Дело № 2- 52/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Рудня13 января 2011 года.
Руднянский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи А.В. Суворина,
при секретаре Мотиной Т.Н.
с участием заявителя Захарова И.А.,
представителя ТИК Горбань Г.А., Барзак П.П. по доверенности,
заместителя прокурора <адрес> Скрипкина Р.С.
в открытом судебном заседании рассмотрел гражданское дело по заявлению Захарова И.А. о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в его регистрации в качестве кандидата на должность главы Руднянского муниципального района, обязании Территориальной избирательной комиссии зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы Руднянского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением территориальной избирательной комиссии <адрес> (далее по тексту ТИК) от ДД.ММ.ГГГГ № Захарову И.А. отказано в регистрации кандидатом на выборах главы Руднянского муниципального района, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований Захаров И.А. указал, что основанием для отказа в его регистрации послужили незаконные действия и решения рабочих групп комиссии, бездействия председателя ТИК и самой комиссии. Указанные нарушения выражаются в нарушении процедуры выборки подписей избирателей, подлежащих проверке комиссией, нарушении установленного законом порядка проверки подписей избирателей в отобранных для проверки подписных листах, необоснованное включение в итоговый протокол 30 подписей избирателей, как недействительных по причине, что сведения о лице осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, не соблюдение гласности и открытости при рассмотрении заявлений кандидатов и граждан в комиссию, принятие Решения ТИК <адрес> об отказе в регистрации его кандидатом, как основанное на итоговом протоколе, в который включены в число недействительных <данные изъяты> избирателей в действительности не являющимися таковыми. Пояснив при этом основанием для отмены его регистрации явился итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии итогового протокола из заявленных им <данные изъяты> избирателей, количество проверенных подписей составила <данные изъяты> признаны недействительными. Из которых <данные изъяты> подписей из подписных листов №, №, признаны недействительными по причине подписания их сборщиком подписей, не указавшего полностью паспортные данные, а именно в наименовании органа выдавшем документ удостоверяющий личность «паспорте» сборщика подписей ФИО6 вместо «отделением УФМС России по <адрес> в <адрес>» указано «отделение УФМС России по <адрес>». Считает, что сведения о сборщике подписей листы №, № представлены в полном объеме в соответствии с Законом Волгоградской области от 06 декабря 2006 года № 1373-ОД «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области», а именно указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер, дата выдачи паспорта, наименование выдавшего его органа, адрес места жительства лица, собиравшего подписи, его собственноручная подпись и дата ее внесения. Кроме того, проверка подписей производилась, рабочей группой до объявления ему даты проводимой проверки то есть ДД.ММ.ГГГГ, которая должна была быть проведена ДД.ММ.ГГГГ о которой он уведомлен надлежащим образом, что лишало его права присутствовать при осуществлении проверки, высказывать замечания, давать пояснения по вопросам, возникающим у комиссии. Считает указанные <данные изъяты> подписей избирателей в подписных листах №, № должны быть признаны достоверными, а сама процедура проверки, выполненной рабочей группой до даты официального уведомления его о проверке признана незаконной, как нарушающая его права, предусмотренные ч. 5 ст. 28 Закона «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>»
Признание недействительными <данные изъяты> подписей из числа отобранных для проверки <данные изъяты> подписей, составляет менее <данные изъяты> от числа подлежащих проверке, и является достаточным для регистрации его кандидатом на выборах главы Руднянского муниципального района.
Просит суд признать незаконным Решение Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации Захарова И.А. на должность главы Руднянского муниципального района, обязать Территориальную избирательную комиссию <адрес> зарегистрировать Захарова И.А. кандидатом на должность главы Руднянского муниципального района.
В судебном заседании Захаров И.А. требования изложенные в заявлении поддержал в полном объеме. Просит суд признать незаконным Решение Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации Захарова И.А. на должность главы Руднянского муниципального района, обязать Территориальную избирательную комиссию <адрес> зарегистрировать Захарова И.А. кандидатом на должность главы Руднянского муниципального района.
Представитель ТИК Горбань Г.А., с требованиями заявителя не согласилась, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ в территориальную избирательную комиссию <адрес> кандидат Захаров В.А. предоставил пакет документов согласно ст. 27 Закона №1373-ОД от 06.12.2006г. «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» (далее Закон) для регистрации кандидата на должность главы Руднянского муниципального района. Рабочая группа в составе председателя ТИК Горбань Г.А., ФИО8, ФИО9 в присутствии кандидата Захарова И.А. провели процедуру случайной выборки подписных листов для проверки (ст. 28 п.4,5 Закона), Для проверки отобраны из папки № листы <данные изъяты> из папки № листы <данные изъяты> о чем был составлен соответствующий протокол. Согласно ст.28.п.5 Закона «жеребьевка проводится в избирательной комиссии непосредственно после выдачи кандидату... документа, подтверждающего прием подписных листов». Кроме того, на информационном стенде в территориальной избирательной комиссии <адрес> и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещены Порядок и Процедура проведения случайной выборки подписных листов для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.
29.12.2010 г. согласно ст. 28 п.4 Закона рабочая группа в составе: ФИО13, ФИО9, ФИО8, системного администратора ГАС «Выборы» ФИО10 проверили достоверность данных, содержащихся в подписных листах. Расхождения между персональными данными в подписных листах и регистром избирателей, выявленные в ходе проверки, оформлены соответствующим актом, выявлено <данные изъяты> несоответствий. Информация, содержащаяся в системе ГАС «Выборы», носит конфиденциальный характер, доступ в данное помещение ограничен, присутствие в нем кандидатов не регламентируется.
О дате и времени заседания Рабочей группы по проверке подписных листов и заседании ТИК <адрес> о регистрации кандидатов Захаров И..А. уведомлен, о чём имеется расписка Захарова И.А. ДД.ММ.ГГГГ на заседании Рабочей группы до сведения кандидата Захарова И.А. были доведены результаты проверки представленных документов, а также последующие действия Рабочей группы по уточнению выявленных расхождений посредством получения официальной справки органа регистрационного учета граждан РФ. По результатам проведённых проверок было выявлено <данные изъяты> подписи из папки №, листы <данные изъяты> не соответствуют действительности по данным регистрационного учёта (ст.28 п.10 «6»); <данные изъяты> подписей подписных листах №, № признаны недействительными в соответствии со ст. 28 п. 10 «ж», в указанных подписных листах сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, не соответствуют сведениям, заверенным нотариально. Таким образом, из <данные изъяты> подписей, отобранных для проверки, <данные изъяты> признаны недействительными, что составляет более 10%. В соответствии со ст. 28.п. 13, 14 Закона, Рабочая группа приняла решение о проведении дополнительной проверки ещё 15% подписей. В результате жеребьевки для проверки были отобраны из папки № лист <данные изъяты>), из папки № листы <данные изъяты>). Актом рабочей группы зафиксировано 4 несоответствия с регистром избирателей системы ГАС «Выборы». В соответствии со ст.28 п. 14 Закона дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата не производится. Просит в удовлетворении заявления Захарова И.А. отказать.
Представитель ТИК Барзак П.П. в судебном заседании возражает против удовлетворения заявления Захарова И.А., так как считает, что ТИК правомерно отказала в регистрации Захаров И.А. кандидатом на выборах главы Руднянского муниципального района.
Представитель Администрации <адрес> будучи надлежаще извещенным, в судебном заседании не явился. В соответствии со ст. 260.1 ГПК РФ неявка не является препятствием для рассмотрения дела в суде.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать заявителю Захарову И.А. в требованиях о признании незаконным решение территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и обязании территориальную избирательную комиссию <адрес> зарегистрировать его кандидатом на должность главы Руднянского муниципального района, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Порядок организации и проведения выборов главы Руднянского муниципального района Волгоградской области определен Законом Волгоградской области от 6 декабря 2006 года № 1373-ОД «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области».
В соответствии со статьей 259 ГПК РФ Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно ст.5 ч.1 Закона Волгоградской области № 1373-ОД граждане Российской Федерации участвуют в выборах органов местного самоуправления на равных основаниях.
Исходя из положения ст.29 п.14 Закона Волгоградской области № 1373-ОД, решение избирательной комиссии муниципального района о регистрации кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления может быть обжаловано в Избирательную комиссию Волгоградской области или в районный суд в соответствии с подсудностью, установленной федеральным законом.
Согласно п. 10 ст. 28 Областного Закона недействительными считаются:
б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;
ж) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, и (или) собственноручной подписью кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, указанным уполномоченным представителем, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, об уполномоченном представителе избирательного объединения, кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
Согласно ст. 29 п.8 п.п. «д» Закона Волгоградской области № 1373-ОД основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Статья 28 п.1,4,5 Закона Волгоградской области № 1373-ОД гласит, что избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение предусмотренного настоящим Законом порядка выдвижения кандидатов на должность выборного должностного лица местного самоуправления представивших установленные настоящим Законом документы. Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, иных государственных органов, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы", включая государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
Проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных соответственно в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу.
Исходя из положения ст.28 п.17 Закона Волгоградской области № 1373-ОД, повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией решения о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с п.6 ст.76 настоящего Закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
По результатам проведенной рабочей группой проверки подписных листов на выборы в органы местного самоуправления Руднянского муниципального района Захарова И.А. были проверены подписные листы папка № листы № папка № листы №.
Согласно ведомости проверки подписных листов в поддержку кандидата Захарова И.А., подписные листы №, и № на основании ст. 28 п. 10 «ж» и ст. 28 п.10 «б» признаны не действительными.
Те же нарушения указаны и в итоговом протоколе проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата. Рабочей группой рекомендовано отказать в регистрации Захарову И.А.
Постановлением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Захарову И.А. отказано в регистрации кандидатом на должность главы Руднянского муниципального района, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Судом установлено, что в представленных кандидатом в главы муниципального района Захровым И.А. подписных листах №, №, проверенных территориальной избирательной комиссией не в полном объеме указаны сведения о лице осуществляющем сбор подписей избирателей, а именно в подписных листах не полностью указаны реквизиты органа выдавшего документ удостоверяющий личность в частности указано «Отделение УФМС России по <адрес>» вместо того как указано в списке лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей в поддержку кандидата на должность главы Руднянского муниципального района Захарова И.А. заверенного нотариусом ФИО12 и зарегистрированном в реестре за № значиться «Отделение УФМС России по <адрес> в <адрес>»
Не указание в полном объеме сведений о лице осуществляющим сбор подписей избирателей является нарушением пункта 7 статьи 26 Областного закона, в соответствии с которым при сборе подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и уполномоченным представителем избирательного объединения, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
Согласно подпункту «ж» пункта 10 статьи 28 Областного закона недействительными считаются все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, и (или) собственноручной подписью кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, указанным уполномоченным представителем, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, об уполномоченном представителе избирательного объединения, кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
Исходя из приведенных выше положений избирательного законодательства, суд находит, что не указание в подписных листах в полном объеме сведений о лице осуществляющим сбор подписей избирателей является нарушением закона.
В связи с изложенным, довод заявителя, Захарова И.А. о том, что в подписных листах № и № в полном объеме указаны сведения о лице осуществляющим сбор подписей избирателей, является не состоятельным, поскольку действующее избирательное законодательство, а именно ст. 26 п. 7 закона № 1373-ОД «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» установил исчерпывающей перечень сведений о лице осуществляющим сбор подписей избирателей необходимый для подписных листов.
Таким образом, количества представленных Захаровы И.А. подписей избирателей за вычетом количества подписей, признаваемых недействительными по вышеизложенным основаниям, недостаточно для его регистрации. Поэтому регистрация кандидата не может быть произведена в соответствии с подпунктом «д» пункта 8 ст. 29 Областного закона.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО13 пояснил суду, что он является руководителем рабочей группы ТИК по проверке подписных листов. ДД.ММ.ГГГГ согласно ст. 28 п.4 Закона рабочая группа в составе: него ФИО9, ФИО8, системного администратора ГАС «Выборы» ФИО10 проверили достоверность данных, содержащихся в подписных листах. Расхождения между персональными данными в подписных листах и регистром избирателей, выявленные в ходе проверки, оформлены соответствующим актом. На ДД.ММ.ГГГГ было назначено заседание рабочей группы для проверки подписных листов, о дне заседания заявитель Захаров И.А. уведомлен надлежащим образом. Информация, содержащаяся в системе ГАС «Выборы», носит конфиденциальный характер, доступ в данное помещение ограничен, присутствие в нем кандидатов не регламентируется.
Суд доверяет показаниям данного свидетеля, поскольку они подтверждены актом рабочей группы по проверке подписных листов, а также уведомление о дне заседания рабочей группы.
Доводы Захарова И.А. об отсутствии жеребьевки для выборочной проверки подписных листов так же не нашли своего подтверждения в суде, поскольку согласно протоколу № случайной выборки подписных листов для проверки, в результате жеребьевки отобраны подписные листы папка № листы № папка № листы № с количеством подписей <данные изъяты>.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Захарова И.А. поскольку действия ТИК соответствуют действующему законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Захарова И.А. о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в его регистрации в качестве кандидата на должность главы Руднянского муниципального района, обязании Территориальной избирательной комиссии зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы Руднянского муниципального района – отказать.
На решении может подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда в течении пяти дней со дня составления мотивированного решения
Судья:А.В. Суворин