скорости коррозии металла трубопровода 0,5 мм/год, составляется паспорт установленного образца (п. 9.1.4). Постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 № 1540 «О применении технических устройств на опасных производственных объектах» установлено: На основании результатов проведенных приемочных испытаний и сертификата соответствия требованиям промышленной безопасности Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдает разрешение на применение конкретного вида (типа) технического устройства (п. 7); В технической документации на техническое устройство, в том числе иностранного производства, предназначенное для применения на опасном производственном объекте, организация-изготовитель (поставщик) указывает условия и требования безопасной эксплуатации, методику проведения контрольных испытаний (проверок) этого устройства и его основных узлов, ресурс и срок эксплуатации, порядок технического обслуживания, ремонта и диагностирования (п. 10). Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, установлено, что подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям (п. 3); при аттестации по вопросам безопасности может проводиться проверка знаний: А) общих требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; Б) требований промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого, установленным в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах; В) требований экологической безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; Судом установлено, что Общество осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта – сырьевого склада нефтепродуктов, расположенного по адресу: [Адрес обезличен], в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта, на котором осуществляется хранение в железнодорожных цистернах, использование, переработка опасных веществ – горючей жидкости (мазута 7 емкостей), горючего вещества (битума 6 емкостей) для установки по производству асфальтобетонных смесей. Кроме того, Обществом допущены следующие нарушения промышленной безопасности: Не принято мер к регистрации опасного производственного объекта; Руководители и специалисты Общества не аттестованы по промышленной безопасности в соответствующей области; Отсутствуют паспорта на технологические трубопроводы; Технические устройства – все приемные и расходные емкости склада в количестве 13 штук – эксплуатируются без разрешения Ростехнадзора на применение на опасных производственных объектах, без паспортов и технической документации, подтверждающих характеристики безопасности и соответствие указанных технических устройств требованиям промышленной безопасности, а также без указания на условия и требования безопасной эксплуатации, порядок технического обслуживания, ремонта и диагностирования; На приемные и расходные емкости склада в количестве 13 штук для хранения нефтепродуктов (мазута, битума) не обеспечена защита от образования во взрывоопасной среде источников зажигания, а именно: отсутствует заземление емкостей, молниеотвод; Не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности: отсутствует положение о таком контроле, утвержденное в установленном порядке, отсутствует подтверждающая информация по осуществлению производственного контроля; Не обеспечена готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии: отсутствует план локализации аварийных ситуаций, отсутствует подготовка персонала к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, не заключен договор с профессиональными аварийно-спасательными службами на обслуживание опасного производственного объекта; Не обеспечена защита опасного производственного объекта от проникновения и несанкционированного доступа посторонних лиц – отсутствует охрана предприятия, территория которого не ограждена продуваемой оградой по периметру. Наличие указанных нарушений, вина Общества подтверждается актом проверки, протоколами по делу, пояснениями законного представителя Общества. При назначении административного наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершения нарушений, создающих реальную непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, угрозу причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды. Иной вид административного наказания, нежели чем административное приостановление деятельности опасного производственного объекта не обеспечит достижение цели административного наказания. Принимая во внимание минимально необходимый срок для устранения нарушений, привлечение к административной ответственности Общества впервые, следует назначить наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 60 суток, с зачетом фактического времени приостановления деятельности с 15 часов 07.10.2011. На основании изложенного и, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «СДРСУ-2» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде административного приостановления деятельности опасного производственного объекта – сырьевого склада нефтепродуктов (7 емкостей под мазут и 6 емкостей под битум), расположенного по адресу: [Адрес обезличен], на срок 60 суток, с зачётом временного запрета его эксплуатации с 15 часов 07.10.2011. Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Рудничный районный суд г. Кемерово в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии. Судья (подпись) Верно Судья Постановление вступило в законную силу _________________________ Судья