Дело № 2-1036/2010 г.
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
Рудничный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего Киктевой Л. Р.
при секретаре Кулешовой В. И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске
30 апреля 2010 года
гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области к некоммерческой организации «Благотворительный фонд развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 5 «Лучик» о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции РФ по Кемеровской области обратилось в суд с исковым заявлением к некоммерческой организации «Благотворительный фонд развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 5 «Лучик» о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Свои требования мотивирует тем, что в период с 01.02.2010 года по 02.03.2010 года уполномоченным органом проводилась плановая проверка соответствия деятельности Фонда, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству РФ, по итогам которой, 10.03.2010 года составлен акт проверки. В результате проверки выявлены неоднократные грубые нарушения законодательства РФ, а именно:
отдельные положения Устава в нарушение п. 1 ст. 28 ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому: «структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации, устанавливаются учредительными документами, в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами», не соответствуют требованиям законодательства РФ:
- Устав закрепляет предоставление информации о своей деятельности только налоговым органам и учредителям, тогда как, некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами некоммерческой организации;
- Устав в нарушение п. 2 ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» закрепляет возможность занятия деятельностью, не соответствующей целям создания Фонда;
- пункт 3.2 Устава в части закрепления прав лиц, оказывающих содействие Фонду, учредителей Фонда на получение финансовой помощи противоречит ст. 1, ст. 10 п. 3 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», п. 1 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- пункт 4.1 Устава в нарушение п. 1 ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» закрепляет указание на высший руководящий орган - Общее собрание членов, тогда как фонд не основан на членстве;
- компетенция общего собрания, закрепленная в п. 4.2 Устава не соответствует п. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 2 ст. 10 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
- компетенция Попечительского совета не соответствует п. 2 ст. 10 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
- в нарушение п. 1 ст. 28 ФЗ «О некоммерческих организациях», в Уставе Фонда не установлен срок полномочий Попечительского совета, Правления и Ревизионной комиссии;
- фактическая деятельность Фонда не соответствует коду экономической деятельности, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц: 80.10.1 - Дошкольное образование (предшествующее начальному образованию);
- до настоящего времени в Управление не представлены документы, необходимые для внесения сведений о паспортных данных лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени Фонда - Председателе Попечительского совета и Председателе Правления;
- Фондом не соблюдаются нормы Устава об осуществлении деятельности надзорного органа Фонда; с 20.03.2009 года не осуществляется деятельность высшим органом управления; не осуществляется деятельность ревизионной комиссии;
- деятельность по реализации уставных целей Фондом фактически прекращена;
- среди представленных для проведения проверки документов отсутствуют сведения о публикации отчетов об использовании имущества Фонда;
- аудиторская проверка Фондом не проводилась;
- в составе отчета о своей деятельности за 2007 - 2008 гг. Фондом не представлены сведения о содержании и результатах деятельности благотворительной организации, не представлены сведения о нарушениях требований Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами и принятых мерах по их устранению;
- благотворительные программы Фонда не включают смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов, не устанавливают этапы и сроки её реализации.
Согласно письменному заявлению Председателя Правления Фонда Шмидт Е. В., вышеуказанные нарушения устраняться Фондом не будут.
Считает, что выявленные нарушения являются основанием для ликвидации Фонда.
Представитель истца, представитель ответчика, заинтересованное лицо - Управление ФНС России по Кемеровской области в суд не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Третье лицо - представитель МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников № 5 «Лучик» Вуймина Н. И. с требованиями истца согласилась, суду пояснила, что она занимает должность директора детского сада с 21.04.2009 года. 30.03.2006 года на базе детского сада была зарегистрирована некоммерческая организация «Благотворительный фонд развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 5 «Лучик». В настоящее время деятельность Фонда действительно не осуществляется, счета в банках закрыты.
Выслушав 3-е лицо, изучив материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 118 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для культурных, образовательных или иных общественно-полезных целей.
Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях»).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений, предусмотренных федеральными законами для благотворительной деятельности.
Согласно выписке из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области, некоммерческая организация «Благотворительный фонд развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 5 «Лучик» зарегистрирована 30.03.2006 года, в организационно-правовой форме «Фонд».
В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 2.1 Устава основными целями деятельности фонда являются:
социальная поддержка несовершеннолетних;
укрепление и совершенствование материально-технической базы образовательного учреждения, реализующего образовательные программы на уровне дошкольного образования.
Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", благотворительная организация может быть ликвидирована либо реорганизована только в установленном законом порядке. Порядок реорганизации и ликвидации благотворительной организации устанавливается Гражданским кодексом РФ, а именно ст. ст. 57 - 64, 119, и ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. ст. 16 - 23).
Согласно абзацу 2 пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 119 ГК РФ и п. 2 ст. 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" фонд может быть ликвидирован:
1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом. Данное основание предусмотрено также и в п. 2 ст. 61 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ): благотворительный или иной фонд может быть ликвидирован при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей его уставным целям.
Судом установлено, что в период с 01.02.2010 года по 02.03.2010 года Управлением Министерства юстиции РФ по Кемеровской области была проведена плановая документальная проверка на предмет соответствия деятельности Некоммерческой организации «Благотворительный фонд развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 5 «Лучик», в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами и законодательству РФ.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения положений законодательства РФ, допущенные некоммерческой организацией:
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся: сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (пп. "л" п. 1 ст. 5). Однако до настоящего времени Фондом в Управление не представлены документы, необходимые для внесения сведений о паспортных данных лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени Фонда - Председателе Попечительского совета и Председателе Правления;
В связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов, учитывая, что нарушения федеральных законов не были устранены некоммерческой организацией ни в период после окончания проверки, ни к моменту рассмотрения дела в суде, с учетом представленного в материалах дела заявления председателя Правления некоммерческой организации «Благотворительный фонд развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 5 «Лучик» Шмидт Е. В., поступившего в регистрирующий орган 01.02.2010 года, о фактическом прекращении деятельности фонда с 25.03.2009 года, суд считает требования Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области к некоммерческой организации «Благотворительный фонд развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 5 «Лучик» о ликвидации и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу п. 2 ст. 119 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" решение о ликвидации некоммерческой организации может принять только суд.
С ответчика в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ в местный бюджет надлежит взыскать государственную пошлину в размере 4 000,00 (четыре тысячи рублей 00 копеек) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Ликвидировать некоммерческую организацию «Благотворительный фонд развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 5 «Лучик», и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с некоммерческой организации «Благотворительный фонд развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 5 «Лучик» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 000,00 (четыре тысячи рублей 00 копеек) рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Кемеровский областной суд в 10 дней.
Председательствующий: Л. Р. Киктева