Дело № 2-441/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Рудня 23 августа 2011 года
Руднянский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Е.В. Лемешкина,
при секретаре ,
с участием:
заместителя прокурора Руднянского района Волгоградской области ,
в открытом судебном заседании рассмотрел гражданское дело по иску прокурора Руднянского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области, главе администрации Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия администрации Лопуховского сельского поселения, главы Лопуховского сельского поселения незаконным и о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
В Руднянский районный суд обратился прокурор Руднянского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области, главе администрации Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия администрации Лопуховского сельского поселения, главы Лопуховского сельского поселения незаконным и о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. В обоснование своих требований прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Руднянского района проведена проверка соблюдения администрацией Лопуховского сельского поселения требований законодательства о противопожарной защищенности населенных пунктов от природных пожаров в деятельности органов местного самоуправления Руднянского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой установлено, что бездействие администрации Лопуховского сельского поселения и главы Лопуховского сельского поселения , выразившееся в не проведении командно-штабных учений, в непринятии надлежащих мер по обустройству подъездной площадки к месту забора воды, расположенной в <адрес> твердым покрытием, не установлении в <адрес> системы звукового оповещения населения о пожаре, может привести к существенному нарушению прав и законных интересов граждан – жителей <адрес> и в случае возникновения пожара, допущенные нарушения законодательства могут способствовать быстрому распространению огня и как следствие уничтожение домовладений и имущества граждан. Просит суд признать бездействие администрации Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области и главы Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в не проведении командно-штабных учений, в непринятии надлежащих мер по обустройству подъездной площадки к месту забора воды, расположенной в <адрес>, твердым покрытием, не установлении в <адрес> системы звукового оповещения населения о пожаре, незаконным, обязать администрацию Лопуховского сельского поселения и главу Лопуховского сельского поселения провести командно-штабные учения, обустроить подъездную площадку к месту забора воды, расположенную в <адрес>, установить в <адрес> систему звукового оповещения населения о пожаре, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заместитель прокурора Руднянского района исковые требования поддержал в полном объеме, просит суд признать бездействие администрации Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области и главы Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в не проведении командно-штабных учений, в непринятии надлежащих мер по обустройству подъездной площадки к месту забора воды, расположенной в <адрес>, твердым покрытием, не установлении в <адрес> системы звукового оповещения населения о пожаре, незаконным, обязать администрацию Лопуховского сельского поселения и главу Лопуховского сельского поселения провести командно-штабные учения, обустроить подъездную площадку к месту забора воды, расположенную в <адрес>, установить в <адрес> систему звукового оповещения населения о пожаре, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика – администрации Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района, ответчик – глава администрации Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района – в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, согласно предоставленного заявления, приобщенного к материалам дела, исковые требования признает в полном объеме, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования прокурора Руднянского района Волгоградской области подлежащими удовлетворению. Выводы суда основаны на следующем.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку требования прокурора являются законными и не противоречат действующему законодательству.
В соответствии с п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Вышеуказанные правовые нормы, определяющие вопросы местного значения Лопуховского сельского поселения также закреплены в п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 7 Устава Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области.
В соответствии со ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии со ст. 21 ФЗ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 7 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 года № 547 (далее – Положение), совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок.
В соответствии с п. 8 Положения, командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в органах местного самоуправления один раз в три года.
По данному факту прокуратурой Рудяннского района ДД.ММ.ГГГГ года в адрес главы Лопуховского сельского поселения было внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, согласно ответу на данное представление, в настоящее время нарушения устранены.
Однако в ходе проведения прокуратурой Руднянского района проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, командно-штабные учения в администрации Лопуховского сельского поселения не проведены, при этом подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководители органов местного самоуправления, работники органов местного самоуправления прошли.
В соответствии с требованиями п. 1 ППБ № 01-03, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее – граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 89, 84 Правил пожарной безопасности, в Российской Федерации пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда.
Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.), к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах – на органы местного самоуправления).
В ходе проведения проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией Лопуховского сельского поселения подъездная площадка к месту забора воды, расположенная в <адрес> на <данные изъяты>, твердым покрытием не обеспечена, также данное место для забора воды знаком «Не загромождать!» не оборудовано.
Согласно п. 114 Правил, на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
В соответствии с п. 110 Правил, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители или должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, по прибытии к месту пожара должны, в том числе, проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты).
В нарушение вышеуказанных пунктов Правил, <адрес> Лопуховского сельского поселения не обеспечено системой звуковой сигнализации.
В соответствии с № Устава Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области, глава Лопуховского сельского поселения является высшим должностным лицом Лопуховского сельского поселения и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; глава Лопуховского сельского поселения в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Волгоградской области, Уставом, нормативными правовыми актами Совета Лопуховского сельского поселения, издает постановления и распоряжения по вопросам местного значения.
В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, администрацией Лопуховского сельского поселения и главой Лопуховского сельского поселения надлежащее обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области не осуществляется.
Бездействие администрации Лопуховского сельского поселения и главы Лопуховского сельского поселения , выразившееся в не проведении командно-штабных учений, в непринятии надлежащих мер по обустройству подъездной площадки к месту забора воды, расположенной в <адрес> твердым покрытием, не установлении в <адрес> системы звукового оповещения населения о пожаре, может привести к существенному нарушению прав и законных интересов граждан – жителей <адрес> и в случае возникновения пожара, допущенные нарушения законодательства могут способствовать быстрому распространению огня и как следствие уничтожение домовладений и имущества граждан.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Количество лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, многочисленно, эта категория лиц непостоянна и персонально изменчива (в частности, в течение года жители Лопуховского сельского поселения выбывают с места жительства в другие регионы, из других регионов граждане прибывают в поселение для постоянного проживания; в течение года изменяется демографический состав населения в связи с рождаемостью и смертностью жителей поселения).
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведенной прокуратурой Руднянского района проверки установлено, что в деятельности администрации Лопуховского сельского поселения выявлены существенные нарушения законодательства о противопожарной защищенности населенных пунктов.
Таким образом, судом достоверно установлено, что администрацией Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района не исполняются требования законодательства о противопожарной защищенности населенных пунктов от природных пожаров.
В интересах защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, необходимо признать бездействие администрации Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области и главы Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в не проведении командно-штабных учений, в непринятии надлежащих мер по обустройству подъездной площадки к месту забора воды, расположенной в <адрес>, твердым покрытием, не установлении в <адрес> системы звукового оповещения населения о пожаре, незаконным, обязать администрацию Лопуховского сельского поселения и главу Лопуховского сельского поселения провести командно-штабные учения, обустроить подъездную площадку к месту забора воды, расположенную в <адрес>, установить в <адрес> систему звукового оповещения населения о пожаре.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Руднянского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области, главе администрации Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия администрации Лопуховского сельского поселения, главы Лопуховского сельского поселения незаконным и о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области и главы Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в не проведении командно-штабных учений, в непринятии надлежащих мер по обустройству подъездной площадки к месту забора воды, расположенной в <адрес>, твердым покрытием, не установлении в <адрес> системы звукового оповещения населения о пожаре, незаконным.
Обязать администрацию Лопуховского сельского поселения и главу Лопуховского сельского поселения провести командно-штабные учения, обустроить подъездную площадку к месту забора воды, расположенную в <адрес>, установить в <адрес> систему звукового оповещения населения о пожаре.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Руднянский районный суд Волгоградской области в течение 10 дней.
Судья: Е.В. Лемешкин