признании незаконным решения ИФНС России



Дело №2-1652-2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рудничный районный суд города Прокопьевска Кемеровской области

В составе председательствующего Очковой С.С.

При секретаре Носковой Т.А.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске

06 октября 2010 года

гражданское дело по жалобе нотариуса Кемеровского нотариального округа Кемеровской области ФИО3 о признании незаконным решения ИФНС России № 11 по Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в Рудничный районный суд г. Прокопьевска с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России № 11 по Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ее к ответственности, предусмотренной ст.129.1 п.1 НК РФ.

Представитель заявителя ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением ИФНС России № 11 по Кемеровской области № нотариус ФИО3 была привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст.129.1 п.1 НК РФ, а именно за неправомерное несообщение лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, запрашиваемых налоговым органов в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, в виде штрафа в размере 1000 руб. Считает что данное решение принято незаконно.

Деятельность нотариуса регламентируется Основами законодательства РФ о нотариате. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые ему стали известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Перечень лиц, которым нотариус выдает справки о совершенных нотариальных действиях указан в ст. 5 Основ законодательства РФ о нотариате и ст. 85 НК РФ, который является исчерпывающим и не подлежащим расширительному толкованию. Кроме того, нотариус не является «иным лицом», как это говорится в ст. 93.1 НК РФ, так как отнесен в отдельную категорию и оплачивает налоги и сборы как нотариус, а не как физическое лицо. Также, обращает внимание суда на то, что запрашиваемые сведения – подлинность подписи, не являются сведениями о деятельности проверяемого юридического лица.

Представитель ИФНС России № 11 по Кемеровской области ФИО6, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ требования не признала. Суду пояснила, что налоговым органом у нотариуса ФИО3 в связи с проведением камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2009г. ООО «Трансиб-Трейд», был истребован реестр, в котором зарегистрирована подлинность подписи ФИО2 - руководителя ООО «Меридиан» в заявлении о постановке на учет данного юридического лица. Необходимость предоставления запрашиваемого реестра была связана с проведением проверки ООО «Трансиб-Трейд», руководителем одного из проблемных контрагентов которого являлась ФИО2 и в целях удостоверения подлинности подписи которой у нотариуса истребовали копию реестра, в связи с чем считает, что данные сведения относятся к деятельности проверяемого юридического лица. Однако, в нарушение требований п.5 ст. 93.1 НК РФ нотариус истребованные документы в налоговый орган не предоставила, хотя данная обязанность нотариуса предусмотрена п.6 ст. 85 НК РФ. Считает, что нотариус относится к категории иных лиц, не связанных с проверкой ООО «Трансиб-Трейд» и его контрагентов располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика. Положения ст. 5 Основ законодательства РФ о нотариате действует с 1993 года, когда как ст. 93.1. НК РФ действует с 2007 г., а потому приоритет имеет норма принятая позднее. А потому считает, что нотариусом допущено налоговое правонарушение.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым. в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что решением ИФНС России № 11 по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ нотариус Прокопьевского нотариального округа Кемеровской области ФИО3 привлечена к налоговой ответственности, за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п.1 ст. 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, запрашиваемых налоговым органов соответствии со ст. 93.1 НК РФ в виде штрафа в размере 1000 руб.

Согласно п.1 ст.129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей.

Из материалов дела следует, что в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО «Трансиб - Трейд» нотариусу ФИО3 в соответствии со ст.93.1 НК РФ вручено требование от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении реестра № от ДД.ММ.ГГГГ в котором зарегистрирована подлинность подписи - ФИО2.

Нотариусом ФИО3 в налоговый орган представлен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении указанной информации.

Деятельность нотариуса регламентируется «Основами законодательства РФ о нотариате» от 11.02.1993г. № 4462-1.

Согласно ст. 16 «Основ…» нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с Основами, законодательством субъектов Российской Федерации и присягой. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.

Статья 16 «Основ...» не содержит обязанностей нотариуса по предоставлению каких - либо сведений в налоговые органы.

Данная обязанность установлена ст. 85 НК РФ, согласно которой нотариусы обязаны сообщать в налоговые органы о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения.

Обязанность по сообщению каких-либо иных сведений нотариусами в налоговые органы НК РФ не предусмотрено.

Кроме того, в соответствии со ст. 5 Основ нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Исходя из положений ст. 5 Основ нотариусу при исполнении служебных обязанностей, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных Основами.

Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях нотариус выдает только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия, а также выдает справки о совершенных нотариальных действиях только по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами.

Так же, вышеуказанные справки, нотариус выдает по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов.

Перечень лиц, предусмотренных ст. 5 Основ является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В Решение № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что основанием привлечения нотариуса к ответственности по ст. 129.1 п.1 НК РФ является ст.93.1 НК РФ.

Пункт 1 ст. 93.1 НК РФ устанавливает, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Доводы представителя ИФНС России № 11 по Кемеровской области в части того, что нотариус привлечен к ответственности как «иное лицо» суд считает несостоятельными, поскольку нотариус не является «иным лицом», так как согласно Налогового Кодекса РФ он отнесен в отдельную категорию и оплачивает налоги и сборы как нотариус, а не как физическое лицо. (ч. 2 ст. 54 НК РФ)

Кроме того, в налоговом требовании вообще не указано, в связи с чем, запрашивается данная информация. А потому, суд считает, что действия нотариуса по отказу в предоставлении информации правомерны.

Также суд не может согласиться с утверждениями представителя МИ ФНС о том, что при вступлении в силу нового закона приоритет имеет норма принятая позднее, а потому нотариус должна была руководствоваться нормами НК РФ, а не «Основами законодательства РФ о нотариате».

В силу п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 05.11.1999 N 182-О и от 03.02.2000 N 22-О в отношении иерархии федеральных законов, ни один федеральный закон в силу ст. 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

Статьей 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида. Правильный же выбор на основе установления и исследования фактических обстоятельств и истолкование норм, подлежащих применению в конкретном деле, относится к ведению судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Учитывая изложенное, а также то, что положения ст. 5 «Основ законодательства РФ о нотариате» являются действующими и не признаны не соответствующими НК РФ, нормы НК РФ и «Основы законодательства РФ о нотариате» равны по юридической силе. В связи с тем, что «Основы...» относятся к специальной норме, то правило о применении позднее принятого закона не действует. А поэтому нотариус правомерно применил специальные нормы.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что решение ИФНС России № 11 по Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении нотариуса ФИО3 к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129 НК РФ, является незаконным, следовательно оно подлежит отмене.

Руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Требования ФИО3 удовлетворить.

Решение ИФНС России №11 по Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении нотариуса ФИО3 к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ, признать незаконным.

Отменить решение ИФНС России №11 по Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении нотариуса ФИО3 к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения (мотивированное решение составлено 08 октября 2010 года).

Судья С.С. Очкова