о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц



Дело № 2- 1051-2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рудничный районный суд г.Прокопьевска Кемеровской области

В составе председательствующего А.Ш. Бондаренко

При секретаре Н.А. Двоеглазовой

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

08 апреля 2010г.

Гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области к Некоммерческой организации Благотворительный Фонд « Развитие муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 «Сказка» о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц

У С Т А Н О В И Л :

Истец просит решить вопрос о ликвидации Некоммерческой организации Благотворительный Фонд « Развитие муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 «Сказка» в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Свои требования мотивирует тем, что проверкой имевшей место с 25.01.2010г. по 22.02.2010г. выявлены множественные нарушения законодательства РФ со стороны ответчика, а именно :

Согласно п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Отдельные положения устава Фонда в нарушение п. 1 ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются ее учредительными документами в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации:

В соответствии с п. 4.1 устава высшим руководящим органом Фонда является Попечительский Совет, надзор за деятельностью Фонда осуществляется Ревизионной комиссией (п. 5.21 устава). Вышеизложенное противоречит ст. 118 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно котороым Попечительский совет создается для осуществления надзорных функций, в том числе за принятием решений другими органами Фонда, а не функций высшего органа управления, закрепленных в п. 2 ст. 29 Федерального закона «0 некоммерческих организациях», согласно которому основной функцией высшего органа управления некоммерческой организацией является обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана;

Уставом не предусмотрено наличие Общего собрания (не установлены статус, компетенция, порядок формирования и срок его полномочий), закрепленного пунктом 6.3 устава в качестве органа, утверждающего положение, на основе которого должны действовать филиалы и представительства в случае их открытия Фондом;

В уставе Фонда не установлен срок полномочий Попечительского Совета. Председателя Попечительского Совета, Ревизионной комиссии;

Пункт 3.2 устава в части закрепления прав лиц, оказывающих содействие Фонду. и учредителей Фонда, на получение финансовой помощи, соответствующую целям и задачам Фонда противоречит ст. 1, п. 3 ст. 10 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», п. 1 ст. 2 Федерального закона «0 некоммерческих организациях», согласно которым под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной" (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки, а члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев; некоммерческой организацией является организация, не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В нарушение п. 1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» учредительными документами Фонда является устав и учредительный договор, тогда как наличие у Фондов учредительного договора действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (членами).

В нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Фондом не соблюдаются следующие нормы устава:

- в нарушение раздела 5 устава, п. 3 ст. 118 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» деятельность надзорного органа Фонда не осуществлялась;

- в отчете по форме № ОН0001 за 2007, 2008, 2009 годы Попечительский Совет указан и в качестве органа управления Фондом и в качестве органа надзора. Ревизионная комиссии - в качестве органа контроля;

- в нарушение раздела 2 устава с 20.03.2009 деятельность по реализации уставных целей Фондом фактически прекращена, в связи с чем, одновременно с нарушением п. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (не соблюдаются нормы устава) Фондом, ввиду неосуществления своей уставной деятельности, был нарушен п. 2 ст. 2 данного закона, согласно которому некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, а также п. 1 ст. 6 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», согласно которому благотворительные организации создаются для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц;

- в нарушение раздела 4 устава с 20.03.2009 года деятельность органов управления Фонда не осуществляется. Отсутствие деятельности высшего органа управления является нарушением п. 2 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», поскольку основная функция высшего органа управления по обеспечению соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана, не осуществляется;

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего
имущества, данное положение вытекает из п. 6 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Однако, сведения о публикации отчетов об использовании имущества Фонда среди представленных для проведения проверки документов отсутствуют, что свидетельствует о нарушении Фондом
п. 2 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 6 ст. 19 Федеральногозакона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

В соответствии с пп. 2. п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в случае, если организация является фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц, осуществляется обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка, ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации. В | нарушение вышеуказанной нормы закона аудиторская проверка отчетности Фонда не проводилась;

В нарушение п. 2 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» Фондом в составе отчета о своей деятельности за 2007, 2008 годы не представлены сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Неоднократность нарушений, допущенных Фондом при осуществлении своей деятельности, выражается в следующем:

- Фондом нарушены п. 1 ст. 28, п. 3 ст. 7, п. 2 ст. 29 Федерального закона«О некоммерческих организациях», ст. 118 Гражданского кодекса Российской Федерации относительно закрепления в уставе Фонда структуры, компетенции, порядка формирования и срока полномочий органа надзора, органов управления и органов"
контроля; п. 1 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» относительно закрепления прав лиц, оказывающих содействие Фонду, и учредителей Фонда, на получение финансовой помощи, соответствующей целям и задачам Фонда;

- Фондом нарушены п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 1 ст. 6 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с 20.03.2009 деятельность по реализации уставных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц Фондом не осуществляется, что подтверждается уведомлением исполняющего обязанности Председателя Попечительского совета Фонда Никандровой Я.Я.);

- Фондом нарушен п. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (не соблюдаются разделы 2, 5 устава), не ведется уставная деятельность, отсутствует деятельность надзорного органа и контрольного органа Фонда;

- в нарушение п. 1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях^ учредительными документами Фонда является устав и учредительный договор, тогда как
наличие у Фондов учредительного договора действующим законодательством не предусмотрено;

- в нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 6 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» отчеты об использовании своего имущества Фондом не публиковались;

- в нарушении п.п. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности):
не проводились аудиторские проверки;

- в нарушение п. 2 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» отчет о своей деятельности за 2007, 2008 годы представлялся Фондом неполном объеме;

Грубость вышеуказанных нарушений подтверждается тем, что, не соблюдая законодательство Российской Федерации, Фондом нарушается п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Вышеуказанные нарушения не будут устраняться Фондом, что подтверждается письменным заявлением и уведомлением исполняющего обязанности Председателя Попечительского совета Фонда Никандровой Я.Я.).ж

Выявленные нарушения, указанные в исковом заявлении, подтверждаются следующими материалами:

- актом проверки от 01.03.2010;

- уведомлением исполняющего обязанности Председателя Попечительского совета Фонда Никандровой Я.Я. № 1 от 15.01.2010;

-письменным заявлением исполняющего обязанности Председателя Попечительского совета Фонда Никандровой Я.Я. № 2 от 15.01.2010;

- протоколом общего собрания учредителей Фонда от 14.02.2005;

- учредительным договором Фонда;

- уставом Фонда.

Согласно п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация -прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, поскольку изложенные в данном исковом заявлении Управления нарушения, выявленные в деятельности Фонда, являются основаниями для его
ликвидации (а не для начала процедуры ликвидации) в порядке п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, то ликвидация Фонда влечет исключение юридического
лица - некоммерческой организации (в данном случае Фонда) из Единого
государственного реестра юридических лиц. (определение Верховного суда Российской Федерации от 22.04.2008 № 86-Г08-7, в части одновременного принятия решений о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц).

В соответствии со ст. 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2) органы государственной власти, обращающиеся в суд общей юрисдикции в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В данном случае, предъявляя иск о ликвидации юридического лица - некоммерческой организации (Фонда) и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области защищает государственные и общественные интересы, поскольку основной целью заявленных исковых требований является обеспечение функционирования зарегистрированных некоммерческих организаций в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В судебное заседание представитель истца не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствии.

Представитель ответчика Запольских И.Н. требования истца признала полностью и просит принять признание иска.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает возможным в соответствии со ст.173 ГПК РФ принять признание иска ответчиком и требования истца удовлетворить в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Ликвидировать Некоммерческую организацию Благотворительный Фонд « Развитие муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 «Сказка» в качестве юридического лица и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в 10 дней в Кемеровский областной суд.

Председательствующий : А.Ш.Бондаренко.