Дело №2-2607/2010 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Рудничный районный суд г.Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего Н.А. Дворяновой при секретаре О.О. Никоновой рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Прокопьевске 23 ноября 2010 года гражданское дело по иску Прокурора Прокопьевского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Разрез Березовский» о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Прокопьевского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Разрез Березовский» о понуждении к совершению действий. Просит обязать ответчика в связи с эксплуатацией участка открытых горных работ «Матюшинский» разработать проект санитарно-защитной зоны и обеспечить его согласование в установленном законом порядке. В порядке ст.206 ГПК РФ просит установить разумный срок для совершения действий до 01 июня 2011 года. В судебном заседании представитель истца – Голушко Е.М., действующая на основании доверенности, требования поддержала и пояснила, что в связи с обращениями жителей п. Матюшино Прокопьевского района о неправомерности деятельности ООО «Разрез «Березовский», прокуратурой Прокопьевского района была организована проверка с привлечением территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе. В ходе проверки, проведенной 13 октября 2010 года специалистами Роспотребнадзора установлено следующее. ООО «Разрез «Березовский» осуществляет деятельность по добыче угля открытым способом, на участке «Матюшинский» Березовского каменноугольного месторождения на основании лицензии КЕМ 01401 ТЭ от 07.10.2008г. (срок окончания лицензии 30.11.2010г.) и дополнения № 1 к лицензии, зарегистрированного за № 64/01401 от 05.08.2010г., которым срок пользования недрами продлен (срок окончания лицензии 31.03.2011г.) ООО «Разрез «Березовский» осуществляет добычу угля в соответствие с проектом «Вскрытие и отработка запасов угля участка открытых работ «Матюшинский» ООО «Разрез «Тагарышский-Коксовый», прошедшего экспертизу промышленной безопасности от 08.И.2006 № 68 ПД -02346-2006 и рабочего проекта «Вскрытие и отработка запасов угля участка открытых работ «Матюшинский» ООО «Разрез «Тагарышский-Коксовый» 1 очередь (корректировка по замечаниям экспертизы). Участок открытых горных работ «Матюшинский» ООО «Разрез «Березовский» расположен на территории Новокузнецкого района. Ближайшая жилая застройка расположена от участка открытых горных работ в следующих направлениях: - к юго-востоку в 4,4 км пос. Рассвет Новокузнецкого района - в 1,125 км к северо-востоку граница населенного пункта пос. Матюшино Прокопьевского района. В ходе проверки установлен факт отсутствия у предприятия необходимой разрешительной документации, наличие которой гарантирует соблюдение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом населении при производстве работ. В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 в новой редакции с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./2.1.1.2361-08) и изменениями № 2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09) в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. В силу п.2.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 следует, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. В соответствии п. 7.1.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в новой редакции предусмотрено, что угольные разрезы относятся к 1 классу, для которых санитарно-защитная зона определена ориентировочным размером 1000 м. Следовательно, участок открытых горных работ, «Матюшинский» ООО «Разрез «Березовский» относится к объектам 1 класса с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны (СЗЗ) 1000 м. Для обеспечения минимизации вредного воздействия на человека и окружающую среду негативных факторов производственной деятельности, юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию промышленных объектов, производства, сооружений и т.п., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, обязано обеспечить проектирование санитарно-защитной зоны, согласование проекта в установленном порядке, а также организацию санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства. Вместе с тем, на момент проверки отсутствуют как сам проект санитарно-защитной зоны, так и документация по согласованию в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны объекта ООО «Разрез «Березовский» - участок открытых горных работ «Матюшинский» (нет договора на разработку проекта, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, экспертного санитарно-эпидемиологического заключения), т.е. хозяйственная деятельность предприятия осуществляется без установленных размеров санитарно-защитной зоны, утвержденных в установленном порядке - без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам. В судебном заседании представитель ответчика ООО «Разрез Березовский» - Гринев С.А., действующий на основании доверенности, исковые требования признал в полном объеме, и пояснил, что с установлением срока исполнения совершения предъявленных Прокурором Прокопьевского района Кемеровской области требований до 01 июня 2011 года согласен. Проект санитарно-защитной зоны находится в работе с июля 2010 года и будет предоставлен на согласование 17 января 2011 года. В связи с возможными замечаниями по проекту будут необходимы сроки для их устранения, поэтому, если срок совершения вышеуказанных действий будет установлен до 1.06.2011года,то к этому времени проект будет закончен и согласован. Представитель 3-го лица - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по КО в г.Прокопьевске и Прокопьевском районе в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Просит рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с п.1 ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. В соответствии с п.2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. По настоящему делу таких нарушений не усматривается, поэтому суд принимает признание иска ответчиком. Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. На основании п.2 ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ № 7) предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В соответствии ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», (далее – ФЗ №52) юридическое лицо при осуществлении деятельности обязано: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников. В силу ст.20 ФЗ №52 санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. Прокурор обращается в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей п. Матюшино Прокопьевского района, а также иных лиц (круг которых установить невозможно), которые могут оказаться в зоне негативного влияния открытых горных работ участка «Матюшинский» ООО «Разрез Березовский», поскольку установленные нарушения законодательства в деятельности ООО «Разрез Березовский» свидетельствуют об отсутствии гарантий санитарно-эпидемиологической безопасности человека и окружающей природной среды. Таким образом, суд считает, что требования к указанному предприятию направлены, прежде всего, на защиту лиц, пребывающих (проживающих) в непосредственной близости от участка открытых горных работ, которые могут пострадать от вредных факторов производственной деятельности предприятия ООО «Разрез «Березовский». Руководствуясь ст.ст.39, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Разрез Березовский» в связи с эксплуатацией участка открытых горных работ «Матюшинский» разработать проект санитарно-защитной зоны и обеспечить его согласование в установленном законом порядке. Установить Обществу с ограниченной ответственностью «Разрез Березовский» разумный срок для совершения действий до 01 июня 2011 года. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней. Председательствующий Н.А. Дворянова