Решение о признании бездействия по заявлению прокурора Руднянского района



Дело № 2- 473/10

РЕШЕНИЕ СУДА

именем Российской Федерации

р.п. Рудня 16 сентября 2010 г.

Руднянский районный суд Волгоградской области в составе:

Председательствующего судьи Е.В. Лемешкина,

при секретаре Осьмаковой О.И.,

с участием:

прокурора района Степанова А.А.,

Главы Руднянского городского поселения Ворониной О.В.,

Представителя администрации Руднянского городского поселения Вязковой Н.В. по доверенности,

в открытом судебном заседании, рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Руднянского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей Руднянского городского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области к администрации Руднянского городского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области, главе Руднянского городского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия администрации Руднянского городского поселения, главы руднянского городского поселения Ворониной О.В. незаконным,

УСТАНОВИЛ:

В суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц - жителей Руднянского городского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской о признании бездействия администрации Руднянского городского поселения и Главы Руднянского городского поселения обратился прокурор Руднянского района Волгоградской области.

В обоснование своих требований прокурор указал, что примерно в 13 часов 00 минут 02 сентября 2010 года произошло возгорание сухой травы в районе оврага «Долгий», расположенного на территории Руднянского городского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области и распространение огня по направлению к ..., расположенного в черте Руднянского городского поселения. Примерно в 14 часов 15 минут произошло возгорание жилых домов в селе .... Согласно полученным данным из администрации Руднянского городского поселения в результате происшедшего пожара в с...., огнем уничтожено 78 домов, из которых 49 жилых домов, 29 нежилых. Количество жителей, пострадавших от пожара, составило 154 человека, количество семей -53. Из числа пострадавших несовершеннолетних детей - 32, пенсионеров - 27. Площадь пожара в с.... составила 19 га. Проверкой установлено следующее. В нарушении требований статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 19, 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера» администрацией Руднянского городского поселения не было надлежащим образом обеспечено участие в предупреждении вышеуказанной чрезвычайной ситуаций в границах Руднянского городского поселения Руднянского муниципального района; надлежащее обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Руднянского городского поселения Руднянского муниципального района. Так, 18 декабря 2009 года постановлением № 80 Главы Руднянского городского поселения Ворониной О.В. было утверждено Положение «Об организации первичных мер пожарной безопасности в границах Руднянского городского поселения» В соответствии с п.2.1 Положения Глава Руднянского городского поселения, уполномоченные должностные лица администрации Руднянского городского поселения организуют и контролируют деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Руднянского городского поселения. В соответствии с п.9 Положения финансовое обеспечение мер пожарной безопасности является расходным обязательством Руднянского городского поселения, за счет средств бюджета Руднянского городского поселения осуществляется финансирование первичных мер пожарной безопасности, в том числе на создание (обновление) защитных противопожарных полос в местах возможного переброса огня от лесных пожаров на территорию населенных пунктов Руднянского городского поселения. 30 декабря 2009 года постановлением № 94 Главы Руднянского городского поселения Ворониной О.В. был утвержден Перечень социально значимых работ по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории Руднянского городского поселения, пунктом 3 данного постановления, контроль за его исполнением возложен на специалиста администрации Руднянского городского поселения, уполномоченного на решение вопросов ГОЧС. В соответствии с п.3 Перечня, одним из мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории Руднянского городского поселений предусмотрено выполнение мероприятий, исключающих возможность распространения огня при лесных и степных пожарах на здания и сооружения, находящиеся в муниципальной собственности, жилые и надворные постройки граждан (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, уборка сухой растительности и другие). Согласно полученной информации из администрации Руднянского городского поселения от 5.09.2010 года (исх.№1083) за истекший период 2010 года (до возникновения вышеуказанного пожара 2 сентября 2010 года) произведена опашка только общественных кладбищ Руднянского городского поселения в ..., в с..., .... Таким образом, в нарушении п.2.1 Положения и Перечня, администрацией Руднянского городского поселения в 2010 году до 2 сентября 2010 года опашка непосредственно населенных пунктов Руднянского городского поселения и устройство защитных противопожарных полос населенных пунктов Руднянского городского поселения организована и проведена не была. Таким образом, администрацией Руднянского городского поселения в нарушении требований статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 19, 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера» не было надлежащим образом обеспечено участие в предупреждении вышеуказанной чрезвычайной ситуаций в границах Руднянского городского поселения Руднянского муниципального района; надлежащее обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Руднянского городского поселения Руднянского муниципального района. Постановлением Главы администрации Волгоградской области № 1464 от 3 сентября 2010 года «О введении в Волгоградской области режима чрезвычайной ситуации» с 3 сентября 2010 года режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера введен на территории 5 районов Волгоградской области, в том числе Руднянского района. Бездействие администрации Руднянского городского поселения, выразившееся в не проведении опашка непосредственно населенных пунктов Руднянского городского поселения и устройство защитных противопожарных полос населенных пунктов Руднянского городского поселения за истекший период 2010 года привело к существенному нарушению прав и законных интересов граждан - жителей с.... Руднянского муниципального района, домовладения и имущество которых были уничтожены в результате пожара, возникшего на территории Руднянского городского поселения 2 сентября 2010 года, а также прав иных жителей Руднянского городского поселения на безопасность жизни и здоровья и сохранности принадлежащего им имущества. Просит суд признать бездействие администрации Руднянского городского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в не проведении за истекший период 2010 года (до 2 сентября 2010 года) опашки и не обустройстве защитных противопожарных полос населенных пунктов Руднянского городского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области, не обеспечении каждого домовладения первичными средствами пожаротушения (запасом воды не менее 200 литров и хлопушами), незаконным.

В судебном заседании прокурор поддержал свои требования в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просит суд их удовлетворить.

Представитель администрации Руднянского городского поселения Вязкова Н.В. и Глава Руднянского городского поселения Воронина О.В. не согласны с доводами, указанными прокурором, пояснили, что администрацией приняты все нормативные акты, касающиеся предупреждения и ликвидации пожаров. Их неполное исполнение связано с нехваткой в бюджете денежных средств. В пределах принятого бюджета все мероприятия проведены. Противопожарная опашка населенных пунктов, производилась местными фермерами на добровольной основе. Договоров на противопожарную опашку населенных пунктов с фермерами не заключалось. Не было обеспечено наличия в каждом домовладении Руднянского городского поселения первоочередных средств пожаротушения: ведра, лопаты, песка, емкости с водой 200 литров, хлопуши.

Выслушав прокурора, представителя администрации Руднянского городского поселения, главу Руднянского городского поселения, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора Руднянского района в интересах неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению по следующим основанием.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Как указал в п. 13 своего Постановления № 2 от 10.02.2009 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" Верховный суд РФ, На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В силу ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Согласно с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.

По нормам п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Из п.п. 8, 9 ч. 1 ст.6, ст. 29 Устава Руднянского городского поселения следует, что к вопросам местного значения Руднянского городского поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского поселения. Глава Руднянского городского поселения является высшим должностным лицом Руднянского городского поселения и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; глава Руднянского городского поселения в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Волгоградской области, уставом, нормативными правовыми актами Руднянского городского собрания, издает постановления и распоряжения по вопросам местного значения.

В судебном заседании установлено, что примерно в 13 часов 00 минут 02 сентября 2010 года произошло возгорание сухой травы в районе оврага «Долгий», расположенного на территории Руднянского городского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области и распространение огня по направлению к с..., расположенного в черте Руднянского городского поселения. Примерно в 14 часов 15 минут произошло возгорание жилых домов в селе .... Согласно полученным данным из администрации Руднянского городского поселения в результате происшедшего пожара в с...., огнем уничтожено 78 домов, из которых 49 жилых домов, 29 нежилых. Количество жителей, пострадавших от пожара, составило 154 человека, количество семей -53. Из числа пострадавших несовершеннолетних детей - 32, пенсионеров - 27. Площадь пожара в с.Р.Бундевка составила 19 га.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой председателя КЧС и ПБ Руднянского муниципального района Волгоградской области по состоянию на 09 сентября 2010 года, постановлением инспектора ОГПН ГУ МЧС от 3 сентября 2010 г. о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 168 УК РФ.

Постановлением главы Руднянского городского поселения от 14.07.2010 года № 62 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Руднянского городского поселения

Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 03 сентября 2010 года № 146 на территории Руднянского муниципального района Волгоградской области с 03 сентября 2010 года введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера.

Постановлением № 80 от 18.12.2009 г. Главы Руднянского городского поселения Ворониной О.В. было утверждено Положение «Об организации первичных мер пожарной безопасности в границах Руднянского городского поселения».

В соответствии с п.2.1 Положения Глава Руднянского городского поселения, уполномоченные должностные лица администрации Руднянского городского поселения организуют и контролируют деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Руднянского городского поселения. В соответствии с п.9 Положения финансовое обеспечение мер пожарной безопасности является расходным обязательством Руднянского городского поселения, за счет средств бюджета Руднянского городского поселения осуществляется финансирование первичных мер пожарной безопасности, в том числе на создание (обновление) защитных противопожарных полос в местах возможного переброса огня от лесных пожаров на территорию населенных пунктов Руднянского городского поселения.

Согласно постановлению № 94 от 30 декабря 2009 года Главы Руднянского городского поселения Ворониной О.В., утвержден Перечень социально значимых работ по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории Руднянского городского поселения. Пунктом 3 данного постановления контроль за его исполнением возложен на специалиста администрации Руднянского городского поселения, уполномоченного на решение вопросов ГОЧС.

В соответствии с п.3 Перечня, одним из мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории Руднянского городского поселений предусмотрено выполнение мероприятий, исключающих возможность распространения огня при лесных и степных пожарах на здания и сооружения, находящиеся в муниципальной собственности, жилые и надворные постройки граждан (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, уборка сухой растительности и другие).

Согласно информации из администрации Руднянского городского поселения от 5.09.2010 года, за истекший период 2010 года (до возникновения вышеуказанного пожара 2 сентября 2010 года) произведена опашка только общественных кладбищ Руднянского городского поселения в ..., в с...., ....

Таким образом, в нарушении п.2.1 вышеуказанного Положения и вышеуказанного Перечня администрацией Руднянского городского поселения в 2010 году до 2 сентября 2010 года опашка непосредственно населенных пунктов Руднянского городского поселения и устройство защитных противопожарных полос населенных пунктов Руднянского городского поселения организована и проведена не была.

Решением Совета безопасности Волгоградской области № 5 от 10 августа 2010 года «О неотложных мерах по защите населенных пунктов, лесов, лесных насаждений и сельскохозяйственных угодий от пожаров в пожароопасный период 2010 года», главам муниципальных образований Волгоградской области в срок до 18 августа 2010 года было поручено организовать проведение работ по опашке населенных пунктов, находящихся в непосредственной близости от лесных массивов, обеспечить каждое домовладение запасами воды не менее 200 литров и хлопушами.

В нарушение решения Совета безопасности Волгоградской области № 5 главой Руднянского городского поселения Ворониной О.В., работа по опашке населенных пунктов Руднянского городского поселения, находящихся в непосредственной близости от лесных массивов, обеспечения каждого домовладения запасами воды не менее 200 литров и хлопушами организовано не было.

Таким образом, администрацией Руднянского городского поселения и главой Руднянского городского поселения Ворониной О.В. в нарушение вышеуказанных требований Федеральных законов, Устава Руднянского городского поселения не было надлежащим образом обеспечено участие в предупреждении чрезвычайной ситуаций в границах Руднянского городского поселения Руднянского муниципального района, и не были обеспечены первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов Руднянского городского поселения Руднянского муниципального района.

Бездействие администрации Руднянского городского поселения и главы Руднянского городского поселения Ворониной О.В., выразившееся в не проведении опашки непосредственно населенных пунктов Руднянского городского поселения и не обустройстве защитных противопожарных полос населенных пунктов Руднянского городского поселения, а также в не обеспечении каждого домовладения первичными средствами пожаротушения (запасом воды 200 литров и хлопушами) за истекший период 2010 года привело к существенному нарушению прав и законных интересов граждан - жителей с. ... Руднянского муниципального района, домовладения и имущество которых были уничтожены в результате пожара, возникшего на территории Руднянского городского поселения 2 сентября 2010 года, а также прав и законных интересов жителей Руднянского городского поселения на безопасность жизни и здоровья и сохранности принадлежащего им имущества.

При таких обстоятельствах, заявление прокурора Руднянского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Руднянского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Руднянского городского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области, Главы Руднянского городского поселения незаконным, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Руднянского городского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области и главы Руднянского городского поселения Ворониной О.В., выразившееся в не проведении за истекший период 2010 года (до 2 сентября 2010 года) опашки и не обустройстве защитных противопожарных полос населенных пунктов Руднянского городского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области, не обеспечении каждого домовладения первичными средствами пожаротушения (запасом воды не менее 200 литров и хлопушами), незаконным

Обязать администрацию Руднянского городского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области устранить допущенное нарушение прав и свобод граждан в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в Волгоградский областной суд через Руднянский районный суд в течение 10 дней.

Судья: Е.В. Лемешкин.