о понуждении уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду



Дело №

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Рудничный районный суд <адрес>

в составе председательствующего Кирсановой Л.П.

при секретаре Сафиуллиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ

дело по иску Новокузнецкой Межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская больница №» <адрес> о понуждении уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новокузнецкой Межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская больница №» <адрес> о понуждении уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в части исполнения природопользователями обязанностей по внесению в бюджеты различных уровней платежей за негативное воздействие на окружающую среду было установлено, что МУЗ «Городская больница № <адрес>» оказывало негативное воздействие на окружающую среду путем выброса вредных веществ в атмосферу и размещения отходов производства и потребления и имеет задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду, которая составила за период с 2005 года по 2 квартал 2009 года 522320 рублей 70 копеек.

В судебном заседании прокурор - ФИО3 поддержал исковые требования, уточнив их, просит взыскать платежи за негативное воздействие на окружающую среду с IV квартала 2006 года по настоящее время.

Представитель ответчика МУ «Городская больница №» ФИО3 иск по существу признал и пояснил, что их учреждение должно вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и действительно имеется задолженность, однако своих денежных средств у них нет, все деньги, поступающие на счет учреждения из городского бюджета, имеют целевое назначение. Ими оказываются платные услуги, однако этими деньгами самостоятельно распоряжаться не могут.

Представитель ответчика - Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица МУ «Управление здравоохранения Администрации <адрес>» ФИО4 считает иск, подлежащим удовлетворению. Также пояснила, что МУ «Городская больница №» не может распоряжаться денежными средствами самостоятельно.

Представитель третьего лица - Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление поддерживают исковые требования в полном объеме и считают их подлежащими удовлетворению.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Как гласит ч. 1 вышеуказанной статьи негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 16 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»).

Также согласно ст. 23 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Определения Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года № 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и т.д., а также перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно федеральным законом. Что же касается порядка определения платы и ее предельных размеров, то федеральный законодатель предоставил право его установления Правительству Российской Федерации.

Согласно п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632, Настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются - природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников и размещение отходов.

Таким образом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными и МУ «Городская больница №» обязано их уплачивать.

Как установлено судом, у МУ «Городская больница №» имеется задолженность по плате за негативное воздействие окружающей среды за 4 квартал 2006 года в размере 9758 09 копеек, за 1 квартал 2007 года - 53709 рублей 76 копеек, за 2 квартал 2007 год - 49527 рублей 70 копеек, за 3 квартал 2007 года - 49805 рублей 04 копейки, за 4 квартал 2007 года - 48141 рубль 37 копеек, за 1 квартал 2008 года - 9810 рублей 51 копейка, за 2 квартал 2008 года - 40769 рублей 70 копеек, за 3 квартал 2008 года - 43708 рублей 74 копейки, за 4 квартал 2008 года - 49575 рублей 95 копеек, за 1 квартал 2009 года - 51949 рублей 06 копеек, за 2 квартал 2009 года - 52020 рублей 98 копеек. Что подтверждается карточкой лицевого счета МУ «Городская больница №» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. А также расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду, произведенными в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632.

Следовательно, у суда имеются основания для взыскания суммы долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за период с ДД.ММ.ГГГГ по 2 квартал 2009 года в сумме 448776 рублей 90 копеек.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов.

В соответствии со ст. 57 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов.

В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов (ст. 62 Бюджетного кодекса РФ).

Таким образом, в доход федерального бюджета подлежит взысканию плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 89755 рублей 38 копеек, в доход бюджета <адрес> - 179510 рублей 76 копеек и в местный бюджет - 179510 рублей 76 копеек.

Согласно п. 1.1 и 1.4 Устава МУ «Городская больница №г. Прокопьевска» является юридическим лицом. Учреждение имеет собственный расчетный счет, имущество, которое передается ей Комитетом по управлению имуществом <адрес> на праве оперативного управления.

На основании п. 1.3 Устава МУ «Городская больница №» учредителем учреждения является Администрация <адрес>. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств (п. 1.5 Устава). Кроме того, согласно п. 6.2 Устава финансирование учреждения осуществляется Администрацией <адрес> по утвержденным сметам расходов на соответствующий год за счет средств, предусматриваемых в местном бюджете на здравоохранение через МУ «Управление здравоохранения Администрации <адрес>».

Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Согласно ст. 399 ГК РФ субсидиарная ответственность наступает, если должник отказался удовлетворить требование.

Как усматривается из отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств на ДД.ММ.ГГГГ на лицевом счете МУ «Городская больница №» денежных средств не имеется.

Кроме того, как пояснила свидетель ФИО5, она работает главным бухгалтером МУ «Городская больница №», ежеквартально она делает расчеты платежей за негативное воздействие учреждения на окружающую среду. Однако по платежам имеется задолженность, так как городской бюджет не финансирует эти расходы. Больница оказывает платные услуги, однако может только планировать их расходы и по согласованию с Администрацией тратить эти средства. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду в эти расходы ни разу не включались. В настоящее время на лицевых счетах учреждения денежные средства отсутствуют.

Что также подтверждается справками о смете доходов и расходов по МУ «Городская больница №» по предпринимательской деятельности за 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год и 2009 год.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным в связи с отсутствием денежных средств на лицевых счетах МУ «Городская больница № <адрес>» суд считает возможным обязать Администрацию <адрес>, как учредителя, профинансировать расходы по платежам за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, ст. 50 и 61.1 Бюджетного кодекса РФ с Администрации <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в сумме 6087 рублей 77 копеек.

На основании ст. 120, 399 ГК РФ, ст. 50, 51, 57, 61.1, 62 Бюджетного кодекса РФ, ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 23 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 5 Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О, Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Устава МУ «Городская больница №», ст. 103 ГПК РФ.

Руководствуясь 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с МУ «Городская больница № <адрес>» задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в размере 448776 рублей 90 копеек (четыреста сорок восемь тысяч семьсот семьдесят шесть рублей 90 копеек) с распределением взысканной суммы в следующих размерах: в доход федерального бюджета в размере 89755 рублей 38 копеек (восемьдесят девять тысяч семьсот пятьдесят пять рублей 38 копеек), в доход бюджета <адрес> - 179510 рублей 76 копеек (сто семьдесят девять тысяч пятьсот десять рублей 76 копеек) и в местный бюджет - 179510 рублей 76 копеек (сто семьдесят девять тысяч пятьсот десять рублей 76 копеек).

Обязать Администрацию <адрес> профинансировать расходы по взысканным платежам за негативное воздействие на окружающую среду.

Взыскать с Администрации <адрес> государственную пошлину в местный бюджет в сумме 6087 рублей 77 копеек (шесть тысяч восемьдесят семь рублей 77 копеек).

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней (мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ).

Судья Л.П. Кирсанова