Решение о признании бездействия в отношении администрации Осичковского сельского поселения



Дело № 2- 472 /10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2010 года р.п. Рудня

Руднянский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Шевченко В.Ю.,

при секретаре Согуляк Т.В.,

с участием

прокурора Руднянского района Волгоградской области Степанова А.А.,

в открытом судебном заседании, рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Руднянского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области, Главы администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области незаконным,

УСТАНОВИЛ:

В суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц - жителей Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской о признании бездействия администрации Осичковского сельского поселения и Главы администрации Осичковского сельского поселения обратился прокурор Руднянского района Волгоградской области.

В обоснование своих требований прокурор указал, что примерно в 14 часов 00 минут 02 сентября 2010 года в границах ... сельского поселения Руднянского муниципального района произошло возгорание сухой травы. Примерно 14 часов 15 минут 02 сентября 2010 года произошло возгорание жилых домов с. ... Руднянского района Волгоградской области. Согласно полученным данным из администрации Осичковского сельского поселения в результате происшедшего пожара в с. ... Руднянского района огнем уничтожено 70 домов, из которых 63 жилых домов, 7 нежилых, также огнем уничтожено 19 хозяйственных построек. Количество жителей, пострадавших от пожара, составило 172 человека, количество семей - 96. Из числа пострадавших несовершеннолетних детей - 24, пенсионеров - 40. Площадь пожара составила 15 га. В результате пожара в ... погибли 3 человека. В ходе проведенной прокуратурой Руднянского района проверки по вышеуказанному факту установлено, что пожар в границах села Осички Руднянского района Волгоградской области возник с правой стороны от въезда в ... по направлению от с. ... Руднянского района и начал свое распространение от трансформаторной подстанции. При этом участок местности с сухой растительностью от трансффрматной подстанции по направлению к ... защитной полосой опахан не был, вследствие чего огонь получил быстрое распространение по сухой растительности по направлению к жилым домам ....

Также проверкой установлено, что в нарушении требований статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 19, 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера», ст.ст. 7 и 31 Устава Осичковского сельского поселения администрацией Осичковского сельского поселения и главой Осичковского сельского поселения Мельниковым И.С. не было надлежащим образом обеспечено участие в предупреждении вышеуказанной чрезвычайной ситуаций в границах Осичковского поселения Руднянского муниципального района; надлежащее обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов с. ... Руднянского муниципального района. В нарушении решений, принятых Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Осичковского сельского поселения, администрацией Осичковского сельского поселения не была произведена опашка защитной полосой участка местности с правой стороны от въезда в ... от трансформаторной подстанции по направлению к жилым домам ..., а также не было обеспечено наличие в каждом домовладении ... первоочередных средств пожаротушения: ведра, лопаты, песка, емкости с водой 200 литров. Бездействие администрации Осичковского поселения и главы Осичковского сельского поселения Мельникова И.С, выразившееся в не проведении опашки и не обустройстве защитной противопожарной полосы участка местности, расположенного справа от въезда в с. ... Руднянского муниципального района Волгоградской области в районе трансформаторной подстанции, а также в не обеспечении каждого домовладения в ... первоочередными средствами пожаротушения за истекший период 2010 года привело к существенному нарушению прав и законных интересов граждан - жителей с. ... Руднянского муниципального района, домовладения и имущество которых были уничтожены в результате пожара, возникшего на территории Осичковского сельского поселения 02 сентября 2010 года, а также прав иных жителей Осичковского сельского поселения на безопасность жизни и здоровья и сохранности принадлежащего им имущества. Просит суд признать бездействие администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области и главы Осичковского сельского поселения Мельникова И.С., выразившееся в не проведении опашки и не обустройстве защитной противопожарной полосы участка местности, расположенного справа от въезда в с. ... Руднянского муниципального района Волгоградской области в районе трансформаторной подстанции, а также в не обеспечении каждого домовладения в ... первоочередными средствами пожаротушения (ведро, лопата, песок, емкость с водой 200 литров), незаконным.

В судебном заседании прокурор поддержал свои требования в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просит суд их удовлетворить.

Представитель администрации Осичковского сельского поселения и Глава Администрации поселении Мельников И.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с. 2 ст. 257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора Руднянского района в интересах неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению по следующим основанием.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Как указал в п. 13 своего Постановления № 2 от 10.02.2009 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" Верховный суд РФ, На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В силу ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Согласно с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и
средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях…

По нормам п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Из ст.ст.7, 31 Устава Осичковского сельского поселения следует, что к вопросам местного значения Осичковского сельского поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения. Глава Осичковского сельского поселения является высшим должностным лицом Осичковского сельского поселения и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; глава Осичковского сельского поселения в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Волгоградской области, уставом, нормативными правовыми актами Совета Осичковского сельского поселения, издает постановления и распоряжения по вопросам местного значения.

В судебном заседании установлено, что примерно в 14 часов 00 минут 02 сентября 2010 года в границах ... сельского поселения Руднянского муниципального района произошло возгорание сухой травы. Около 14 часов 15 минут 02 сентября 2010 года произошло возгорание жилых домов в с. ... Руднянского района Волгоградской области. В результате происшедшего пожара в с. ... Руднянского района огнем уничтожено 70 домов, из которых 63 жилых, также огнем уничтожено 19 хозяйственных построек. Количество жителей, пострадавших от пожара, составило 172 человека, количество семей - 96. Площадь пожара составила 15 га. В результате пожара в ... погибли 3 человека.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой председателя КЧС и ПБ Руднянского муниципального района Волгоградской области по состоянию на 09 сентября 2010 года, постановлением следователя Жирновского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Волгоградской области от 05 сентября 2010 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 293 УК РФ, протоколом осмотра места происшествия от 03 - 04 сентября 2010 года.

Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 03 сентября 2010 года № 146 на территории Руднянского муниципального района Волгоградской области с 03 сентября 2010 года введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера.

Как следует из протокола № 1 от 11 мая 2010 года Комиссией по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Осичковского сельского поселения принято решение создать системы противопожарных барьеров, огнепреградительных защитных полос путем уничтожения горючих материалов.

Постановлением № 29 от 21 июня 2010 года Главой Осичковского сельского поселения был утвержден план мероприятий по предупреждению возникновения пожаров и оперативной организации их тушения в летне-осенний период 2010 года.

В соответствии с пунктом 2 данного мероприятием в данной сфере должно было являться наличие в каждом домовладении первоочередных средств пожаротушения: ведра, лопаты, песка, емкости с водой 200 литров, при этом указанное мероприятие должно было осуществляться на постоянной основе, а ответственным за выполнение мероприятия был назначен специалист администрации Осичковского сельского поселения.

Согласно протоколу № 2 от 12 августа 2010 года Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Осичковского сельского поселения было принято решение совместно с ОАО «Дельта-АГРО», КФХ «ФИО6» и КФХ «ФИО5 провести опашку сел ... на участках, прилегающих к степным зонам и лесополосам шириной не менее 30 метров в срок до 23 августа 2010 года.

Распоряжением № 53 главы Осичковского сельского поселения
от 13 августа 2010 года «О введении особого противопожарного
режима на территории Осичковского сельского поселения Руднянского
муниципального района Волгоградской области» установлен особый

противопожарный режим на территории Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района с 12 августа 2010 года на весь период чрезвычайной пожарной обстановки. Этим же распоряжением предусмотрено в срок до 23 августа 2010 года совместно с ОАО «Дельта-АГРО», КФХ «ФИО6» и КФХ «ФИО5 провести опашку сел Осички, Баранниково, Подкуйково, Ягодное на участках, прилегающих к степным зонам и лесополосам шириной не менее 30 метров.

Как установлено в судебном заседании, в нарушении вышеуказанных решений, принятых Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Осичковского сельского поселения, администрацией Осичковского сельского поселения не была произведена опашка защитной полосой участка местности с правой стороны от въезда в ... от трансформаторной подстанции по направлению к жилым домам ..., а также не было обеспечено наличие в каждом домовладении ... первоочередных средств пожаротушения: ведра, лопаты, песка, емкости с водой 200 литров, что следует из письменных объяснений главы Громковского сельского поселения от 05 сентября 201 года, письменных объяснений жителей села Осички л.д.

Решением Совета безопасности Волгоградской области № 5 от 10 августа 2010 года «О неотложных мерах по защите населенных пунктов, лесов, лесных насаждений и сельскохозяйственных угодий от пожаров в пожароопасный период 2010 года», главам муниципальных образований Волгоградской области в срок до 18 августа 2010 года было поручено организовать проведение работ по опашке населенных пунктов, находящихся в непосредственной близости от лесных массивов, обеспечить каждое домовладение запасами воды не менее 200 литров и хлопушами.

Таким образом, администрацией Осичковского сельского поселения и главой Осичковского сельского поселения Мельниковым И.С. в нарушении вышеуказанных требований Федеральных законов, Устава Осичковского сельского поселения не было надлежащим образом обеспечено участие в предупреждении чрезвычайной ситуаций в границах Осичковского поселения Руднянского муниципального района, и не были обеспечены первичные меры пожарной безопасности в границах населенного пункта с. ... Руднянского муниципального района.

Бездействие администрации Осичковского поселения и главы Осичковского сельского поселения, выразившееся в не проведении опашки и не обустройстве защитной противопожарной полосы участка местности, расположенного справа от въезда в с. ... Руднянского муниципального района Волгоградской области в районе трансформаторной подстанции, а также в не обеспечении каждого домовладения в ... первоочередными средствами пожаротушения (ведро, лопата, песок, емкость с водой 200 литров) за истекший период 2010 года привело к существенному нарушению прав и законных интересов граждан - жителей с. ... Руднянского муниципального района, домовладения и имущество которых были уничтожены в результате пожара, возникшего на территории Осичковского сельского поселения 2 сентября 2010 года, а также прав и законных интересов жителей Осичковского сельского поселения на безопасность жизни и здоровья и сохранности принадлежащего им имущества.

При таких обстоятельствах, заявление прокурора Руднянского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Руднянского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области, Главы администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области незаконным, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области и главы Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области Мельникова И.С., выразившееся в не проведении опашки и не обустройстве защитной противопожарной полосы участка местности, расположенного справа от въезда в с. ... Руднянского муниципального района Волгоградской области в районе трансформаторной подстанции, а также в необеспечении каждого домовладения в ... первоочередными средствами пожаротушения (ведро, лопата, песок, емкость с водой 200 литров), незаконным.

Обязать администрацию Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области устранить допущенное нарушение прав и свобод граждан в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в Волгоградский областной суд через Руднянский районный суд в течение 10 дней.

Судья: В.Ю. Шевченко